Любовь спасёт мир

А.Н.ПАВЛОВ

ЛЮБОВЬ СПАСЁТ  МИР.

Большое горе – не любить, ...
Пьер де Ронсар.

    В фильме Михаила Ромма «А всё-таки я верю», который мы уже упоминали в этих лекциях, есть сцена, когда разных случайных людей на улицах просили быстро ответить на вопрос, что такое счастье. Я помню, что большинство ответов были неуклюжими и несуразными. Но реакция одной девушки меня поразила и я её помню до сих пор. Почти не задумываясь, она ответила: «Счастье? Его нельзя определить. В него можно только верить».  Как точно  сказано, неправда ли?

    Так вот, если начать по такой же схеме спрашивать, что такое любовь, то подавляющее большинство людей, пожалуй, ничего путного не ответит. Это понятие, как и понятие счастья, наверное, нельзя определить.
Когда-то моя дочь занималась на курсах рисования. Одно из заданий заключалось в том, чтобы изобразить произвольную композицию из нескольких геометрических фигур: кубика, шара, пирамиды. Надо было нарисовать их так, чтобы они то составляли компактную группу, то – разваливались в пространстве, то падали вниз, то – улетали вверх и т.п. Задача оказалась трудной. И когда она обратилась к одной из знакомых художниц за помощью, та ответила совершенно неожиданно:  «Я не знаю, как это делается, могу только сказать получилось у тебя или нет, когда ты работу закончишь».
    Так, наверное и с любовью. Не умея сказать, что это такое и откуда она появляется, почти каждый сможет понять есть она или нет.
Когда мы говорим, что любовь спасёт мир, мы имеем  в виду действие добра как атрибута целостности мира. Смысл бога по Гегелю состоит в неразличении добра и зла. Различение идёт только от человека. И чем больше и категоричней такое различение, тем меньше остаётся добра и возрастает зло. При решении экологических проблем требование добра как запрета на различение, на мой взгляд, является обязательным и принципиальным. В природе нет второстепенных элементов. Всякое различение, когда оно возводится в принцип, пагубно. Попробуем проиллюстрировать эту мысль на трёх примерах.

    Есть такая  фантастическая повесть Р. Уормсера  «Пан сатирус в космосе». Её сюжет строится на парадоксальном случае, когда посаженная в космический корабль человекообразная обезьяна выходит из под контроля людей на Земле и берёт управление кораблём что называется в свои руки. Для человека её действия непредсказуемы и вызывают страх своими неожидаемыми последствиями. Появляется, на первый взгляд, правильная идея уничтожить корабль, естественно, вместе с её пилотом-самозванцем. Но тут-то и возникают трудности, связанные с добром и любовью. Дело не только в том, что обезьяна живое существо, но и в том, что оно оказалось сложнее, чем предполагали люди. Никто до этого не мог и подумать, что обезьяна способна управлять сложнейшим аппаратом. Человек даже не предполагал, что кто-то или что-то может быть сложнее и выше его самого –  человека. И вдруг ... !
    И вот тут-то и возникла необходимость дать юридическое определение человека. Кажется, оно так и не состоялось. Но я вспомнил о нём не для того, чтобы решать с вами эту странную на первый взгляд задачу, а чтобы в необычности требований к установившемуся понятию вы могли почувствовать, о чём я хочу сказать. Речь пойдёт о любви как добре и равноправии всего сущего.
    И вот здесь, для образности восприятия этого тезиса, мы вспомним ещё один фильм. Правда, его название вылетело из моей головы. Знаю только, что это американский фильм. Да, пожалуй, его только американцы и могли поставить. У них подобные проблемы довольно часто выносятся на всеобщее обозрение в форме придуманных, гротескных, но принципиально важных вопросов равенства, братства и любви как основы добра и механизма, создающего и поддерживающего гармонию мира и его целостность.
    В фильме показан очень симпатичный робот на тележке с четырьмя колёсиками, с весьма милой и выразительной головкой, на которой сидят «живые»  глаза в виде бинокля. Не помню точно издавал  ли он какие-либо звуки. Сохранившееся впечатление говорит, что как будто бы да. Наверное, так оно и было. Его хотели использовать во зло. Если мне не изменяет память, то это были военные, которые относились к нему как просто к механизму, такому же как танк, самолёт и тому  подобной технике. Рано или поздно в их планах робот должен был быть  уничтожен. Робота начали спасать двое молодых людей – он и она. Внешняя фабула фильма построена на тех опасных приключениях, которые пришлось пережить этим молодым людям и роботу. Они стали друзьями. У девушки к роботу возникли даже нежные чувства, она полюбила его. В фильме добро и любовь победили зло. Happy End!
    Прекрасно оформлен финал: он, она и робот стоят под государственным флагом США. Их победа закреплена звуками национального гимна. Спросим себя: «Победа над чем?»  Я бы ответил так — ПОБЕДА  НАД  РАЗЛИЧЕНИЕМ. Они добились признания робота как гражданина Соединённых штатов. Робот впервые стал равноправной частью человечества.
    Как-то на телевизионных экранах прошёл ещё один фильм, тоже сделанный в США – «Пятый элемент». Воздух, вода, земля и огонь испокон веку считались у людей основой мироздания. Но оказалось, что без пятого элемента – любви – из них ничего нельзя сделать. Их соединяет только этот пятый элемент. Именно он уничтожает различение и создаёт целостность мира.
    Мир построен на компромиссах, умении договариваться и сосуществовать. В основе же компромиссов лежит общность интересов на фоне взаимных претензий. Любовь всегда сопровождается страхом и чаще всего не столько за себя, сколько за тех, кого любишь: страх потерять,   нанести боль или вред. И речь идёт не только о близких людях, но и о животных, растениях, о неживой природе. Любовь и страх, связанный с ней, являются, пожалуй, единственной стратегической базой для планетарного решения экологического конфликта между биосферой и техносферой.
    Роль любви как связующего начала Мира,  люди понимали или чувствовали, по-видимому, всегда. Наверное, поэтому вся культура человечества буквально пронизана этой идеей. Именно поэтому в основе любой религии лежит идея любви к богу, а значит и любви к ближнему и любви к природе. Но только в наши дни начала обсуждаться юридическая сторона этой идеи – идеи равноправия всего сущего. Всё живое и всё косное и всё созданное человеком имеет право на жизнь и на естественную смерть.
КИБОРГ  КАК  ПЛАНЕТАРНЫЙ  ОРГАНИЗМ,
КАК  БУДУЩЕЕ  ЧЕЛОВЕЧЕСТВО
НЕ   МОЖЕТ  СУЩЕСТВОВАТЬ  БЕЗ  ЛЮБВИ.


Рецензии