3. Я поведу тебя в музей

Национальный музей антропологии долго стоял в наших планах. Наконец его время пришло. Но, давайте, по порядку.
 
Должна признаться, что мы не самые большие фанаты музеев, и посещаем их только тогда, когда можем увидеть там нечто, отражающее суть либо моих интересов, либо интересов мужа. В конкретном случае они совпали, но, тем не менее, я постараюсь выражать только свою точку зрения.
 
Пытаясь понять историю развития человечества, я прочла довольно много различных статей и совершенно запуталась. Одни ученые утверждают, что прогресс произошедшего от обезьяны Homo sapiens шел линейно от простого к сложному десятки, а то и сотни тысяч лет. Другие, подключив математику, доказывают, что, упомянув одно и то же событие множество раз, историки намеренно удлинили возраст человечества, которому от силы всего ничего. Третьи утверждают, что мы на планете не первые и, даст Бог, не последние.

Сначала я, разумеется, верила каждому написанному слову. А уж если ссылались на какого-то ученого – безоговорочно. А потом, во-первых, вспомнила, что «на заборах тоже пишут». Во-вторых, поняла, что в слове «ученый» заложен всего лишь факт того, что человека учили, а вот чему, зачем и гранты какого сороса он теперь отрабатывает, из значения лексемы никоем образом не вытекает. В-третьих, стала, как нынче говорят, «тупо» доверять собственным глазам. И теперь, когда в предыдущей части я уже изложила многое из того, что пишут «на заборах» Интернета те, которых учили, мы, прихватив стихи Сергея Михалкова, поведем вас в музей. Он находится всё в том же парке Чапультепек, где, помните, однажды мы уже сопровождали старшего внука, который выполнял домашнее задание. Пришло время вам, дорогие читали, послужить мне «эскортом». Представим, что теперь у меня есть задание, точнее, задача разобраться в том, кто из «систематизаторов» истории человечества ближе к истине. И, да помогут мне зрение, интуиция и объективные законы физики.

«Вот через площадь мы идем и входим наконец в большой красивый» антропологический музей. Нас встречает бог дождя Тлалока – 167-тонный каменный истукан из Теотиуакана. Во внутреннем дворе – скульптурные головы животных на металлических столбах, искусственный водоем с растущим в нем папирусом и так называемый зонтик – одиннадцатиметровая колонна будто бы поддерживающая обширный навес, а на самом деле фонтанирующая сверху вниз и символизирующая непрерывность жизненного цикла.
 
Общая площадь музея – 8 га. На втором этаже располагается отдел этнографии, весь первый посвящен антропологии. С нее, родимой, мы и начнем. Сначала идем в зал «Заселения Америки». Люди в шкурах, в руках деревянные копья, на которые они уже насадили мамонта. Тот вздыбился и бьется в предсмертных конвульсиях. Неподалёку женщины собирают с кустов какие-то плоды. Потом охотники приносят добычу к стоянке, там их уже поджидают женщины и дети. Мамонт жарится на костре. Не теряя времени, двое долбят камнем по камню, изобретая наконечник для копья. Чуть поодаль из жердей строится первое жилище. В общем, наглядно показано, что при родоплеменном укладе пусть и не было очень легко и весело, но «жил человек своим трудом и не был в кабале».
 
Но «за днями дни, за годом год проходят чередой», зал "Заселения" уступает место залу «Доклассического периода», и на смену макетам с древними людьми приходит реальное содержимое их могил: кости, черепа и черепки. Вместо диорамных сцен теперь мы рассматриваем экспонаты в застекленных витринах: керамические чаши, сосуды с одним или двумя длинными горловинами, стоячие и сидячие фигурки людей и даже изогнувшегося бубликом человечка – акробата.

Даты, разумеется, стоят везде. Они приблизительны, относительны и черточка между двумя цифрами порой равна сотням, а то и тысячам лет. И, признаться, формулировка «как много лет прошло с тех пор, как много зим прошло» меня вполне устраивает, потому что это хотя бы честно. Ну, не знает еще наука способа точно устанавливать время событий «старины глубокой». Или знает, но скромно молчит, чтобы не разрушать систему датировки, о которой в 40-х годах прошлого столетия специалисты по истории региона договорились между собой за круглым столом. Поэтому на таблички мы поглядываем, но про логику и здравый смысл не забываем.

И с этими мыслями переходим в зал под названием «Теотиуакан», хотя истинного имени города, история которого здесь представлена, никому неизвестна.Но прежде чем осматривать экспонаты, давайте вспомним, что о Теотиуакане говорит официальная наука. Итак, первые поселения в этих местах возникли в 5-ом веке до н.э., а город был основан в конце 1-го столетия н.э. и через триста-четыреста лет стал крупнейшим в Месоамерике. Влияние Теотиуакана на культуры народов, живших по соседству неоспоримо. Однако его структура так до сих пор и неясна: была ли это огромная единая империя или просто сильный город-государство, подчинивший себе соседние племена? Судя по археологическим данным, Теотиуакан мгновенно погиб от нашествия тольтеков в пору своего наивысшего расцвета, случившегося между пятым и восьмым веками.

Когда в начале 14-го столетия в долину Мехико с севера пришли ацтеки и построили на острове посреди озера Тескоко Теночтитлан, они услышали от местных, что где-то северо-восточнее есть заброшенный город. Отыскав его, ацтеки пришли в священный трепет: среди диких зарослей возвышались две могучие пирамиды. И построившие на необитаемом острове Теночтитлан люди поняли, что возвести увиденные ими сооружения человеку не под силу, и назвали сей город Теотиуаканом, то есть «местом превращения богов». Предания рассказывают, что великий Монтесума с благоговением относился к этому самому «месту» и неоднократно совершал к нему паломничества.

О Теотиуакане я уже однажды рассказывала в цикле «Мексика. Чудеса и загадки». Не буду тратить время на повторение. Желающие найдут и прочтут, а мы вернемся, наконец, в зал. Реконструкция фрагмента фасада храма Кетцалькоатля – в нем самый «выдающийся» экспонат. Потому что, во-первых, занимает здоровенный кусок зала, во-вторых, головы Пернатого змея выдаются далеко вперед. Но из-за того, что в оформлении использованы синяя и красная краски, Пернатый змей больше похож на китайского «дракошу», а не на чудовище, предназначенное внушать страх всему живому. Нельзя не заметить и громадную «угловатую» скульптуру богини воды Чальчиуитликуэ (и не пытайтесь!). Очень серьёзная (по весу) девушка, а по изяществу исполнения, сразу видно, ближайшая родственница Тлалока. А вот эта резная каменная колонна со стоячим «блином» на макушках называется стелой Вентильи. Она служила передвижным маркером при игре в мяч. Далее представлено массовое захоронение людей, принесенных в жертву. На стенах зала развешаны мраморные и серпентиновые посмертные маски тех, кто их, якобы, заслужил при жизни.
 
Теперь заглянем в витрины: посуда и фигурки из керамики, обсидиановые ножи, которыми те, которые заслужили маски, убивали тех, чьи скелеты находятся в массовом захоронении. Орудия труда: различной формы камни, которыми отесывали обсидиан, чтобы получить из него нож, лезвие для меча, а при достаточном мастерстве даже шило или толстую иглу. Тут же и «инструментарий»: круглый камень на палке – молоток, плоский конусом заостренный – зубило. Над каждой витриной есть пояснения и рисунки, объясняющие, как нужно тюкать по обсидиану, чтобы получить задуманное изделие.
 
«Как дорог нам любой предмет, хранимый под стеклом!» – думаем мы и переходим к витрине с предметами «роскоши». Здесь все из камня: две кривоватые мужские фигурки, ожерелье, собранное из разнокалиберных грубоватых бусин, неуклюжая фигура ягуара, с неодинаковыми передними лапами и, вдруг, опа! – идеально выточенная, завернутая вокруг своей оси трубочка из нефрита. Мало того, что она спиральная, так ведь по ребру спиральки еще и желобок вырезан. А внутри, точнехонько в центре, просверлено насквозь отверстие, да так искусно, что толщина стенок составляет всего пару миллиметров. Мне, конечно, любопытно, как сей предмет использовался, но больше всего хотелось бы увидеть, каким образом его сделали. Вот только не надо мне снова показывать  рисунок, где камнем побольше бьют по камню поменьше. Тут либо картинки врут, либо трубочка попала сюда из эпохи других технологий.
 
Ладно, не будем на этом зацикливаться, перейдем в зал, на котором написано «Тольтеки». Те самые, погубившие Теотиуакан. В 8-ом веке они вторглись с севера в Центральную Мексику и к 9-ому создали свое государство со столицей в Туле (это другая, без самоваров). В десятом столетии подчинили себе отдельные города-государства майя на Юкатане, а в двенадцатом их самих завоевали ацтеки.
 
Тула всё еще стоит в списке наших мексиканских «мечт», поэтому с её «матчастью» впервые знакомимся в музее. Что особенного мы здесь видим? Четырехметровую скульптуру Атланта, например. Это одна из тульского «отряда». Такие странные ассоциации возникли после просмотра новостей, где показали построение только что вернувшихся с «Адмирала Кузнецова» летчиков: на всех оранжевые комбинезоны и шлемы. Вот и «на скульптуре» тоже что-то вроде скафандра. Но самое интересное – диск с маленькой маской в центре. Расположен сей загадочный предмет строго на попе (простите). Считается, что это щит, но вот что он в таком месте защищает? Неужели у тольтеков «там» находилось самое ценное? Если так, то почему у жертв вырывали сердца? Кстати, а вот и скульптура Чак-Мооля. Лежит, ненасытный, на спине, опершись на локти. Голова повернута к жрецу, а на животе чаша для очередного сердца. «Жесть», дорогие читатели, но, судя по сюжетам найденных каменных барельефов, так было.
 
Но давайте отвлечемся от печального и посмотрим… ну, вот хотя бы на головной убор воина. Красив, возразить невозможно: сплошная мозаика из перламутровых раковин. Или вот эта высокая чаша из какого-то полупрозрачного камня кремового цвета (кто силен, подскажите его название). Форма и снаружи и внутри просто идеальная. Жаль, что нельзя потрогать, но на глаз она вся такая ровненькая да гладенькая. Как же её такую сделали? А вот и круглая ваза из того же камня. И снова наружная форма образцовая. А что внутри? Ой, а внутри она, какое счастье, недоделана и мы видим «клиническую картину»: оказывается «внутренности» из заготовки извлекались при помощи трубчатого сверла. Я прыгаю от радости: загадка разгадана! А муж ёрничает:

-- Ага, а сверло из тростника отлили…
--Ну почему? – воплю я, – Из бронзы!
-- Так бронзы у тольтеков не было. Она появится только через пару-тройку веков, когда о тольтеках уже забудут. Впрочем, это не имеет значения: бронза всё равно гораздо мягче камня. Да и скорость вращения, судя по оставленным точнейшее круглым «отпечаткам», была здесь очень лихая. Сомневаюсь, что такую возможно развить, крутя трубку между ладонями.
 
«Из зала в зал переходя, здесь движется народ», и, разочарованная, я плетусь за ним. Тут очень людно. Потому что все идут смотреть на Камень Солнца, именуемый ацтекским календарем, виновником несостоявшегося 21-го декабря 2012-го года конца света. Кстати, в 2017-ом его первый юбилей. Вы отмечать-то собираетесь? Я – нет! Потому что и так слишком много круглых и продолговатых дат приходится в 17-ом на одну мою душу населения: 525 лет колумбовской Америки, 500 лет лютеровской Реформации, 100 лет Октябрьской Революции, 95 лет «Мойдодыру», 60 мне… Нет, пятилетие конца света я просто не потяну.
 
Видите, какие мысли приходят, глядя на эту 24-тонную круглую глыбу из базальта. А еще говорят, что календарем Камень Солнца называют ошибочно. Дескать, это либо какой-то сосуд, либо алтарь для жертвоприношений, «с символическим изображением ацтекской космогонии и солнечного культа». Ученые еще не договорились. Ну, об этом вы можете и сами в Википедии прочитать. И про Оцелотля-куаушикалли. И про разукрашенный резьбой огромный жертвенный камень с желобом для стока крови, – о зале ацтеков много написано. А мы лучше «по сусекам пометем», глядишь, чего-нибудь интересного «наскребем».
 
Так и есть! Среди керамических посудин и неуклюжих каменных фигурок, вдруг, затесались выточенные без малейшего изъяна шпульки из обсидиана и горного хрусталя. Малюсенькие миллиметровой толщины диски на общем полом цилиндре. И это ручная работа? Методом обстукивания горного хрусталя? А идеально отшлифованные обсидиановые шары? А диски – один в один наши CD, но капельку толще и тоже из вулканического стекла? А ваза в форме беременной обезьяны из него же? Та вообще шедевр искусства, который сделает честь самому квалифицированному нынешнему мастеру, обладающему всем набором современного оборудования. И снова трубочки из нефрита: простые и слегка «закрученные».
 
Но это всё мелкие предметы. Есть и покрупнее, к изготовлению которых не меньше вопросов. Вот эта базальтовая «птицекошка» с перышками точнейше уложенными один к одному. Или отполированная до зеркального блеска гремучая змея, свернувшаяся кольцами. Качество всего перечисленного безупречное! Нет, я, разумеется, верю, что ацтеков было много и среди них попадались мастеровитые, но откуда они взяли станки и электричество? Ведь вот эта чаша на ножках в виде змеиных голов выточена именно на станке. Она, как и та, что в предыдущем зале, тоже незакончена, но на другой стадии: её не успели отшлифовать, и потому на внутренних стенках видны бороздки. И все бороздки непрерывны и замкнуты кольцом. Можно это как-то вручную сделать? Отзовитесь, кто пробовал!
 
А мы пройдем мимо диорамы теночтитланского рынка и поднимемся на второй этаж в этнографический отдел. Здесь воспроизведен быт населения времен конкисты. Восковые фигуры выглядят очень естественно, одежда аутентичная. «Уж в этом чайнике нельзя, должно быть воду греть», зато ему уже более двухсот лет, как, впрочем, и остальной утвари. И миссионеры, чувствуется, на славу поработали: все жилища в распятиях и Святых Гваделупах. А вот «коса и грабли, и топор, и старое весло», а к нему ровесница-лодка. На таких плавали по каналам Теночтитлана, превращенного испанцами в Мехико.
 
Нравится мне отдел этнографии, в нём я отдыхаю от разочарования в своих умственных способностях. Но пора вниз, к племенам, населявшим Мексиканский залив.
 
Тотонаков мы с вами уже проходили, и даже не совсем мимо. Посмотрим, что же сотворили ольмеки, представители первой (1500 до н.э. – 400 до н.э.) значительной цивилизации Мексики, от которых «есть пошла» и цивилизация майя, и тольтеки, ацтеки, и тотонаки. Это от ольмеков, этаких шумеров Нового света, все они получили календарь, водопровод, игру в мяч, какао-бобы, каучук, одомашненных собаку и индейку. Они умели считать и, похоже, первыми на планете додумались применять ноль. Была у них и своя письменность, не дешифрованная и сегодня. А если датировка найденного образца верна (900 до н.э.), то ольмеки входят в число немногих народов на Земле, самостоятельно её освоивших. Короче, головастые были ребята. Недаром же первыми, что на рубеже 20-го века отрыли и открыли археологи, были гигантские базальтовые головы… африканцев в шлемах. Да вот: широкий, чуть приплюснутый нос, толстые губы, большие глаза. Ну, и почему-то шлем. Высота голов колеблется от полутора до трех метров. Вес – от пяти до сорока тонн. Две из них находятся в музее. Обе выше меня «ростом». Вот где умище! Но кто они? Боги, которым поклонялись ольмеки? Или увековеченные вожди племени? И почему с негроидными чертами лица? Перебрались через Анлантику? Как? И куда потом подевались, оставив здесь свои знания?

В витринах керамическая посуда, фигурки людей и животных. Примечательна глиняная скульптура борца: сколько в нем экспрессии, движения. Но есть какая-то странность. Ах, да! Борода и узкие глаза! Ни дать ни взять китаец: у индейцев ведь бороды не росли. Но как он сюда попал? Переплыл через Тихий океан? Ах, «какой простор он мог (бы) открыть и сердцу и уму», если бы мог говорить!
 
Следующий зал называется коротким словом «Майя». Очень подробно я писала о них в «Отдельной песне о Юкатане». (Кому интересно, тот найдет это либо в моей книге «Чемоданное настроение», либо на proza.ru.) Мы ездили туда в 2011-ом и ничего, противоречащего уровню развития майя, не увидели. Всё это они действительно могли построить. Экспонаты музея тоже почти укладываются в технологии, свойственные майя. Почти. Есть несколько закавык, не дающих мне покоя: снова во всех отношениях совершенная нефритовая трубочка с внешним диаметром чуть больше сантиметра и снова тонюсенькая обсидиановая шпулька. И еще два предмета, замысловатую конфигурацию которых мне, не технарю, сложно описать. Один из горного хрусталя, другой – из вулканического стекла. Оба небольшие по величине и выполнены столь тщательно и геометрически точно, и столь очевидно контрастируют со всем остальным, находящимся в витринах майянского зала, что снова возникает ставший уже традиционным вопрос: «Откуда дровишки?»
 
Но хватит задавать вопросы. Пора уже сделать какие-то выводы и попытаться сложить мозаику. Однако должна (и имею на то причины) предупредить, что это будет моя картина мира, основанная на том, что увидели мои собственные глаза, и подсказали мне моя собственная интуиция и мой собственный жизненный опыт.

Итак: подавляющее большинство выставленных в музее экспонатов вполне согласуются с теми техническими возможностями, которые были у народов, населявших Месоамерику в доколумбовые времена. Очевидно и то, что развитие технологий шло линейно, от более простого к более сложному, от камня к бронзе. Но все эти стройные ряды «портит» пара десятков предметов, которые стало возможным сделать только в 20-21 веках при помощи мощных и точных механизмов. Как они туда попали? Моё мнение: если их не подложили в экспозиции (ради интриги?) из современного мира, то они унаследованы индейцами из далекого, но более развитого в техническом отношении прошлого. Того прошлого, в котором сами индейцы не участвовали, но знали о нем по найденным «артефактам», изготовление которых, осознавая, что им такое не под силу, они честно приписывали богам.

И в заключении: Всевышний вложил в извилины моего мозга способность хорошо разбираться лишь в том, в чем есть последовательная, закономерная система. Именно поэтому в школе у меня были проблемы только с одним предметом – с историей. Сколь ни пыталась нащупать логику в объяснении причин того или иного события, – не могла. В результате вместо стройной картинки в моей голове был прыгающий калейдоскоп. И только спустя годы, до меня дошло, что наука история сложная от слова "с ложью". Почему она именно такая – разговор отдельный. Но, в силу Божьего замысла, меня это не устраивало, и пришлось искать свой путь к истине. Далеко ли я продвинулась к своей цели? Уже ближе к ней, чем была когда-то, но «белых пятен» в моём мозаичном полотне еще много. Сумею ли найти все недостающие «стеклышки»? Я постараюсь. А в остальном, как Создателю будет угодно.


Рецензии