Частность или закономерность рыночной экономики

Частность или закономерность рыночной экономики.

 Торговали – веселились, подсчитали – прослезились.

Русские пословицы.

 

 Если Рыночная экономика и Плановая экономика являются Противоположностями, а Противоположности Относительны, то синтез «плана и рынка» является Компромиссом между Противоположностями. Отсюда синтез «плана и рынка» Абсолютен.

Рыночная экономика – экономическая система, направляемая и регулируемая механизмом стихийных рыночных отношений. Это экономика, организованная на основе рыночной саморегуляции, при которой координация действий участников осуществляется государством, а именно законодательной и судебной властью непосредственно, а исполнительной только опосредствованно, путем введения различных налогов, сборов, льгот и т.п. Это экономика, в которой только решения самих покупателей, поставщиков товаров и услуг определяют структуру распределения. Основная часть решений о производстве и потреблении принимается отдельными лицами и частными фирмами с учетом цен, складывающихся на рынке. Они же являются собственниками факторов производства. Правильность или неправильность принятых решений выражается в их доходах или убытках. Такая экономика называется рыночной. Рынок – сложное экономическое понятие, предполагающее взаимодействие многих участников хозяйственной  деятельности, в результате, которого определяется количество и качество производимых товаров и услуг. Рынок – это механизм взаимодействия продавцов и покупателей, реализующийся через рыночные цены, через взаимное соотношение спроса и предложения. Рынок – это место, сфера и механизм, на основе которого продавцы конкурируют друг с другом, а покупатели являются критерием этой конкуренции. Конкуренция представляет собой экономическое состязание, борьбу, которую ведут друг с другом, стремясь сохранить и улучшить свое положение на рынке, субъекты, стремящиеся к одинаковой цели – максимизации дохода, прибыли.

Является ли действия рыночной экономики универсальными или только специфичными для определенных типов государств.

Так основой рыночной экономики является конкуренция. Конкуренция имеет смысл, когда состязаются между собой производители, располагающиеся в одинаковых территориальных и климатических условиях, отличающихся технической оснащенностью производств, профессионализмом своих работников и служащих. Основой такой конкуренции является качество производимой продукции, высокая производительность труда и низкая ее себестоимость. Такая конкуренция закономерна для небольших по территории государств, располагающими разнообразными полезными ископаемыми, расположенными в   одинаковых климатических условиях и в основном для внутреннего потребления.   Как  частный случай внешняя конкуренция этих государств выигрывает, когда такое государство по всем показателям находится в самых выгодных условиях. Но  многие государства находятся в разных, не выгодных для внешней конкуренции, условиях. Так не все государства имеют одинаковую техническую оснащенность, в связи с различным общественным развитием, не все государства имеют сырьевую базу для производственных нужд, не все государства в связи с  различным территориальным расположением имеют благоприятные климатические условия. Отсюда такие государства не могут вполне  успешно конкурировать на внешнем рынке по многим видам продукции. Если их внутренняя конкуренция определяет рыночные отношения, то внешняя конкуренция не выдерживает рыночных отношений. Такие государства не могут вполне успешно существовать как экономически самостоятельные суверенные государства. Отсюда в  объединениях типа Европейский союз (ЕС) эти государства не в состоянии конкурировать между собой.

Европейский союз (Евросоюз, ЕС) – экономическое и политическое объединение пока 28 европейских государств. Евросоюз, нацеленный на региональную интеграцию. Союз был закреплен Мастрихтским договором (Нидерланды) в 1992 году.

Государства, входящие в Евросоюз, по-видимому, объединены в основном по политическим мотивам, так как большая часть их экономически не в состоянии конкурировать, т.е. существовать самостоятельно.  Не выдерживая конкуренции, большинство государств, входящих в Евросоюз, теряют не только политический суверенитет, но и экономический. Предприятия, не выдерживающие конкуренции перестают существовать, происходит интеграция, при которой государства, имеющие конкурентную промышленность, аккумулируют у себя не только основную прибыль, а соответственно и деньги. Поэтому естественно происходит централизация власти для определенных государств или государства, а это уже признаки империи. С потерей экономического суверенитета неконкуретоспособные государства теряют и политический суверенитет. Такое объединение не может существовать в демократических принципах, оно обязано превратиться в тоталитарную империю или распад его неизбежен. Отсюда можно сделать вывод, что Евросоюз не в состоянии существовать в нынешних политических и экономических рамках. А так как превращение его в тоталитарную империю невозможно в принципе объединительной демократической идеи, то распад его неизбежен.

Что касается Российской Федерации, то это специфическое государство.  Ее размеры огромны. РФ – самая большая страна во всем мире, занимающая 1/3 материка Евразия. Общая протяженность границ России – 60 993 километров. Ее протяженность с запада на восток  почти 10 000 километров, а протяженность с севера на юг превышает 4 000 километров. Территория РФ огромна, и поэтому климатические условия в различных ее регионах довольно сильно отличаются. Для каждого пояса характерны свои особенные черты: температурный режим и режим осадков в зависимости от времен года. Особенно характерны эти отличия для умеренного климатического пояса, который делится на четыре климатических зоны. Это является результатом большой протяженности территории РФ. Так климат РФ составляет широкий спектр различий – Арктический, Субарктический, Умеренный, Умеренно континентальный, Континентальный, Резко континентальный, Муссонный  и Субтропический. Также население РФ распределено по территории  неравномерно. Подавляющая часть населения РФ – 93%  — проживает в так называемой «главной полосе расселения» площадью около трети территории страны. Ее границы представляют собой клин с вершинами Санкт-Петербурга на севере, Новороссийске на юге и Красноярске на востоке, далее полосой до приморского края. Здесь же сосредоточены все крупнейшие города РФ (с численностью более 500 тысяч человек). На оставшихся двух третях площади страны проживают менее 10 миллионов человек. Главным образом это районы Крайнего Севера и приравненные к нему.

Необходимо пояснить, что определение районов Крайнего севера в российском понимании сильно отличается от мировой практики. Если в Северной Америке территории со среднеянварской температурой ниже -15° С практически не заселены, то в РФ в их попадает немалая часть главного пояса расселения от Урала до Приморского края с населением в 40 миллионов человек. На территории, которые по мировым меркам непригодны для проживания, приходится 9 из 19 регионов – доноров федерального бюджета, сумма налоговых поступлений, в федеральный бюджет которых превышает дотации региону из бюджета.

Необходимо отметить, что территории Севера и Востока, «непригодные» для жизни населения, издревле являлись конкурентным преимуществом в торговле с Западом. При этом население на этих территориях жило веками, продукция (меха, лес) поставлялась на экспорт и давала существенный доход. Сегодняшняя добыча нефти и газа на этих территориях определяют внешнюю конкуретноспособность этих регионов. Также необходимо сделать вывод, что внутренняя конкуренция на территории РФ невозможна, так как различные регионы имеют разные климатические условия, разную населенность, большую протяженность транспортных дорог, отсюда разную энерготехническую оснащенность. Поэтому чистая рыночная экономика внутри РФ неприемлема. В связи с отсутствием в РФ внутренней конкуренции отсутствует  и рыночная экономика. Как следствие промышленная продукция не обладает высшим качеством способным для внешней конкуренции. Отсюда и преобладание  в РФ сырьевой внешней конкуренции. Следует также отметить, что в связи с спецификой обороноспособности   РФ все силы брошены на развитие военно-промышленного комплекса и космической отрасли, которые являются государственными. Именно здесь существует заочная внешняя конкуренция. Российская Федерация может существовать только при авторитарном имперском режиме, где осуществляется синтез плановой и рыночной экономики.

Итак, суть внутреннего планирования в свободных рыночных отношениях заключается в научном обосновании экономических целей

Из сказанного можно сделать вывод, что сейчас нельзя идти по пути развития и насаждения только рыночного хозяйственного механизма. Все это порождает объективную необходимость построения модели смешанной экономики основанной на оптимальном сочетании преимуществ и принципов рыночного механизма хозяйствования с государственным регулированием экономических процессов посредством планирования. Этот новый тип хозяйственного механизма известный американский ученый В.В. Леонтьев («Экономике») охарактеризовал как «синтез плана и рынка». Идея синтеза двух типов хозяйственных механизмов – рыночного и планового – возникла не просто в результате досужих рассуждений и умозаключений, а как отражение объективных процессов складывающихся в развитии мировой экономики. Она получила успешное воплощение в ряде высокоразвитых стран, доказала свою жизнеспособность и эффективность.

Лидерами в этом вопросе, бесспорно, являются, Япония и Южная Корея. Японские ученые  не без основания считают, что Япония обогнала США и страны Западной Европы  по темпам развития экономики благодаря, прежде всего, внедрению планирования в систему ведения хозяйства. По их мнению, достигнутые в экономике результаты следует отнести как за счет плана -50% , так и за счет рынка 50% .

Выдающийся японский экономист Сатуро Окита, один из сторонников построения системы управления экономикой на основе хозяйственного механизма «синтез плана и рынка», считает, что бытующее в научной экономической литературе мнение о превосходстве рыночно ориентированной экономики над централизованно планируемой – заблуждение. Проблема состоит в том, чтобы соединить, согласовать, объединить в едином механизме начала этих двух систем, найти эффективный путь комбинирования рыночных механизмов и государственного  планирования и регулирования.

Сегодня мировой опыт и передовая экономическая наука показывает, что эффективное развитие науки возможно только в условиях оптимальных форм сочетания плана и рыночного хозяйственного механизма.

Исходя из вышесказанного, необходимо сделать вывод. Российская Федерация должна произвести модернизацию экономики, перейдя на планово-рыночные отношения. Для этого необходимо отбросить либеральную рыночную экономику, а это возможно сделать, только проведя репрессии против 5-ой либеральной колонны. За пример взять модернизацию России царем Иваном IV – «Грозным», императором Петром I – «Великим» и великим вождем И. Сталиным, которые вынуждены были проводить репрессии против 5-ых колонн.

 


Рецензии