Волшебная шкатулка

               
                рассказ
   Общежитие    отличалось  тишиной  и  пустотою   вечерами, когда  я    рисовала  картинки,   развешивая  по  стенам. Хобби  у  меня  такое... Что    вижу    во  сне,   пытаюсь   изобразить  на  бумаге… На  стенах    целая   выставка, смотреть  которую  приходили    друзья - студенты.  Приятно,  когда  твои   работы   хвалят… хотя   я  видела    множество  недостатков,  и  постоянно    их   переделывала…

 …Однажды  в  мою  дверь  постучали. Открываю:  стоят   передо  мной  девчонки   с   иконки, -   старшей  лет  двенадцать, младшей  лет  шесть. Цветными   платками   укутаны…А глаза  большие, черные,  тянут  грязные   ладошки,  и  хором:
-  Давай, красавица  погадаю!   Ясно,   денег просят.

   А   какие   деньги  у  студентов? Стипендия  крохотная. Хватает  лишь  за  угол   платить. Цыганята  глазами   хитрыми:  зырк-  зырк  по  комнате,   да  по  стенам   с  картинками!.(. «ищут, что украсть,- догадалась  я, -  моя  мама   говорила:  родители  их   этому   учат»)…
     Вообще   эта   комната    не  моя,  а  подруги,   которая   ночевала    в  гостях  у  родственников,  пока   я   к  экзаменам  готовилась.  Я  тут  временно. Смотрят   дети   глазами   Врубелевскими! -   и  сразу   хочется   их  рисовать!- и  тут… странная  мысль  брякнула   мне    в  голову:
-  Заходите,-  говорю, -  гостями  будете. Чай   с вареньем   хотите?.. 
    Растерялись,  глазенками  хлопают. Ручонки   тянут, но  поняли:   бессмысленно.  Заметила  я   беспокойство,  дверь  раскрыла  пошире:
-  Заходите,   не  бойтесь!..
 
   «Кто,-  думаю, -   послал   детишек    глупым   делом   промышлять?.. Какие   из  них  гадалки?!-   детям  играть  надо... Небось,   голодные?..»-  Разглядываю   их,  а  они - меня! Первый  раз   у  меня  такие   смешные  гости… Им   тоже,  чувствую, -  странно  моё  приглашение.  Но  не  уходят. Мама   говорила:  «Бойся  цыган! Они    воры, и  обманщики..»… А  я  «поперечная»  обычно   делаю   наоборот:  «Но  может,  не  все?!-  думаю,-  глаза-то   Врубелевские!.. Не    сами  же  они  это придумали, - послали  взрослые.  Не  виноваты  они! -  приспосабливаются.  И чем     они  хуже   обычных  детей?  Вон, какие  мордашки  симпатичные, хотя  и  чумазые…  смуглянки».. Стоят  в  ожидании.  «Как  быть? – думаю, - Небось,   родные   не  позволяют  им   по  гостям    шляться!…» 

    Сама  чайник  включила:
-  Вы  варенье  любите? ...-  ставлю   на  стол  чашки,-  Да  ладно   в  дверях-то  стоять, -  заходите,  раздевайтесь!.. И  тут, -  чисто  случайно,-   я   сделала  одну  вещь, - чем  моих  гостей   изумила  и   насторожила:    штору   черную  задвинула,   выключила  верхний  свет,  а   взамен    включила    розовую  ночную  лампочку… Штора   у меня  особенная:   толстая   крупной  нити,  а  по  черному  фону   большие  белые  розы, -  как   звезды  в   небе,-    раскинуты! Стало    как   в  театре:  таинственно  и   заманчиво… Чашки   на   столе   красивые.  Одна  вазочка   с  вареньем,   другая  с  печеньем. Девчонки,   видя, что   я  чай   разливаю, -  успокоились, заинтригованные,  -   шагнули   вперед..Я   не  стала  заставлять  их   платки   снимать  и   руки  мыть, хотя  вижу:  руки-то   красные,  в  цыпках… Сели   молча,   чашки   брать не  решаются...
  - Ну! – говорю,-  и   долго   вы   так   сидеть  будете? Или   не  нравится  моё   варенье?  -  себе  в  розетку  чайной  ложкой   кладу, -  давайте    вместе   чай  пить,  а  то   мне  одной   скучно…

    Гляжу,-  зашевелились,  шепнув  что-то  друг  дружке,  -  ложечки  взяли,   варенье   кладут.. Правда,  без   обычного  детского восторга. А  я  подумала: « походи-ка   целые   дни  с  ладошкой   протянутой!  -  будешь  тут   веселым!» …А  у меня,  как   нарочно,   кроме   чая    всего   три  печеньки,  да  четыре   конфеты.  Гости    что-то  уж  слишком   серьезные…»Как   их  развеселить?-  думаю,-  неужели    они  не  играли  никогда,   не  смеялись? Наверно,  впервые   в  гости  попали… «работяги»! - у  них,   небось,  и  игрушек   нет?.. Чем  они  виноваты, что  не  умеют  жить,  как  другие? »…И   стала  я  думать, чем   развлечь  цыганочек.
-  А  признайтесь, -  говорю, -   врать-то   учат   вас  родные   ваши, а? Не  надоедает    целые  дни  вот  так  ходить?!..
    Вздрогнули   девчонки!  - вскочили,   ложечки  бросили… у   младшей   даже  платок   свалился,-   нагнулась,  подбирает,  глядит   испуганно…
-  Да  не  бойтесь! -  говорю,-  я  же   шутя,   вижу, что   вы   хорошие! Вы  мне   сразу   понравились.  Я  рада,  что  вы  ко  мне   пришли.-   И старшую,  -  ту, что  вскочила,-   за    подол   схватила,   усадила  обратно, -    пейте  чай,  я  вам  еще  конфет   дам…
 Девчонки   глядят, как  я  горсть  карамели   в  блюдце  высыпала:
-  Берите!  .
   Успокоились,   а  я   продолжаю  болтать, и  моя  физиономия   сумела  состроить   дружескую   улыбку   для   «маленьких  обманщиц», -  вот  уже   конфеты  похватали,   уминают. Чай  пить  начали…

     Вначале   мне  очень   хотелось   вызвать   их  на  откровенный    разговор,  и  тут  я… давай   рассказывать  им, как   ножницами  рисую! - вынула  бумагу,   показала    узоры,  вырезала    собаку,   кошку,   куколки… Девчонки  удивленно  глядят..  «Вот  же, -  думаю, -  странный  народ!-   дети,  а   среди   нас  бродят,  как  дикари…Мы  их   не  знаем, и   толком  не   хотим  знать… А  чем    так   привлекательна     их   кочевая  жизнь?..Похоже,  у  них  и  нет детства!  Чем   эти  дети   отличаются   наших…и  чем  они   хуже, что  жизни   их  не  позавидуешь. Как  им   про себя  рассказать, - если  не  разрешают…Но  что-то   видимо   тоже  им    интересно  в  нашей  жизни, кроме   этого: «красавица, погадаю»?!»

-  Послушайте,  - говорю, -  а  во   что  вы  любите  играть?..-  Выждав  паузу,    широко  улыбнулась, -  Ну, чего   молчите?! Во  что  вы   играете?.. Может,  в   куклы?   Вы  любите  куклы?..
    Младшая   кивнула,  и…застенчиво  улыбнулась. Наконец-то! Я  смотрела  на  ее  сестру, глядящую   напряженно, и  в  глазах  ее  заметила    еле   заметный  огонёк.
-  Вот,-  говорю   загадочно,-  смотрите, что   у  меня  есть! – достаю  с полки   деревянную   резную  шкатулку   с    бижутерией,-  на   которую  давно   не  обращала  внимания,  поскольку   последнее   время   почти  никуда  не  ходила…
-  Это,- говорю,-   ВОЛШЕБНАЯ  шкатулка!-  торжественно водрузила  ее   на  стол.  Девчонки    оживились,   глядят    с    любопытством.
-  Смотрите! –  открыла  я   шкатулку   с «драгоценностями»,  - как   шутя   их   называла . Тут  перед  ними   в  блеске  открылось  множество   бус  и  брошек, -  какие   мне  дарили,  какие   сама   купила… Переливались  огоньками   бусы  из  хрусталя,  разноцветные   чешского стекла,  даренные    на  день  рождения. Медные  колечки,   которые   я  не   носила,-  пальцы     слишком   тонкие…Зеленые   и   красные   стекляшки   в   сережках  из  мельхиора,  с  застежками- цветочками,   с перьями-хвостиками, и  медные   серьги   с   кольцами   и  месяцами.. Все   это  таинственно   мерцало  в  свете  розовой  лампы… Сережки   я   не   носила:   уши    боялась   протыкать. Брошек   была  уйма, а   самая  красивая   чешского   стекла,   с   сапфиром  ( так   говорили), и  сиренево-голубоватая,  с  блестками  перламутра..еще   с  синими камешками, -  а  на  свету   зелеными ( то  ли  александрит ?)… и  самоделки   из  ракушек:    «бантики» , и  «розочки»… Мама говорила,  что   в  19  лет   серьги  носить   еще   рано:  не   хотела   чтоб  я  «расфуфыривалась».  Но когда  настроение   падало, -   я  потихоньку    открывала   шкатулку, -   и  разглядывала  их,  примеряя… думая  о  себе  лучше,   чем   я  есть… и  что  я  -  Волшебница!  На танцы   я  ходила  без   украшений..   
 Ах! -лепестки  цветков  и  крылышки  бабочек...
    Девчонки  и   вправду   преобразились, -  обрадовались, - особенно,   после  того, как  я   разрешила:
-  Берите,   примеряйте! Вот   зеркало…А  платки..  лучше   снять:   ну,  как    бусы   надевать   можно,  если  мешает   платок?.. Снимайте,  и  кладите   вот   сюда,-  отвела   место    на  табуретке,-   мы   поиграем,   а   потом   опять   наденете. 
    Девчонки  в  шоке   молчали,  но  глаза  и  щеки    их  пылали  красноречивее   слов!..
-  Чего    закисли?! Вот  волшебная   шкатулка,   а   сейчас    я  включу   музыку,  -  и  мы  будем  принцессами!... Хотите?..
    У  подруги   был  старый  проигрыватель  с  пластинками,  который  я    включила. При   выключенном   верхнем  свете    и  розовой  подсветке  заиграл     старинный    вальс.  Под    музыку   розовый  фонарик   отбрасывал   загадочные    всполохи  на  стены.  Я   взяла   хрустальные  бусы, и,  сложив   вдвое,  обернула   себе  вокруг   головы. Моя  черная  коса   выгодно  выделилась.  Уж   не  знаю,  что  больше    подействовало,  но   в  азарте   я  скинула   халат,  обернулась   вокруг  плеч  белой   кружевной  накидкой…стою,   улыбаюсь!
     Девчонки, ахнув,  стали  раскручивать   и  снимать   цветные  платки...и  оказались   в   летних  сарафанах,  поверх  которых    надеты   длинные   юбки…  снимали  их  через   голову…
- Ээ!-  девочки,- погодите, - сказала  я,  - а  почему  принцессы   такие  чумазые?  Вы  хоть   дома-то   когда-нибудь  умываетесь?..Давайте,  я  вас умою!-   полотенцем,  намоченным    из  чайника,  - утерла  им  лица, а  заодно   руки, -  намылив  мылом…они   не  возражали.   
   … Девочки   брали   бусы,  и, -  как  я,-  закручивали    вокруг  головы,   надевали  на  шею… Я  разрешила  надеть  тюлевые  накидки,  и   под  музыку   мы   втроём    стали  кружиться   посреди   комнаты,  -  вскользь   заглядывая   в  зеркало.. Развеселились!  К    розовой  лампочке  я из-под кровати достала   зеленую, - включила (у меня  давно   было   куплено   три   ночных  лампочки)…   Теперь  мы    все    выглядели   таинственно  и   загадочно!...  словно  и    впрямь   вошел  к  нам   чарующий  дух  волшебства…
-  Снимайте  же   тряпки!-  сказала  я  старшей,   которая  никак   не  могла  развязать  платок,-  погоди,  помогу…- Долой  чулки! Надеваем короны!..

   Девочки   теперь  стали  чистенькими,  а  в  украшениях   открылось,  какие   они    красивые!.. Я   залюбовалась   ими:
-  Вы   настоящие  принцессы,  красавицы!-  кивнула   я   на   зеркало,-  давайте   бусы   завяжу, а  то  болтаются…Еще  у   меня    помада  есть,-    немного   на  балу   потанцуем,  а  потом   смоете…но…
   Помадиться  они   категорически   не  захотели. Впрочем,  и  так  яркие.  Пришлось  расчесать   их  длинные  черные   вьющиеся   волосы, и уложить   красиво. ..Как   засияли    опаловые  глаза   на   смуглых  личиках,   и   губы  открыли  улыбчивые  лица!..Взявшись  за  руки,   мы   танцевали  «Танец  прекрасных  фей»!..   
    С той   минуты,   как   они  сняли,  сложив   кучей    «старую   дряхлую  кожу» , сгрудившуюся   на  табурете, -  девчонки   волшебно    ожили!..
«Всем   хочется  быть   красивыми,   и  счастливыми!»- думала  я… …Переодевшись   в  «принцесс»,  дети   перестали    стесняться,   и удивительно   меня   слушались…Действительно ,  одежда   меняет  человека! И   я  радовалась,  наряжая  девчонок,  словно  кукол,   с важностью  говоря:
-  А   это   золото,  а  это   бриллианты!-    воткнула  им   в  уши,   оказавшиеся  проткнутыми… а  на  шеи,  и    головы   нацепила   «перламутровые»  подвески,  приговаривая:
-  Вот  какие   прекрасные   феи  и   принцессы! А  сейчас    мы   наденем    короны   и   станем  королевами...

      Ножницами  из  плотной  бумаги   я   вырезала   короны, скрепив   их сзади   скрепками…
    Звучал   вальс  Штрауса…Узорные  короны  в  отсветах   меняли  цвета:    то  зеленый   то   красный…Кружева   на  плечах   подчеркивали    гордо  посаженные  головы   в  коронах..Танцевать  они   умели  не  хуже  меня... Видно, у  цыган  это  в  крови,  и  музыку  любят…Грациозно,   пластично  изгибались   тела  в  танце! А  я,  - жалея,  что  не   могу   рисовать  их  с  натуры, старалась  запоминать  движения!  Таинственно   звенели    на     смуглых   запястьях   браслеты...

    В  азарте,  -   выйдя  в  коридор,   -  я   переоделась  Принцем,  и   вернулась   в   белом   «плаще»   из   простыни,   и  в  трехлистной  короне,  с  зеленоватым   «месяцем»    во  лбу…  «Принцессы»  радостно  взвизгнули..  Принц   по- очереди   приглашал  их   танцевать… Шутя, он  ловил   их,-  а  те, хохоча,-   убегали… «Принц»   говорил   по-английски,   потому  что   «приезжий»…Девчонки   смеялись:
-  Девицы- красавицы, - спросил  их  Принц,-  а  вы  знаете  сказку  о  Царевне- Лягушке? ...

    Нет, эти  дети   не  знали    сказок:  ни   о  Мертвой  царевне,  ни  о  Хозяйке  Медной  горы…похоже, никто    никогда  им  не рассказывал.
-  Ладно. Тогда   я   расскажу   вам   о  Царевне –Лягушке.. – Принц  сел  на  кровать,  а  девчонки  сели  рядом,   устав   от   танцев,   робко  слушали,   с  любопытством  блистая  глазенками.
    После  сказки   сказочный  Принц  покачал  головой,  и   с  сожалением  сказал:
-  Ну,  вот   день   кончается...Я   уезжаю  в  Африку,  а  вы  идете  домой. Вас   уже,  наверно, заждались.  Но, может,  еще   когда-нибудь  придете?
   Девчонки  вздрогнули,  закивали.  Я  сняла  корону,   и  «плащ»..
   Я знала, что   вряд  ли   мы  встретимся:  вернется   моя  подруга, и  я   уеду…Но  не  хотелось   разочаровывать! 
   
     С  сожалением   юные   «принцессы»   снимали    с  себя  «бриллианты»,  и  «сапфиры»… складывали   в   шкатулку…Я   выключила  музыку, и   стало  грустно,  мне  стало    очень жаль   их.
  -  Послушайте! -  сказала  я, чтоб скрасить грусть,  - девочки,  -  если   вам   негде  ночевать,   оставайтесь   у меня.  Кровать   одна, но   могу   постелить  вам  на   полу…
   - Не, не, не!-   испуганно  замотали   они   головками,   спешно    натягивая   чулки  и  юбки…-  залопотали    по-своему,  вперемешку   с  русским…но   я   поняла:
-  Нам  нельзя,  мы   работаем…
-  Бедняжки!-  сказала  я  с  чувством, - «давай,  красавица,  погадаю»?..

  … И  вот, стоят  опять   на  пороге:  «кубышки», закутанные  в  платки,   смотрят   с  болью….Не  будет   в  их  жизни    ни  «праздничного   бала,  ни   сказочных  принцев....
    Но… случилось    нечто   большее:  они    изменились!  Если  раньше   бы   эти  дети   попытались  украсть   у  меня   что-то,  хоть   шкатулку, -  то  теперь…переминаются  робко,  глаза   потухли:   уж  точно   нет   счастливее  минут,  пережитых   в   действительности! 
  «Они  уйдут,  а  воспоминание   останется! – осознавала  я, довольная, что  показала    им  нечто   НОВОЕ…»..

    Очарованная   собою,  я   ликовала,  что  удачно   удалось    развеселить  их!-   но…  беспокоило     на  подсознании      что-то   весьма  важное:   и  вдруг   я  поняла,  что  не  могу   отпустить  их   вот   так,  ни  с  чем:  поманила, показала  свет  в  конце  темного  коридора,   а   после  -   отшвырнуть   обратно,    в  серый     капкан   воровства  и  обмана  под  прикрытием   цветных   платков?!…Ну, и…   кто  я  после  этого?!...

   Где   бы   ни  были,    дети   вернутся   к  своим  родителям… и  все  пойдет   по-старому. ..
    Черствые   люди   вытравят  из  них   сказочную   мечту!  Вот  такая  «хорошая»:   обманула,   вселив   надежду   в   наивные   детские   души.. Что  значит  для   меня  эта  шкатулка?...Да ничего,     просто  бижутерия..  А  для   них  это   целый  мир:   прекрасный  и  заманчивый!…  Чудо  сказки, и  даже   нечто  большее,   к   чему  следует  стремиться...Может,   это   целая  жизнь, которую  они  могли  бы  строить!…
    Стоит   на  столе   резная  деревянная   шкатулка,  гипнотизирует   взгляды... Младшая  протянула  руку,  поправила  нитку  выпавших   бус,   вздохнула.  И  я   вздохнула… Старшая   - потупила   взор…
-  До  свидания,  девочки!-    сказала  я  тихо.
   Дети   вздрогнули,   подняли   глаза,  полные  влаги,   обозрев  комнату  с    картинками.  Жмутся   друг к дружке,  старшая   сестра    обняла  младшую:
- До  свидания,-  робко  молвила  младшая, ладошку  которой  я  сжала  в своей  руке:  впилась  ногтями  в  мою  ладонь,  не  сводя  глаз   со  шкатулки.
- До  свидания! –  повторила   старшая, в  глазах  которой  непослушно  обрисовалась  влага…И  отвернулась:  кануть   в   безвестность…
-  Погодите! – воскликнула   я,  -  девочки,  возьмите    шкатулку!..
   Девчонки    переглянулись.
-  Берите!-  повторила  я,-  протягивая  им  шкатулку,-  я   дарю  ее  вам!
В  глазах  у  старшей   лопнула  невидимая  струна:   вытекла  слезинка! -  Схватив  шкатулку,  она    судорожно  прижала   ее   к  груди,  прошептав    что-то   на  своём  языке, а   на  русском:
-  Спасибо!-    отвернулась,  и   побежала…младшая    за  ней..
   Я  стояла, прижавшись  спиной  к  дверному  косяку,   сладко  слушая  топот   убегающих  ног. И… словно   в   ответ моим мыслям, -  от  входа  на  весь  коридор  прозвучало   двугласное   с  цыганским  акцентом:
- СПА-СИ- БООО!!!
 
 


Рецензии