Хазары

Хазары.

Во времена СССР вопрос о хазарах находился под негласным запретом, поэтому научных трудов и исторических изысканий по нему очень мало. Оживление хазарских исследований и хазароведческих дискуссий в последние десять лет (прежде всего, в России, Израиле и США) вновь привлекло внимание к прежнему таинственному и драматическому эпизоду в истории советского хазароведения.

Так появление 25 декабря 1951 года разгромной статьи в «Правде» за подписью «П.Иванов», направленной против известного археолога профессора М.И. Артамонова, тогдашнего директора Эрмитажа, и его концепций относительно роли хазар в истории Восточной Европы, послужило поводом для запрета хазарского вопроса на государственном уровне.

Суть дела сформулирована старейшиной хазарской археологии и участником событий профессором С.А. Плетневым в предисловии ко второму изданию монографии М.И. Артамонова «История хазар». В 1951 г. в «Правде» появилась маленькая, по существу анонимная (подписана никому не известным товарищем Ивановым) заметочка о завышении роли иудейского государства – Хазарского каганата, явно направленная против М.И. Артамонова. В своей «заметочке» под названием «Об одной ошибочной концепции» П.Иванов писал:

«На большом вещественном материале историки неопровержимо доказали самобытность и высокий уровень культуры русского, грузинского, армянского и других народов СССР. … В брошюре профессора В.А. Пархоменко «У истоков русской государственности (VIII – XI вв), изданной в 1924 году, и в некоторых других работах проводится мысль, будто решающую роль в создании государственности и культуры Киевской Руси сыграл Хазарский каганат, существовавший в V — X  веках.  Профессор Пархоменко откровенно говорил о хазарском происхождении Руси. Он утверждал, что «собственно роль норманнов на северо-западе», на другом конце русской территории – на юго-востоке  — на  группу русско-славянских племен имели господствующее влияние «козаре», и что славянские племена заимствовали от хазар начало государственности.

Оценка исторической роли Хазарского каганата, как ни странно, имеет хождение и поныне. Наиболее полно она проявляется в трудах археолога профессора М.И Артамонова, в течение многих лет изучавшего историю хазар и опубликовавшего ряд работ по этому вопросу. Основные положения своей концепции профессор Артамонов сформулировал в «Очерках древнейшей  истрии хазар», выпущенных в 1937 году. В этой работе (изобилующей ссылкам на ошибочные высказывания академика Марра) он заявлял, что «Хазарское государство нельзя не учесть как важнейшее условие образования Киевской Руси», Что Хазарский каганат выступал якобы «в качестве государства, почти равного по силе и политическому значению Византии и арабскому халифату». Профессор Артамонов утверждал, будто Киевская Русь выходила на историческую арену « в роли вассала Византийской империи» и что Хазарский каганат послужил для нее якобы образцом нового типа государства. Надо отметить, что еврейство хазар весьма мало занимало русских историков XIX века. Скорее, в «восточной» Хазарии они видели некий, положительный в целом, прообраз «восточной» Российской империи, разноплеменной, поликонфессиональной и самодержавной. Эта тенденция сохранится и в XX  веке, когда Киевская Русь представляется иногда этакой «Русской Хазарией»»

 Естественно, что после этой статьи, опубликованной в газете «Правда», вопрос о хазарах в научных кругах стал не актуальным, т.е. стал под запрет.

А почему вопрос о хазарах попал под запрет? По-видимому, он затрагивал истинное  становление Киевской Руси как государства, которое не выгодно было ни по политическим, ни по национальным вопросам в СССР. И касался этот вопрос непосредственно национальности населения, проживающего на территории УССР.

 В связи с распадом СССР и сегодняшними событиями на Украине  вопрос о хазарах стал наиболее актуальнейшим. Попробуем и мы исследовать эту тему. В первую очередь надо разобраться, а кто такие хазары и откуда они появились.

 По сообщению Плиния, скифы персов именовали Хорсарами (Chorsaros). Хорзары-Хозары. Многие племена получали наименование в зависимости от религии. Так древнеперсидские племена, по-видимому, поклонялись Зорям. Религиозная реформа Заратуштры (Заратустра) имеющая предпосылки к монотеизму с дуалистическими чертами, светлый бог Ахура Мазда противопоставлялся темному богу Ангра Майнью. А праведный Заратуштра являлся сыном Поурушаспы. А вот УШАС в индийской мифологии является богиней Зари, то Заратуштра являлся сыном Зари. Сотворенная природа славословит своего творца Ахуру Мазду «лучи солнца красная зарница – все служит во славу твою, праведный Ахура Мазда». Один из очевидцев так описывает религиозный обряд поклонников огня: «перед нами был огонь в своей величественной форме – в виде заходящего солнца». Отсюда видно, что реформа Заратуштры провозгласила священное поклонение огню, и ассоциировалась с огнем зари, как восходящей, так и заходящей. Восклицание «ХА» входящее в состав многих слов выражало хвалебное отношение к тому или иному явлению или существу. Поэтому ХАРА есть хвала богу солнца РА, то ХАЗАРА – хвала богине ЗАРИ.

Так, между прочим — Хазары носили головной убор увенчанный рогами, так как он символизировал восхождение солнечной зари между двух гор. Отсюда и возникла поговорка страшилка для детей определяющая хазар – «идет коза рогатая….»

 Древние персы почитали священных животных – корову, собаку, петуха и поклонялись огню. Персы называли себя ариями – «благородными» Арии были кочевниками, передвигались со своими стадами, нигде не задерживаясь так долго, чтобы строить храмы. Их религия была религией горных вершин, храмом им служил небесный свод, центром жертвоприношений являлся огонь, взятый из обыкновенного очага. (Сожжение домов в Триполье не явный ли признак присутствия древних персов).

Примечание. Трипольская культура – энеолитическая археологическая культура распространенная в Дунайско-Днепровском междуречье приблизительно от 5500 до 2750 гг.. до н.э. Теперь об эпохе Заратуштры- примерно с VI в. до н. э.

 

Вероучение, созданное Заратуштрой, стало первой в мире официальной государственной религией, со временем распространившейся по всей территории Персии. Приняв вероучение Заратуштры, Персия стала Ираном. Возникнув на территории Иранского нагорья, в его восточных областях, зароастризм получил широкое распространение в ряде стран Ближнего и Среднего Востока и был господствующей религией в древних иранских империях примерно с VI в. до н. э. до  VII в. н. э.. После завоевания Ирана арабами в VII в.н.э. и принятия новой религии – ислама – зороастрийцы стали подвергаться гонениям. Спасаясь от арабов, и не желая принимать ислам, племена, не принявшие ислам, ушли на север и стали именоваться Хазарами.

Публицист Александр Полюх в попытках определить хазарских потомков пошел по совершенно необычному пути. Он стал опираться на научные выводы, по которым группа крови соответствует образу жизни народа и определяет этнос. Так, русские и белорусы, как и большинство европейцев, более чем на 90% имеют группу крови I (О), а этнические «украинцы» более 40% носители группы крови  III (B). Группа крови III (B) служит признаком  народов ведших кочевой образ жизни. К этой группе крови относятся хазары, у которых она приближается к 100% популяции. Далее свои выводы писатель подкрепляет новыми археологическими находками академика РАН Валентина Янина, который подтверждает, что Киев к моменту его захвата новгородцами (IX век) не был славянским городом, о чем свидетельствуют «берестяные грамоты».  Также подозрительно совпадают по срокам завоевание Киева и разгром хазар, осуществленные Олегом. Отсюда Полюх и делает сенсационное заключение: Киев – возможная столица Хазарского каганата, а этнические «украинцы» — непосредственные потомки хазар.

Во времена власти хазар (IX-X вв.) помимо тюрок-сборщиков дани в Киеве находилась большая диаспора евреев. Памятники этой эпохи до сих пор отражены в «Киевском письме», содержащем переписку на иврите киевских евреев с другими еврейскими общинами. Рукопись хранится в Кембриджской библиотеке.

Так одни из трех главных ворот назывались Жидовские. В одном из ранних византийских документов Киев называется Самбатас, что по одной из версий можно перевести с хазарского «верхняя крепость».  Далее необходимо отметить, что на территории самой Украины имеются ираноязычные названия Хорол, Харьков, река великая и малая Козара, Хортица. Этот топонимический ряд может быть продолжен и в других пространственно-временных измерениях.

Слово мейдан (майдан) имеет явно персидское происхождение и означает «огороженный двор» или «сад обнесенный стенами». Это слово и сегодня встречается в названиях центральных площадей в Персии, в частности – Мейдан-э-Шах (огороженный царский сад).

Тексты древнейшей части Авесты являются гимнами Гат. Они представляют собой собрание молитв и словословий, а также жертвенных формул. Рассматривая выражения Авесты, такие как Акем Мано – Злой ум, а Вохо Мано – Благой ум, то выражение Гаты Мано – означает Законы Ума. Отсюда человек, знающий Гаты Мано – законы ума являлся жрецом, вождем, предводителем. Отсюда Гетьман, Атаман – трансформированное от Гаты Мано.

Далее покрытые камышом, соломой крыши, а также строительство хат из самана (смешанная глина с соломой)  и изготовление изгороди – тына из переплетенного камыша и веток является типично персидской традицией.

Опираясь на вышеизложенное можно сделать вывод, что народы заселявшие территорию до «Киевской Руси» состояли из персидских племен, а также из хазар.

Теперь относительно казаков.

Одна из версий происхождения слова «казак». Версия первая: Казак призошел от слова Коса-Коза – от прически воинов носить так называемый чуб — «оселедец». Связано это с древним ведическим обрядом жертвоприношений волос – из этих волос, по поверью, строится мост, по коему люди после смерти будут переходить в загробный мир. Следуя тому же обычаю, казаки оставляли на голове чуб, за который Бог вынимает душу после смерти.

Вторая версия: (косоги, косаги) – народ черкесского (адигского) племени, упоминаемый в русских летописях с древнейших времен до нашествия татар. В первый раз имя Касогов занесено в летопись под 965 г. в рассказе о походе князя Святослава на хазар. Взяв хазарский город Белую Вежу (иначе Саркел) на нижнем течении Дона, Святослав победил ясов и соседних с ними Касогов, живших на Нижней Кубани. Название Касогов до сих пор в форме касач известно осетинам: так они называют своих черкесских соседей кабардинцев,  населенная ими плоскостная Кабарда слывет у осетин под именем Касажского поля. Касоги были ближайшими соседями Тмутараканского княжества. Касоги, упоминаются вместе с хазарами, с ними воюет князь Мстислав Тмутараканский. Именно касоги являлись дружественными племенами хазар и воевали в их войсках. После падения Хазарского каганата — касоги определились как «казаки» именно запорожские и кубанские. Отсюда можно сделать вывод, что «казаки» это трансформированное «касоги».

 Именно территория нынешней «Украины» являлась территорией Хазарского каганата, и многие нынешние  «украинские» города являлись в свое время хазарскими городами.

По-видимому, Киев являлся столицей хазарского каганата. Так район Киева «Подол» очень созвучен с «Итиль».  После взятия Олегом хазарский города «Самбатас» (Верхняя крепость), он  приобрел новое название «Киев». Хазары и их союзники касоги вынуждены были ассимилироваться с руссами-новгородцами и частично перейти в языческую веру. В свою очередь  руссы-новгородцы, смешавшись с хазарами, приняли многие и хазарские обычаи и легенды.

Однако вернемся к началу. Необходимо отметить, что хазарская «память крови» всегда сохраняла враждебность к славянам, разрушившим их государство.  Отсюда у «украинцев-хазар» и сейчас проявляется такое враждебное отношение  к России.


Рецензии
"Подол" и "Итиль" не очень созвучны, как мне кажется.А сегодняшнее враждебное отношение "идейных бандеровцев" к русским -вполне очевидно- результат целенаправленной промывки мозгов пропагандистскими помоями. Ваше эссе интересно попыткой создания мозаики полемических столкновений вокруг и в самом деле актуализовавшейся "археологической " проблемы. Во многом инициируемой стремлениями доказать раздробленность российского суперэтноса.

Юрий Николаевич Горбачев 2   13.02.2023 13:05     Заявить о нарушении