А народ-то, а народ-то каков!

На вопрос, что означает слово «народ», словарь Ефремовой дает простой ответ. Слово «народ» обозначает население, принадлежащее одному государству, жители страны.

У большинства людей, слово «народ» не ассоциируется со столь мудреным определением, потому что, судя по нему, все, от президента до последнего бомжа, это один народ.

Но в быту мы как-то эти полюса не путаем: власть – это одно, народ – другое.
Данный вопрос вообще запутывается, когда говорят «простой народ».  По логике, если есть «простой», то значит есть и «сложный».

Вообще, что есть понятие «простой». В науке слово «простой» означает «элементарный» по составу, однородный. В природе тяжело встретить химически простые тела, да и в жизни вряд ли встретишь простого человека, как и простое вещество.

В математике простое число, это число, которое делится только на самого себя и единицу. Хотя количество любых чисел безгранично, они в меньшинстве. Из первых 3,5 тыс. чисел только 500 простые, так что «простые» тут элитное меньшинство.  Так, что вряд ли мы найдем бесспорное определение слова «простой», а тем более «простой народ».

Используя это понятие (мы много используем того, чего до конца не понимаем), предположим, что сложный народ – это власти, имущие и прочие заумные, а простой народ – это все остальные.

Последний считает, что первый обижает народ, значит, первого с народом не ассоциируют. Не ассоциируют с народом ни чиновников, ни депутатов, ни бизнесменов. Простой народ - это социально уязвимые слои населения, дно общества.

В принципе, не совсем верно (по определению), но такое понятие существует. Может это пошло еще с тех времен, когда верхи стремились европеизироваться, а низы дичали от нищеты и невежества. Короче, непонятно.

Опыт работы с такой с такой неуловимой, трудно определимой категорией как «простой народ», у нас  имеется. Я попытаюсь поделиться, рассказав три истории из жизни «простого народа», потребителя строительной продукции.

История 1. Строительство школы.

В дальнем, глухом ауле взялись мы строить школу на 120 ученических мест. Старая школа, саманный сарай постройки 30-х годов, явно собиралась рассыпаться.

Не смотря на то, что аул стоял в глухой степи, кругом находились поля, прекрасные пастбища, где скот рос как на дрожжах. В принципе, народ, который не ленился, жил хорошо. Но без школы детей отправляли на учебу в городские интернаты, а вслед за детьми уезжала и молодежь.

Строить школу - дело благородное, поэтому народ нас встретил радостно. В первый же день аким поселка накрыл стол, выпили за успех и приступили к строительству. Завезли экскаватор, блоки и нужный строительный материал. Через два дня работы был готов котлован и мы приступили к монтажу блоков.
На пятый день половина рабочих бригады исчезла, в основном это были приезжие из областного центра, да и подсобники из местных разбежались. Проблема знакомая, поэтому в срочном порядке начали искать другую бригаду, у нас же сроки, график.

Но через неделю случилось то же самое и никто не объясняет причину своего ухода. Стройкой в ауле руководил мой брат Айтказы, с ним мы и начали проводить следствие, выяснять, в чем же проблема.

Оказалось, что живет в ауле некий бывший десантник Серик. Каждый вечер он брал  поллитровку и шел к строителям, где, вспоминая свою службу в десантных войсках, устраивал дедовщину среди рабочих, типа, упали, отжались и прочее, прочее. Выяснив все это, брат поехал к нему переговорить и разобраться, но Серик «пошел в полную отрицаловку», никого не трогал, ничего не знаю.
Что делать? Пошли разговаривать с местными аксакалами и акимом аула, попросили урезонить хулигана.

Не смотря на все наши действия, все повторилось. Уже и участковому сообщили. Тот, конечно, обещал помочь, но, ухмыльнувшись, сказал: «Что поделать, у нас в ауле такие джигиты, не то, что ваши, хиляки городские!»

Через недельку разбежалась очередная бригада. Дела плохи, такими темпами школу к осени не сдадим. А население, то есть «простой народ» посмеивается, мол, кто кого, типа наши городских делают, городские трусы и хиляки! Начали объяснять, что приехали строить, а не драться, мы же вам школу не сдадим. Бесполезно, все молчат и ухмыляются.

Ладно, тогда пошли к нашим знакомым спортсменам-кикбоксерам, провели короткие переговоры, договорились с двумя, за оплату, недельку – другую «поработать» каменщиками.

Отправили на стройку новую бригаду с двумя «каменщиками» и через неделю приезжаем посмотреть, что там происходит.
Серик-десантник, весь в синяках, сидит дома и на улицу глаз не кажет, «простой народ» настроен «патриотично», требует сдать школу в срок, а  если не успеем, обещают написать в прокуратуру, финансовую полицию, акиму, Президенту.

Наказ простого народа для нас закон. К сентябрю сдали школу, спасибо «каменщикам».

История 2. Строительство дома, пострадавшего от наводнения.

В одном из районов, после наводнения смыло около 60 домов, в основном это было ветхое жилье «простого народа».

Нам досталась роль генерального подрядчика, значит, надо обустраивать строительную площадку, заготавливать материалы. Во время обхода пострадавших домов, мой брат успел познакомиться с неким, слегка спившимся типом, бывшим главным механиком совхоза, назовем его Славиком.

Он оказался неплохим мужиком, предоставил нам для размещения свои уцелевшие сараи, как говориться, душевно подошел. Чтобы его как-то поддержать, мы приняли его к себе кладовщиком и охранником в одном лице.

Завезли технику, стройматериалы, Славик наладил неплохую отчетность, сказалась советская школа, а если бы не выпивал, был бы вообще молодец. Но нашу страну, наверное, не скоро освободим не только от пьянки, но и от показухи.

Тут поступает команда срочно сдать к Дню строителя десять домов. Составили новый график, пришлось каждый день работать до 10 - 12 часов. В список «срочных» домов мы включили и Славкин дом. Славка и тут отличился, сам норовил помочь «то кирпич поднесет, то доску», одинокий был мужик, безработный, что ему еще делать.

И вот настал, наконец, тот последний день перед сдачей объекта. Чиновники бегают, осматривают готовые дома для показа властям. Больше всего им понравился Славкин дом, и стоит он удачно, у речки, и отремонтирован качественно, просто идеальный для показа акиму и прессе, вот только хозяин не совсем телегеничен. Тогда чиновники решили показать дом без хозяина, но мы в корне не были с этим согласны, народ и народ, такой, какой есть так и показывайте. В роде бы убедили, мы даже пообещали для этого дела Славке пиджак подарить, а он, наконец, побриться.

Тут уже чиновники начали  придираться, то окна у нас не так помыты, то забор надо подкрасить, то фасад помыть и пр. В результате короткого спора, решили для исправления этих недостатков мобилизовать учителей местной школы. Через час уже десяток учителей, во главе с завучем, гремели ведрами в Славкином доме.

Дело шло к позднему вечеру, уже темнело, после рабочего для к Славкиному дому стали собираться соседи, их-то дома еще на разной стадии готовности, а тут алкоголику Славке полы уже моют.

Несколько дородных теток вытащили свои крутые айфоны  и давай снимать на виде. Вот такой у нас простой народ!
 
- Вы ему еще ж.. помойте. Вот сейчас всю вашу показуху снимем и выставим на ютуб, пусть смотрят, чем занимаются наши учителя, - злословили соседи.
Надо было как-то спасать положение, все это грозило грандиозным скандалом.

Тогда я спокойно так разъясняю:
- Уважаемые соседи, у человека горе, дом снесло, государство ему новый  построило. Видите, ваш сосед одинокий, а по аульным и по русским деревенским обычаям соседи, в таких случаях, должны просто помочь, а вы айфоном машете, лучше бы помогли ему и порадовались вместе. Если выложите в ютуб, то я напишу комментарии о вас. Не умеете вы радоваться счастью соседа, а это не по-деревенски, а еще нас, городских, учите духовности.

Теток, как «корова языком слизала» и в ютубе ничего не появилось.

История 3. Опять строим дом.

В один дождливый год прошел сильный паводок, такой, что дома смыло в самых дальних аулах. В одном из таких аулов мы восстанавливали пять домов людям из «простого народа».

Паводок паводком, но многие дома уцелели, снесло те, за которыми особо никто не смотрел. Старые, саманные, не видевшие годами не то что капитального, но и текущего ремонта.

Восстанавливаем дом одному многодетному, относительно молодому, но сильно пьющему сельчанину. Его вечно затюканную жену наняли поварихой, чтобы готовила обед строителям в своем сарае, за продукты деньги платили вовремя. Сам хозяин Берик, работать никак не собирался, он с ухмылкой наблюдал, как гнутся городские на строительстве его дома.

Для ускорения на подсобные работы наняли троих местных, но, к сожалению, они оказались его собутыльниками. Вот тут началось.
-Почему моим друзьям платите по две, а своим городским придуркам по три тысячи, - кричал Берик.
-Во–первых, не придурки, а каменщики, у них разряд выше, а твои друзья согласились на подсобные работы, все по смете, - возражали мы.
-Да плевать, плати нашим пять тысяч, иначе вообще житья не дам, - опять возмущался Берик.
- Хорошо, тогда мы тебе дом не построим, - отвечали мы
- Да, плевать, плати нашим по пять тысяч, потому что они мои друзья! - гордо парирует Берик.

Мы, конечно, отказались. И тогда началось.
Перед самым обедом он взял на кухне и вылил суп, ребят оставил без обеда. С вечера напился, устроил дебош и драку со строителями, правда сам потом получил.

Его не могли успокоить даже собственные друзья, которые ему же говорили, что они согласны работать за  две тысячи тенге на выход.
Борец за справедливость делал все, чтоб испортить нам жизнь: пил, буянил, воровал материалы, гонял свою и без того забитую жену, матерился, орал, пел похабные песни.

Мастером на этом объекте работала красивая женщина модельной внешности, Светлана. Это почему-то сильно раздражало Берика, который постоянно орал: «Как это так, мы – мужики еще и бабе подчиняться». Но мы-то свою Свету знаем, у нее железный характер, внешность довольно часто бывает обманчива.

Она и договорилась с полицией закрыть его на 15 суток, поводов было более чем достаточно, а за это время быстро достроили его дом, чтобы этот придурок в зиму с четырьмя детьми не оставался на улице. Как говорится, на пинках гнали его к его же благополучию и процветанию.

Простой народ, ох как не прост!

Получается, чуть ли не насильно, вместо жалкой саманной халабуды, получил прекрасный кирпичный дом.

Что мешало жителям аула остановить хулигана, для того, что бы люди спокойно достроили школу их детям?

Что мешало соседям радоваться, что их одинокому соседу строят дом и помочь пострадавшему?

Что мешало хозяину дома не мешать строителям строить ему же дом?

Может для развития нам не хватает сострадания, может нас развращает халява, хотя государство тоже довольно скупо.

Конечно, чиновники и депутаты – сволочи и воруют. Но и народ не подарок, тем более «простой», а в прочем, что о нем мы знаем, мы еще в простых числах не разобрались, не то что в людях.

Просто мы один народ - от Президента до последнего бомжа. Нас умом не понять.

Будем верить!


Рецензии
Прочла по Вашей рекомендации, Талгат .
Вот это да!
Вывод:
«Нас умом не понять.
«Будем верить! »

Прочла с интересом и тоской. Дикие нрав , просто болото какое-то, особенно пронзительно по Вашим историям ощущаешь , что нет нормальной правоохранительной системы, независимых судов , в всегда и везде право физически сильного( как правило духовно ничтожного) или имеющего «административный ресурс», везде все «договариваются» .И НАРОД ЭТО УСТРАИВАЕТ ! Он (народ )даже не представляет , что может быть по- другому. ..
Не поняла о России или Казахстане пишите . Я – питерская , доводилось много в Европе бывать- живать, мне трудно это принять… Вы, уважаемый Талгат, производите впечатление человека умного, порядочного, глубокого и здравомыслящего , хорошо владеющего словом к тому же. Желаю Вам дальнейших творческих успехов !

Элеонора Панкратова-Нора Лаури   25.03.2023 17:00     Заявить о нарушении
Пишу я про Казахстан,у нас народ ментально близок к российскому,проблемы могут быть одни те-же.

Талгат Алимов   28.03.2023 11:26   Заявить о нарушении
Спасибо за разъяснение , Талгат ! Согласна с Вами, проблемы могут быть сходными…

Элеонора Панкратова-Нора Лаури   28.03.2023 16:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.