325 лет черкесскому балету, театру, драме!

 Адыги у истоков балетных традиций Европы и России.

 Адыгское (черкесское) танцевальное, в том числе и балетное танцевальное искусство имеет многотысячелетнюю историю (об этом свидетельствует Нарский эпос адыгов). Однако, как-то нескромно и не общепринято вести отсчёт возраста исторических событий без более твёрдых доказательств, чем мифология (хотя наша мифология, по своей исторической ценности ничуть не уступает другим).
 Самым древним упоминанием адыгских (черкесских) балетных танцев, сделанным независимым (объективным) информатором, является нижеследующий фрагмент из записей датируемых 1697 годом. Это записи известного голландского государственного деятеля 17— начала 18 вв., Николая Витсена. Он не был ни в Черкессии и на Северном Кавказе, но посланный в течение года работать в московском посольстве Нидерландов, имел широкие возможности для собирания большого литературного и прочего материала о соседних с Россией областях и странах.
 В советское время не было принято вспоминать об этом историческом свидетельстве видного голландца, так как заслуга привнесение на Кавказ высоких искусств традиционно приписывалось советской власти.
 В настоящее время, адыгам ничто не мешает отметить 325 годовщину балетного танца.
 В частности Николай Витсен писал :
 "Черкесы много забавляются танцами и умеют очень красиво танцевать. В тысяча шестьсот девяносто седьмом году(1697), когда я был приглашен в Амстердаме к столу его величеством Петром Алексеевичем и удостоился царской чести по случаю большой победы, одержанной войсками его царского величества над турками и татарами около устья Дона, тогда я видел, как танцевали двое из этих людей почти полтора часа.
   Невозможно описать прыжки и быстрые изгибы тела, которые они делали; они изображали танцем исполнение смертной казни, отрубанье головы, рук и ног, что на деле должно было само по себе иметь отвратительный вид;
однако, красивые прыжки, выгибанья и тысяча быстрых движений тела под звуки инструмента придавали танцу и представлению приятность.
   Иногда преступник лежал навзничь, на спине и умел держать свой живот так прямо, что его товарищ на нем стоял и много раз кувыркался, как будто не прикасаясь, опираясь одной рукой умел прыгать через все тело: отрубанье рук и ног изображалось танцем так же, как и обезглавливание мечом; танцор, представлявший палача, держал в руке палочку, с помощью которой, прыгая с ритмом, он изображал все что надо было делать по должности палача..."

 Витсен не единственный иностранный информант. К примеру, еще раньше чем Витсен – в 1634 году доминиканский монах Эмидио Портелли (или Дортелли) из Асколи писал : «Чиркасы очень веселый народ; они пляшут всегда на носках, что весьма трудно, но зато красиво».

 Европейский учёные историки пишут, что – «Первой танцовщицей, кто начал подниматься на кончики пальцев в своих танцевальных туфлях, была итальянка Фортуната Анджолини (1776—1817)».
 При всем моём уважении, но Фортуната Анджолини стала танцевать на «носках» (в пуантах) на 100 лет позже, чем вышеупомянутые адыгские балетчики поставили полуторачасовое балетное представления в Амстердаме (причём стоя на носках без пуант), не говоря о том, что адыгские танцоры творили дома на Кавказе тысячи лет до этого.
 Очевидно - европейцы, россияне и др. народы добровольно не признают простого факта того, что танцевальную балетную традицию танцевать «на носках» они скопировали у адыгских (черкесских) танцоров.
 Ну да "Бог" с ними, не так уж важно такое признание - главное чтоб танцевали хорошо.

Источник :
 (Николай Витсен http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Vitsen/otryv3.phtml… )

Определения термина "БАЛЕТ" :
1. Искусство театрального танца.
2. Театральное представление, состоящее из танцев и мимических движений, сопровождаемых музыкой.
3. Драма, написанная музыкой и воплощённая в хореографии.

Определение термина "ТЕАТР" :
1. Искусство изображения драматических произведений на сцене.


Рецензии