Чуткая душа ребёнка

А.Н.ПАВЛОВ

ЧУТКАЯ ДУША РЕБЁНКА

     Как-то в Адлере заехал ко мне школьный приятель с семьёй. Посидели, вспомнили школу, поговорили про жизнь, немного прогулялись. Они собрались в свой санаторий. Сел с ними в автобус проводить. Его маленького сынишку очень привлекала кабина водителя. Он встал около неё. Смотрел по сторонам, больше вперёд. Почти не оглядывался. Наконец, его вниманием полностью завладел водитель – толстый молодой дядька с круглым и добродушным лицом при пышных усах  Малыш стоял, стоял и вдруг просящим голосом обратился к шофёру:
– Дяденька! Бибикни! Ну, бибикни, пожалуйста!
Дяденька посмотрел на него, но, естественно, бибикать не стал. С чего вдруг. Транспортная служба тогда этого не то что не поощряла, но, кажется, сигналы без повода были даже запрещены. Малыш этого не знал, и объяснений такого рода, всё равно бы, не понял. Нутром, чувствуя доброту дядьки, снова стал просить:
– Дяденька, ну бибикни. Пожалуйста, бибикни. Ну, би-би-кни.
Шофёр старался от дороги не отвлекаться, но, нет-нет, да поглядывал в сторону мальчишки. А тот всё просил и просил бибикнуть.
     И вот лицо водителя расплылось в улыбке, и он бибикнул. Восторгу малыша не было предела. Он был счастлив. Весь сиял и радостно смеялся.
– Дядя ещё! Ещё! Бибикай!
Дядька бибикал ещё и ещё. Он тоже был счастлив. Тоже улыбался, забыв и про патрульную службу, и про всё на свете, кроме дороги. Вслед за ними улыбался весь автобус.

     К моей тёще приехала дальняя родственница из Узбекистана. Звали её Валя. Была она достаточно молода, но в жизни успела хлебнуть много горечи и бед. Левая нога сломана. Срослась неудачно. Хромала. Образования не получила. Специальности тоже не приобрела. Что называется, мыкалась по свету. Приехала с надеждой найти работу и устроиться в жизни на российской земле.
     Был сезон сбора яблок. Нашла место подённой  рабочей в совхозе. Поездки дальние. Труд тяжёлый. Но она была женщиной крепкой. Всё у неё ладилось. Казалось, ничуть не уставала. Иногда притаскивала по целому мешку прекрасных яблок. Небольших, но очень вкусных. Помнится, какой-то крымский сорт. Рассыпали их под кроватями и постепенно с  аппетитом поедали. Как она эти мешки тащила такую даль, ума не приложу. Раз хотел помочь. Мешок поднял с трудом. Стало неловко перед ней. Больше со своёй помощью не лез.
    Приехала не одна. С гражданским мужем – узбеком. Мелкого роста. Нос как-то набок, ноги кривые. По-русски говорил плохо. Отсидел срок. Ломаный жизнью человек. Не знаю, чего Валя в нём нашла. Думаю, как большинство русских женщин, жалела. Ведь жизнь её тоже много била, частенько наотмашь. Устроиться на работу узбек не сумел. Жил при доме. Помогал, как мог.

     В то время мы часто приезжали к тёще. Привозили нашу маленькую дочурку. Они с узбеком быстро сдружились. Он ласково смотрел на неё. Много возился. Просто  обожал. С удовольствием таскал  на руках. Бегал в догонялки. Играл в какие-то игры. Оба смеялись и были друг другом довольны. Меня это радовало и поражало. Ведь наша Леночка была очень избирательна. Как-то соседка, молодая и с виду приятная хохлушка, хотела приласкать её. Взяла на руки и что-то там «защебетала» нежное. Но дитё наше упёрлось её в грудь кулачками, стало вырываться, а потом и заревело «дурным» голосом. Мы были сконфужены не меньше соседки. А вот искалеченный кривоногий узбек, бывший зэк пришёлся ей по душе.


Рецензии