Неотправленное письмо, 10 летней давности

После института попал я в смешной институт (научно-исследовательский финансовый) при Минфине СССР. Делать там было особенно нечего, посадили меня на Великобританию (надо было делать доклады для министра об экономическом положении в стране). Материала было - куча, не воспользоваться им - грех. Короче, через три года защитил я кандидатскую о налогообложении. Смешно, но оказалось, что я - один из самых молодых кандидатов экономических наук в Москве (был). Это я так, хвастаюсь. Ну, пророчили большое будущее, сажали писать докторскую, но я уже офанарел от ничегонеделования и отказался. А когда меня пригласили преподавать в МИНХ (Плехановский институт) с радостью согласился. Все-таки работа с людьми. И не прогадал.
       Попал я тогда на кафедру Хасбулатова (если помнишь, в 90- х первый премьер-министр), преподавал финансы капиталистических государств, финансы и кредит СССР (ирония судьбы, в МФИ - чуть ли не двоечник, а в "Плешке" - преподаватель)! Преподавал не по учебникам, а все пропускал через себя. Каждую лекцию писал по три - четыре дня, но и студентам спуску не давал. Говорил, что учебник - это само собой разумеющийся материал, а то, что я добавляю - жизнь. Сначала - относились скептически (молодой пацан 24 лет - учит жизни), но потом, когда приняли мои условия всерьез (т.е. при первом, же экзамене) - призадумались, а потом и втянулись. Говорят (врут наверно), что было интересно. Даже с других потоков и преподаватели, и студенты приходили. Популярность была - дикая. Особенно, когда я привел с собой Политковского (во "Взгляде" была передача с моим участием) для знакомства с условиями моего труда. Сделал он тогда передачу, в которой я участвовал, и сдуру хвастался, как я прекрасно живу в нищете. Мозги были у меня тогда запудрены основательно.
Да, забыл сказать про условия. Условия: мои лекции и семинары можете не посещать, но за каждое пропущенное занятие - на экзамене 3 дополнительных вопроса по пропущенной теме. Никто не верил... Но когда первый экзамен я начал в 9 утра, а закончил в 11 вечера (из группы в 23 человека - 14 получило двойки) - началась паника. ЗВЕРЬ! Денег не берет, не пьет, на баб не реагирует (внешне, естественно). А потом оказалось - интересно! Узнал об этом ректор, вызвал на ковер, высочайшим указом велел читать лекции по учебнику - иначе ищите другое место. В принципе, я уже был внештатным корреспондентом журналов "Семья и школа", "ЭКО", и т.д., мне было наплевать, без работы бы не остался. Правда, и носился колесом: уходил в 6 утра, приходил в 1 час ночи. Тяжело. Но интересно. Поэтому я попер буром. На всех лекциях я озвучил ректорское предложение, заодно попрощался со студентами, зная, что меня уволят не позднее, чем через две недели.
Ровно через неделю ко мне подходит один студент, и ласково так интересуется, какая, мол, у меня зарплата. Отвечаю - 175 р. А он говорит, что он владелец небольшого банка, предлагает мне сначала 900, и чтобы я поработал в службе рекламы одним из руководителей ( а в то время я плавно перешел с финансов кап. стран на маркетинг, рекламу, которые еще никто не знал как преподавать) У меня еще были наработки с Минфина, «для служебного пользования», которые я и пускал на лекции + газета "Аргументы и факты", (а их выдавали в то время тоже только для лекторов общества "Знание"). Короче, это был Ходорковский Миша. Банк МЕНАТЕП.
Началась веселая жизнь в МЕНАТЕПЕ. Нам на рекламу выделили вполне приличные по тем временам деньги, собрал команду человек в 15, и начали веселиться. Что мы только не вытворяли: снимали целые полосы в газетах, ничего на них не печатали, а внизу мелко-мелко писали "МЕНАТЕП в рекламе не нуждается". По телевизору запускали "молчащую голову", объявления, от которых у всей страны крыши сносило, обклеивали стикерами такси, да помните, наверно... Короче, когда настал час "Х" люди стали мешками носить деньги в банк. Очереди занимали с ночи.
Вот тогда-то нам и сказали: спасибо, до свиданья. Выдали какие-то гроши и пустили в свободное плавание. Сначала думал все, кранты, жизнь закончилась, на работу никто не брал, товаров в Москве не было, жрать было нечего (помнишь, масло килограмм стоил среднюю зарплату?), короче, времена были еще те... Торговал газетами в метро. Потом оказалось, что моя тетка работала кухаркой у Германа Стерлигова (фирма "АЛИСА"), ну и организовала она мне с ним встречу. А надо сказать, что Герка люто ненавидел МЕНАТЕП, поскольку считал, что этот банк его фондовой бирже конкурент, да и на рекламу Ходорковский денег не жалел. Очень Герман удивился, узнав, что перед ним бывший глава службы рекламы МЕНАТЕП, ну поиздевался, попенял, но на работу принял. Правда, с одним условием: я ему делаю бесплатную рекламу, но такую, чтобы об "АЛИСЕ" все вновь заговорили. Согласился. Начал с того, что разослал по факсу во все издания Москвы новость: "Фирма "АЛИСА" отъединяется от государства". А в то время, если помните, мы потеряли Прибалтику, Молдавию и ряд других республик. Фурор получился еще тот. Германа вызывали в КГБ, журналисты поняли, конечно, что это рекламный ход, но осветили по полной программе. Мы созвали пресс-конференцию, показали деньги "Алиски", продемонстрировали людей с автоматами (договорились с местным отделением милиции), показали схемы обеспечения "жизнедеятельности государства", флаг, в общем, по полной программе. Так я стал работать в "Алисе", создал свое собственное рекламное агентство под крылом Стерлиговых.
Продолжалось это около года. Агентство цвело и процветала, биржа потихоньку затухала... Короче, когда Герман на меня наехал и потребовал увеличить его долю до 80%, я сделал ему ручкой и ушел со своими сотрудниками (2 человека) на новую фирму, которую сам и организовал. Вот здесь-то и начинается самое интересное. Если бы Господь предупредил меня, что это будет за время, вся бы жизнь, может быть, сложилась бы по-иному. Кто знал, что впереди меня ждет весь мир, криминал, Чечня, русская рулетка, взлеты и падения.
       Началась жизнь среднестатистической фирмочки, которая снимала офисы то в подвалах, то в детских садиках, а то и в гаражах, заказов по рекламе (кафе, рестораны, визитки, буклеты) хватало еле-еле на зарплату сотрудников и аренду. Брались за что ни попадясь... Кто-то отказывался в конце-концов от нашей продукции (визитницы, ежедневники, канцелярские наборы для офисов с символикой), кто-то разорялся (жизнь есть жизнь). Короче, такого рекламного барахла скопилось у меня целая кладовка. И вот в очередной субботник по очистке помещения, когда я весь этот хлам сжигал во дворе, какая-то старушка (видно это был мой ангел), посоветовала сдать все это в магазин, чтобы получить хоть какие-то копейки. А что? Идея. Отвез на нескольких легковушках эти визитки и ежедневники, отдал на реализацию. И что самое удивительное - пошло! Получил еще какие-то деньги, потом еще и еще. Оказалось - выгодно. 10% - директору магазина на лапу, 10% - моим сотрудникам, 40% - накладные расходы (бензин, аренда, взятки местным органам), а поскольку сдавал "на реализацию" за 2-3 цены, прибыль считайте сами...
В июне магазины задают мне вопрос, а не мог бы я достать им дешевые школьные тетради, карандаши, ручки? Поднял всех своих знакомых, связи и понял, что производители не могут выйти на потребителя через магазины, поскольку хотят оплату по факту, а магазины не могут брать у производителя, поскольку не хотят рисковать и берут на реализацию. Необходим посредник, который взял бы весь этот риск на себя.
Итак, в августе со мной работало около 200 магазинов по Москве, был снят склад, работало 9 человек сотрудников (все на машинах), 2 бухгалтера, секретарша, личный помощник и т.д. Были на личных контактах заключены договора с Питером, Тулой, Калугой, Костромой, Воронежем и т.д. Товар, естественно. отпускался "в черную" по взяткам и взаимодоверии. Пример: звоню на питерский завод "Светоч" его генеральному директору. Так мол и так, нужны тетради 10 видов по 1000 упаковок каждая. в упаковке по 100 штук по цене 10 коп. Годится! Приходит фура, мы ее сразу же - по магазинам - по 1 руб. за шт. На следующую неделю - такая же байда. Через две недели ( а мы договаривались, что встречаемся в кафе на Невском 2 раза в месяц в определенный срок) лечу в Питер пустым. Только со сберкнижкой. В Питере снимаю деньги - передаю директору - все. Пьем коньяк, прощаемся, так же и с туляками и т.д.
В сентябре смотрю, мои архаровцы (а все работали за 10 % от оборота) начали менять свои машины, покупать компьютеры, отмечать дни рождения в Национале и Космосе с оравами по 100 человек. Призадумался. А не воруют ли? Ну, конечно же... А мне все по-фигу. У самого на кармане по 100% прибыли оставалось. Деньги держал не в банках, а в диванах (представляете, два дивана под завязку набиты деньгами). Знаешь, как наркотик, уже азарт появился. Однажды жена вместо ужина на тарелку положила несколько пачек - жри мол, надо и домом заниматься. Ладно, сколько надо бери, только не мешай. И вот мудрая женщина - избавила меня от диванного мусора - стала строить дачу в Чехове ( около 50 км от кольцевой), а мне уже не до этого было: решил я купить фирму "Комус" (бумажная, еще и сейчас работает), но уж больно много за нее просили. Короче, "Кису понесло..." Решил срубить деньги с иностранных компаний, заключил контракт с Южной Кореей на поставку канцтоваров в Россию (китайцы уже не "катили" - товар плохой, русские - зажрались), отсрочка платежа на 3 месяца, товара на 150 тыс. американских денег. Таможня дала добро...
Ну а теперь - немного страшненького.
Товар я получил вовремя, хорошо растоможил, привез в Москву. Магазины с удовольствием расхватали дешевый (по их мнению) товар (а это было 300% чистой прибыли), некоторые даже расплатились через месяц. Ну а кто знал, что через две недели, после того, как они его получили, случиться дефолт? Доллар вырос в 6 раз и естественно, что моей чистой прибыли едва-едва хватило, чтобы покрыть только половину стоимости поставки. Продал все, залез в дикие долги (у чеченцев), которые долгое время не мог отдать. Фирму продал, конечно, тоже, стал отрабатывать долги поездкой в Чечню, курьером с деньгами. Как то в Шали попался нашим контрактникам. Деньги нашли. Били так, что около двух месяцев валялся по больницам. Когда вышел - объявились работодатели (потерянные деньги - около 50 тыс. американских рублей) надо было отрабатывать заново. А в качестве доказательства, что не вру - аллах все видит, вывезли в ближайшее Подмосковье на кладбище и дали  наган с двумя патронами: не виновен - аллах простит, не погибнешь. Тогда-то и начал седеть. Жить стало по-настоящему страшно: семью отправил к другу, сам жил по гостиницам, искали меня по всей Москве, даже как в плохих боевиках - убегал по крышам (было дело). Тут друг, у которого жила моя семья предложил - езжай в Воронеж к брату (они там начинали строить макаронную фабрику) дал мне полный карт-бланш, как будущему директору, немного денег и - вперед.
Четыре года работал в Воронеже. Чем только не занимался: продавал трактора в обмен на пшеницу, делал макароны и продавал по всей области, занимался сахаром... Кстати, на форуме у меня есть рассказ, как я там видел НЛО. В Москву приезжал два раза в месяц. Потом Чеченов  (после взрывов) в Москве прижали, я вернулся. Вернуться-то вернулся, а на работу никто уже брать не хотел: возраст не тот, да и всю жизнь на руководящих должностях, (а везде нужны молодые). Короче, полгода жил на даче на шее у жены, как -то даже пошел к колдуну, чтобы помог работу найти. И вот где-то через неделю думаю; я еще здоровый мужик, умный, сильный. который многое повидал (от филиппинских хиллеров до боевых командиров Чечни), объездил весь мир. Что мне еще от жизни надо? Только спокойствия, стабильной зарплаты и крыши над головой. Надо начинать жизнь сначала. Хоть с таксистов, хоть с продавцов (по-нынешнему - торговых представителей).
А хочу заметить, что эти годы беготни и пряток - не пропали даром. Я забыл всю экономику (теорию), запустил все законы, пару раз даже устраивался коммерческим директором (в фирму  по упаковке и на рыбокомбинат) - но не сложилось, чувствую, что моих старых знаний уже не хватает. Надо учиться заново. Надо - да поздно. Пробую устроиться торговым представителем на алкоголь - не берут. Тогда говорю: согласен работать месяц бесплатно, но если я вас устрою - берете только на мой район проживания ( чтобы не бегать по всей Москве). Через месяц я получал 600 долл., через два - 1000, через полгода сманила меня другая алкогольная компания, потом фирма , которая делает водку "парламент" ,.а затем пошло-поехало.
Никто в настоящее время не беспокоит. денег хватает и на новую машину, и на поездки (недавно вернулся из Вьетнама - Камбоджи), растет внучка, сын - аудитор (постоянный автор журнала "бухучет" (в отца, наверно). Ужастики закончились, но ностальгия по старой жизни - осталась. Сейчас многих через интернет нашел, но встречаться даже с институтскими друзьями не хочется - страшно. В одну реку невозможно войти дважды, как ни банально это звучит. Вот жизнь и прошла. Теперь осталась одна мечта: свалить в теплые страны и жить одними воспоминаниями хотя бы еще лет 30, если, конечно, повезет, посмотреть другие страны и успокоиться…


Рецензии
Очень умно и интересно, потому что простым языком написано. Поражает, что при таких деньгах при первых притеснениях автор не уехал за границу. Только я так подумала, как прочитала о желании переселиться в теплые страны, это очень здорово - море, солнце и песок.

Иринга Тулуханова   28.08.2017 07:32     Заявить о нарушении
Ира, это часть моей жизни начала 70-х конца 880-х. Ни дать, ни взять больше

Валерий Дмитриев-Таец   28.08.2017 18:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.