О принципе самоопределения наций

Как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. Пламенный борец с великорусским национализмом и за право наций на самоопределение т. Ленин как будто витал в облаках. Именно он открыл для России ящик Пандоры, выпустил джин из лампы. Невольно возникает вопрос: неужели Ленин не понимал всей опасности признания права наций на полное самоопределение вплоть до отделения и образования своих государств? И если самоопределение Финляндии и Польши ещё можно как-то объяснить, то признание государственности Украины вызывает очень большие сомнения…
 
Факты свидетельствуют о том, как умело извлекал вождь Октября уроки из своих собственных просчётов. Можно предположить, что Владимир Ильич вскоре сам бы убедился в ошибочности своих воззрений, однако судьба распорядилась иначе и с ним, и с государством. Да и история не знает сослагательного наклонения.
 
План Ленина заключался в том, чтобы равноправные государства соединить в одно союзное государство – Союз Советских республик. План Сталина предполагал, что все новообразовавшиеся государства войдут в Российскую Федерацию на правах автономий. Победил, как известно, Ленин, а Сталин признал свою «ошибку». На словах. А на деле он упрямо продолжил строить своё «государство в государстве», имя которого – Партия. Именно Партия на протяжении всей советской истории была тем стержнем, тем позвоночником, на котором держалось собственно Государство. Партия, по сути, была самим Государством. Единая и неделимая Партия (ВКП/б/ - КПСС) включала в себя на правах территориальных организаций партии союзных республик наравне с организациями автономных республик, краёв и областей самой РСФСР. Сама Российская Федерация «своей» партии не имела, но этот факт нисколько не принижал её роль в Союзе. Сталин признавал особую роль русского народа и понимал, что только на этот народ и можно положиться в трудную пору. Если в нескольких словах сформулировать сталинскую национальную политику, то достаточно вспомнить слова гимна СССР:

Союз нерушимый республик свободных
Сплотила навеки Великая Русь...

Так или иначе, но искусственные границы разрезали живое тело Исторической России на т.н. союзные и автономные республики, которых либо никогда не существовали вовсе, либо не существовали в этих искусственных границах. Возьмём в качестве примера Грузию. В момент заключения Георгиевского трактата никакой собственно Грузии как единого государства не было. Были полузависимые царства и княжества. И вот грузинские земли одна за другой стали частью Российской империи, а населявшие их народы: абхазы, аджарцы, армяне, греки, мингрелы, осетины сваны, хевсуры… стали подданными российского императора. Да что там Грузия! Ни одна т.н. союзная республика никогда не существовала в советских границах. Но этот факт не помешал им утверждать свою территориальную целостность.

Нам внушали ещё в советское время, что присоединение к России тех и иных земель носило объективно прогрессивный характер, несмотря на колониальный гнёт царской администрации. Но это взгляд из Москвы, ведь одни и те же события можно толковать диаметрально противоположно. Поэтому мы должны быть готовы к тому, чтобы услышать и прочесть противоположное мнение, что присоединение к России тех и иных земель носило объективно регрессивный характер, несмотря на все положительные моменты. Однако вряд ли можно отрицать те факты, которые подтверждаются материально.
 
Нас учили в средней и высшей школе, что национализм – это зло, но т.н. большой национализм всегда большее зло, а т.н. малый национализм иногда имеет прогрессивное содержание, связанное с национально-освободительной борьбой. И Советский Союз оказывал этим движениям всестороннюю помощь, включая поставки оружия. И эта политика была правильной с учётом реальной ситуации противостояния двух политических систем. Но победа не осчастливила освободившиеся от колониального гнёта народы. Взять в качестве примера хотя бы Алжир. Алжирские арабы десять лет отчаянно сражались за независимость от Франции, и в этой борьбе погибли сотни тысяч алжирцев. Они добились своей цели – полной независимости. Но кто от кого освободился?  Ведь теперь сотни тысяч детей и внуков героических партизан, борцов национально-освободительного движения, мечтают стать французскими гражданами. То же относиться и к гражданам других независимых государств, в частности, – Марокко и Туниса. Вот такая, так сказать, гримаса истории…

Не удивительно, что и граждане независимых государств, образовавшихся в результате умерщвления Советского Союза, дружно устремились на просторы остаточной России. Ещё совсем недавно они дружно кричали о том, что Россия их грабит, и почти поголовно голосовали за независимость. Теперь они почему-то так же убеждены в том, что Россия должна их содержать…         

...14 ноября 2006 г.

© Валентин Поляков 2017


Рецензии