17. И стал проспект Морским

НА СНИМКЕ: Вырезка из газеты «ЗНВС» с предложением Л.В. Овсянникова и А. Зыкова.


На заседании бытовой комиссии я рассказал о просьбе председателя райисполкома и прочитал свой список.

Названия, предложенные мной, обсуждались несколько часов. Кому-то что-то вначале не нравилось. Кто-то предлагал другие названия, кто-то возражал против них. Названия пробовали на слух, пытались представить себя на месте жителей этих проспектов, улиц и проездов. Многим и представлять не было нужды. Мы жили на этих улицах.

Рассмотрели и предложения, поступившие в Объединенный комитет профсоюза и газету «За науку в Сибири» (мы дали там объявление о приёме предложений). Одно из них от доктора физ.-мат. наук Льва Васильевича Овсянникова и доцента НГУ А. Зыкова было опубликовано редакцией (в газете «За науку в Сибири» №3 от 17 января 1963 г.) под заголовком «Молодому городу – красивое название улиц».

Они предлагали улицу у Института Математики назвать Проспектом Эйлера, какой-нибудь улице дать имя Курчатова, еще одну улицу назвать Грибной, а улицу, ведущую в Золотую долину так и назвать – улица Золотая долина.

Я порадовался тому, что наши мнения по поводу улицы Золотая долина совпали.

В конце концов, решили голосовать. Каждое название голосовалось отдельно. Оно отнюдь не было единодушным. Потом, вспоминая об обсуждении и голосовании, я удивлялся его результатам. Даже когда голосовалось два предложения, даже, когда я говорил, что какое-то из предложенных мною названий мне не очень нравится, все равно, в конечном итоге, проходило мое первоначальное предложение. Особенно бурное обсуждение вызвало название улицы Туристов.

– А академики не обидятся, – спросил кто-то, – не увидят намека на то, что некоторые сюда приехали временно, туристами, чтобы получить членкора или академика, а потом смыться обратно в Москву.

Я признался, что об этом вначале не подумал. Объяснил, почему мне в голову пришло именно это название.

Некоторые предлагали поменять местами ул. Ученых и ул. Туристов. На ул. Ученых строительство коттеджей не предполагалось, а на ул. Туристов коттеджи строились один за другим. Мне показалось немного смешным, что ученые будут жить на улице Ученых, и я сказал об этом.

После голосования осталось мое предложение. Оно прошло незначительным большинством голосов, хотя сомнения относительно улицы Туристов остались, в том числе и у меня.

Президиум ОКП предложения бытовой комиссии не обсуждал. С решением бытовой комиссии я пришел в партком СОАН, поскольку Юрий Николаевич Абраменко предупредил меня, что наше решение должно быть согласовано с парткомом СОАН.
Профессор Георгий Сергеевич Мигиренко, секретарь парткома Сибирского отделения Академии наук внимательно прочитал наше решение. Потом перечитал еще раз. Произнес каждое название и послушал, как оно звучит.

Неожиданно он сказал:
– А давайте Академическую улицу назовем не Академическим, а Морским проспектом.

Я посмотрел на него с удивлением. Разумеется, я знал, что Мигиренко – морской офицер, капитан первого ранга (впоследствии он стал контр-адмиралом), руководитель Морской физической секции при СОАН. В Институте гидродинамики он был моим научным руководителем.

– Обское море-то у нас, вроде бы, и не море, а водохранилище, – неуверенно сказал я. – Не будут смеяться над нами.

– Ну и пусть! – возразил Мигиренко. Зато будет единственный в своем роде Морской проспект.

Других замечаний или предложений у Мигиренко тогда не было. Я спросил:
– Надо ли утверждать где-нибудь наши предложения. Я имел в виду официальное утверждение Объединенным комитетом профсоюза и парткомом.

Он подумал и сказал:

– Не надо. Переоформи решение Бытовой комиссии ОКП СО АН – и пойдет, как от общественности. Если надо будет, я подтвержу, что с парткомом согласовано.

Так я и сделал. Снова собралась Бытовая комиссия. Пообсуждали внесенное изменение. Оно касалось нашей главной улицы, и, естественно, начали его горячо обсуждать.

Некоторым не нравилось название «Морской проспект» – видели в нем провинциализм и неестественность. Но против предложения Мигиренко не пошли. Это был бы конфликт, а мы старались избегать их по непринципиальным для нас вопросам. Решили согласиться без голосования.

Так проходила процедура наименования улиц в Академгородке. Это было в конце 1962 года. Мне хотелось, чтобы названия наших улиц жили долго. Но, вероятно, это невозможно. Наверняка будущие поколения решат что-нибудь изменить? А вдруг эти названия так прирастут, что надо будет уже отдирать их с мясом, и никто не захочет этого делать?

Председатель райисполкома Юрий Николаевич Абраменко внимательно прочитал список, подумал над ним и спросил меня, как он составлялся и кому я его показывал. Видимо мои ответы его удовлетворили.

Спустя несколько месяцев появилось решение Советского райисполкома с новыми названиями улиц. Оно дублировало решение новосибирского Облисполкома. По сравнению с нашим списком было лишь одно изменение: вместо улицы Золотая долина, было написано Золотодолинская улица. Какой умник это сделал, я не знаю. Исправлять наше предложение можно было и в райисполкоме, и в райкоме КПСС, и в городских, и в областных исполкомах.
 
На это «улучшение» откликнулся Леонид Боярский в газете «За науку в Сибири»:

– Помните у Маяковского: «А это говорится или блеется: «Золотодолинская».
Маяковский, на самом деле, писал в стихотворении «Юбилейное»:

Например, вот это –
говорится или блеется?
Синемордое,
в оранжевых усах,
Навуходоносором
библейцем -
«Коопсах».

Правда, со временем к этому труднопроизносимому названию «Золотодолинская» привыкли. А в первое время многие спрашивали, кто предложил такое название, что язык сломать можно, и нельзя ли это как-нибудь исправить.

Может быть, и теперь не поздно? Должно остаться историческое название «Золотая долина», хотя бы в память о тех, кто перезимовал там в 1958-1959 гг.

И вот уже повсеместно на домах заменяют старые таблички с названием улицы на новые. На каждом доме крупно пишут его номер. Теперь не нужно будет писать в обратном адресе – микрорайон «А», «Б» или «В».

Я с некоторым страхом ждал, как отнесутся к новым названиям жители.
Оказалось, что большинству людей они понравились. Правда, в первое время всё же спрашивали:

– Почему назвали главную улицу Морским проспектом? Много ли моряков в сухопутном Академгородке? Да не море у нас, а водохранилище...

Всё же к морю мы некоторое отношения имели: на улицах Академгородка иногда сотрудники Морской физической секции появлялись в форме. В военно-морской форме иногда появлялись и командированные. Да и Георгий Сергеевич Мигиренко был потом контр-адмиралом и иногда появлялся в морской форме.

Продолжение следует: http://www.proza.ru/2017/02/10/585


Рецензии