X. О славном Маршале Будённом

                О славном маршале БУДЁННОМ ...

     О Будённом, одном из самых больших символов Красной, а потом Советской Армии вместе с Климом Ворошиловым нельзя не рассказать здесь, ведь мне довелось с ним встретиться четыре раза: три раза “вживую”, а один с “результатами” его труда.
 
     Южная Геофизическая экспедиция, 1961 год. После окончания Киевского геологоразведочного техникума я работаю техником-оператором на электроразведке в районе Туркестанского хребта. Мой помощник – Амир, коренной житель Средней Азии. Он окончил горный техникум то ли в Алмалыке, то ли в Ангрене. Был на год старше меня. Высокий, крепкий, умные серьёзные глаза. Спокойный, рассудительный. Лицо для уроженца Средней Азии довольно светлое. Нос большой, с горбинкой, как у осетина. Жил он в Джизаке и поступил (или направили его) на работу в нашу экспедицию. Попал ко мне.

     Однажды, когда мы, сидя вместе в кабине грузовика, проезжали мимо очередного брошенного кишлака, я спросил его:

     - Амир, почему здесь кишлаки брошенные, и почему их так много!?
Лицо его омрачилось: “Это всё Будённый!”

     Из его небольшого рассказа я узнал, что когда Будённый усмирял басмачей, то, если доставали снаряды, выпущенные из орудий бронепоезда, то били прямо по непокорному кишлаку. В горных районах, где в основном и скрывались басмачи, чёрным смерчем проносилась конница, круша всё на своём пути! Уцелевшие жители снимались с места и уходили дальше в горы...
    
     И нет большего оскорбления для узбека, чем показать жестом, что ты закручиваешь усы или размахиваешь шашкой...

     Сразу должен сказать, что не хочу делать никаких выводов и обобщений. Я передаю только то, что видел и слышал сам. А то, что басмачей усмиряли, как в своё время крестьян в Тамбовской области – факт исторический!

     Теперь можно вспомнить, как мне довелось видеть Семёна Михайловича в жизни – он был депутатом Верховного Совета СССР от нашего избирательного округа по Каменец-Подольской, а потом Хмельницкой области.

     Впервые увидел я его в 1950 г., когда был совсем маленький. Будённый в окружении большой массы народа двигался по мосту мимо мельницы, стоявшей на реке Утка, по направлению к городскому парку, где должен был состояться митинг. Происходило это ранней весной, было прохладно. Я был в сопровождении взрослых.

     Будёный оказался на большом расстоянии от нас, так что разглядеть его не удалось, но ощущение чего-то необычного осталось.

     Вторая встреча произошла в 1954 г., тоже весной, но было значительно теплее. Будённый в парадной маршальской летней форме со всеми наградами стоял на трибуне в парке. Его окружало множество генералов тоже с наградами. Столько высших армейских чинов сразу и в таком количестве в обыденной жизни увидишь не часто... На этот раз я уже был самостоятельный, без взрослых, и находился метрах в двадцати от трибуны. Было солнечно, сверкали ордена и медали, играла музыка - во всём было ощущение праздника, ведь, проходила встреча с прославленным маршалом...

     Но самая интересная, без преувеличения, встреча состоялась ранней холодной весной 1958 г. Я тогда учился в выпускном десятом классе. Наша недавно построенная средняя школа находилась недалеко от железнодорожной станции, откуда по направлению в город должен был проследовать кортеж Будённого. Старшие классы вместе со школьным духовым оркестром были выстроены у дороги, по которой должны были двигаться автомашины.
     Директор всем строго-настрого приказал, что если они остановятся, строя ни в коем случае не нарушать!

     И вот из-за поворота показалась кавалькада автомашин.

     Оркестр грянул туш!

     Машины поравнялись с нашей колонной, остановились, и оттуда вышли Буденный и сопровождавшие его люди. Строй мгновенно рассыпался и ринулся к маршалу. Я рванулся вперёд вместе со всеми, и в итоге оказался от Будённого на расстоянии вытянутой руки... Отделял меня от него только один человек из охраны, и у меня была возможность хорошо рассмотреть маршала.

     Был он невысокого роста, коренастый, кряжистый. Поскольку стояла холодная погода, был он в толстой кавалерийской шинели и папахе и мало похож на свои многочисленные портреты, которые в изобилии развешивались у нас в городе перед выборами:
 
     Во-первых, было ему уже, семьдесят пять лет, а изображали его на портретах только молодым.
     Во-вторых, знаменитые его усы оказались не длинными и чёрными, а короткими, седыми и толстыми, и торчали в стороны, как у моржа...
     В-третьих, всё лицо его было в многочисленных оспинках, как у некоторых из его охраны, возможно, бывших шахтёров. Для тех, кто провёл много времени в шахтах это характерно.

     Буденный поздоровался за руку со всеми преподавателями, кто находился поблизости, и с одним рослым десятиклассником из параллельного класса, тот потом, шутя, сказал, что до конца школы не будет мыть руки, как герой М. Коцюбинского после встречи с Николаем II.
     Затем Будённый, поговорив несколько минут с директором и порасспросив его о школе, попрощался со всеми, пожелав всего лучшего. Все приехавшие сели в машины и уехали, ... канув со временем в историю...


Рецензии