Строчная запись нот

Друзья, хочу предложить вам способ записи нот. Он называется "Строчная запись нот Здетоветского", но вы можете называть его просто: "Запись/скрипт Здетоветского", "Нотный скрипт" или "Здетоскрипт"))) - на ваш выбор, главное, чтобы было понятно, о чём речь. Не знаю, есть ли что-то аналогичное - беглый поиск результатов не дал, а над этим способом я долго думал, вот - решил обобщить и записать то, что надумал.

Много раз хотелось записать мелодию, но под рукой был только простейший телефон, да и ныне специальные программы не очень распространены и удобны. А нотную тетрадь с собой таскать как-то не сподручно.

Задача: записать мелодию в тексте,  одной строкой без нотного стана общедоступными буквами и знаками без спецсимволов - даже в телефон или СМС, а в будущем сделать возможным текстовый поиск по мелодии.

Скрипичный ключ: S:
Басовый ключ: B:
Хотя, по-моему они не нужны. Может понадобиться гитарный G: -  понижающий на одну октаву.

Размер такта - как всегда после ключа. 4/4

Знаки альтерации, если нужны, записываются латинским обозначением ноты, а диез или бемоль - решеткой # или маленькой буквой d и b соответственно.
Ab Ad А#
Решетка есть везде, а бемолем можно не пользоваться, заменив его диезом и воображением. Ну, это - кому как нравится.

Бекар или отмена знака альтерации - обозначим знаком Меньше "<" или минусом "-" - что есть в наличии:
А<4 B-4

Дубль диез: x или ##

Тактовая черта: ! или, если есть в вашей таблице символов: | (вертикальная черта). Но она более редка.

Аппликатуры - в скобках, чтобы не путать с лигой - можно в квадратных.

Легато - L - L от одной до другой после ноты. Чтобы понятнее было, где начинается и где кончается лига, можно: L( - )L


Обозначение октавы ставится в начале:
F - Четвёртая - Fourth
T - Третья - Third
S - Вторая - Second
(Без обозначения) - Первая
M - Малая - Mini
B - Большая - Big
C - Контроктава - Controctave
SC - SubControctave

Обозначения октав не обязательны, тогда по умолчанию всё будет начинаться в первой, а дальше инструменталист будет догадываться по контексту.


Одновременно извлекаемые ноты разделяем двоеточием:
C:E:G или 1:5:8

Длительность указываем через слэш, если обозначение цифровое:
1/4

и можно без слэша, если обозначение буквенное.
C/4 - одна четвёртая.
C4

C:E:G/4 или 1:5:8/16 -
Одна четвёртая и одна шестнадцатая, соответственно, если в аккорде или столбце все ноты одной длительности.

Точка для добавочной длительности - это точка: "."

C4.

Сильная доля обозначается знаком "больше" > перед первой нотой доли, если он есть в вашей таблице символов, или плюсом +. Он-то уж точно есть.

+ A4...

Пауза обозначается латинской буквой P.
Пауза с длительностью:
P4.

Стаккато, поскольку в тексте мы не можем поставить точку над или под буквой - звёздочка или умножить: "*" - она есть в любом телефоне.
A4*

Фермата: "(*" или можно "(."

Реприза:
[!:   :!]
Если есть вертикальная черта:

[|: :|]
Можно заменить круглыми скобками.


Вольта: [1  1]
[2

Крещендо:
(+   +) или (<   <) или (Cr.   Cr.)

Диминуэндо:
(-    -) или  (>   >) или (Dim.   Dim.)

Где открывающаяся и закрывающаяся скобки обозначают соответственно начало и конец.


Трель: "tr~"

Вибрато: "~" или "Vib."


Чтобы отказаться от путаницы со знаками альтерации, примем двенадцатеричную систему счисления, где один это - до, а двенадцать - это си.
1 2' 3 4' 5 6 7' 8 9' 10 11' 12

Представьте, что цифры, обозначенные сейчас мной опострвфом для наглядности - это чёрные клавиши пианино.


1 - До - C
2 - До# - C#
3 - Ре - D
4 - Ре# - D#
5 - Ми - E
6 - Фа - F
7 - Фа#- F#
8 - Соль-G
9 - Соль#-G#
10 - Ля - A
11 - Ля# - A#
12 - Си - B

И можно записывать в абсолютном значении цифрами без понижений и повышений.

Если всё же хотите мучиться с буквами, диезами, бемолями, бекарами, то можно записывать буквами, но придётся дописывать альтерации.


-----------------------------------------
Дополнение 1.

Чтобы увеличить компактность записи, можно вместо бемолей, т.е. - пониженной ноты, использовать строчную букву, в то время, как не пониженная обозначается заглавной:

1 - До -   C
2 - До# - C# - d (ре бемоль)
3 - Ре -    D
4 - Ре# -  D# - e (ми бемоль)
5 - Ми -   E
6 - Фа -    F
7 - Фа#-   F# - g (соль бемоль)
8 - Соль- G
9 - Соль#-G# - a (ля бемоль)
10 - Ля -   A
11 - Ля# - A# - b (си бемоль)
12 - Си -   B

Диезы же можно указывать решёткой, а можно и не указывать вовсе. К этому потребуется время, чтобы привыкнуть, но к любой новой системе в любом случае приходится привыкать.
Время покажет, что удобнее - буквенное или цифровое обозначение.

Т.е. хроматическая последовательность в записи будет выглядеть так:

A b B C d D e E F g G a

Или:

C d D e E F g G a A b B

Всё гениальное просто!:)

-------------------------------------------


Для тех, кто не освоился с латинскими буквенными названиями нот (принятых для аккордов), можете записывать Поэтические - Do, Re, Mi... Или прямо по-русски. Русские вас поймут, а запись в длину все-равно компактной не получится - тут главное записать всю информацию в строчку.

Но их запомнить довольно просто, если вы заметите закономерность, что это просто буквы латинского алфавита подряд и кто-то ими по именовал ноты или аккорды, но для этих людей главной нотой была не До, а - Ля, с него и начали:
A - Ля
B - Си
C - До
D - Ре
E - Ми
F - Фа
G - Соль
(H) - (Си) - это из другой системы, где B - Си Бемоль, но мы её не берём в расчёт, оставим классическую. Это просто чтобы избежать путаницы.
И далее - по кругу.

Если есть аппликатуры или комментарии - они записываются рядом с нотой в скобках стандартным обозначением (римская цифра - лад для барре, арабские - обозначения пальцев) или перед последовательностью нот, на которую распространяются.


Относительная запись мелодии.

В начале указываем  тональность:

C

Можно уточнить октаву:

MC

В этой тональности первой нотой будет тоника. Дальше   записываем ступени вверх:

1 5 8 S1 S5 S8

 Если хотим для них для всех указать одинаковую длительность, соединяем их нижними подчеркиваниями (или запятыми, если нижних подчёркиваний нет), а в конце ставим длительность:

1_5_8_S1_S5_S8/4

1,5,8,S1,S5,S8/4

Образуется как бы группа, на которую распространяется одинаковая длительность,

...и - вниз, приняв октаву ниже тоники за малую, а текущую - за первую, за ней вверх - за вторую и т.д.
M8/4 M5/4 M1/4 B8/4 B5/4 B1/4

M8_M5_M1_B8_B5_B1/4

Или так:

M8:M5:M1_M8_M5_M1

То же - с запятыми, если в знаках нет нижней черты.

То-есть, фактически мы назначаем любую ноту, от которой пляшем, как от До первой октавы. Это может пригодиться в записи мелодии, тональность которой мы не знаем или хотим легко транспонировать, а возможно - и провести поиск, хотя перед этим поисковые системы должны быть ознакомления и адаптированы под данную систему.


P.S.
Ну, вроде всё.
Пользуйтесь на здоровье!
Если я вдруг что-то упустил или что-то напутал - пишите, предлагайте исправления, свои варианты и идеи улучшения системы, чтобы она стала наиболее простой, удобной и рабочей. Если есть более удобные обозначения - тоже предлагайте.

Если заинтересовало, попробуйте что-то позаписывать этим скриптом, расскажите об ощущениях.

08.02.2017
Юрий Здетоветский

P.P.S.
У дополнения есть место в тексте, но я добавляют его и в конце, чтобы было легче найти.

-----------------------------------------
Дополнение 1.

Чтобы увеличить компактность записи, можно вместо бемолей, т.е. - пониженной ноты, использовать строчную букву, в то время, как не пониженная обозначается заглавной:

1 - До -   C
2 - До# - C# - d (ре бемоль)
3 - Ре -    D
4 - Ре# -  D# - e (ми бемоль)
5 - Ми -   E
6 - Фа -    F
7 - Фа#-   F# - g (соль бемоль)
8 - Соль- G
9 - Соль#-G# - a (ля бемоль)
10 - Ля -   A
11 - Ля# - A# - b (си бемоль)
12 - Си -   B

Диезы же можно указывать решёткой, а можно и не указывать вовсе. К этому потребуется время, чтобы привыкнуть, но к любой новой системе в любом случае приходится привыкать.
Время покажет, что удобнее - буквенное или цифровое обозначение.


Т.е. хроматическая последовательность в записи будет выглядеть так:

A b B C d D e E F g G a

Или:

C d D e E F g G a A b B

Всё гениальное просто!:)

-------------------------------------------
-------------------------------------------


Рецензии