книга Новый путь. 2 глава. 2 параграф

                Счастье посещает нас в разных видах и почти неуловимо…
                Адам Смит

2 параграф
Мои детские открытия.

Я была задумчивым ребёнком, анализировала происходящее в меру детских сил. Видимо, из-за особенностей характера у меня чередовались радостные дни с днями, заполненными рыданиями. И вот, лет в пять, ложась спать, я загадала желание: «Как я хочу, чтобы завтра был радостный день, без слёз!». Видимо тогда, в восьмидесятые годы двадцатого века, тоже верили что то, о чём думаешь, то и сбывается, говорили об этом по радио и телевидению. Как сейчас говорят: «Мысль материальна». Но у меня это срабатывала с точностью до наоборот. Несколько раз я загадывала простейшие желания и эффект был противоположный, всё происходило наоборот.
Вот и в тот далёкий день, встав утром, я вскоре из-за чего-то расстроилась и начала плакать. И уже плакала весь день. Думаю, Господь мне давал знак: «Не верь, что можно что-то изменить простым загадыванием желаний, всё сложнее». Когда я стала старше, то мои мысли, мои представления о том, что со мной будет сейчас происходить, не совпадало с тем, что реально происходило. Правда, с возрастом уже не так радикально, но было много неожиданностей.
В нашей семье немножко говорили о Боге, мама признавала его существование. И я начала размышлять о невидимом, душевном и материальном. И годам к восьми пришла к выводу, что душевное, невидимое важнее материального. Например потому, что когда плохое настроение или ты с кем-то в ссоре, то материальные удовольствия, например подарки, не доставляют уже большого удовольствия, а иногда и совсем не радуют. Особенно драгоценна душа человека. Позже нашла подтверждение своих мыслей в Евангелии: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою? « Евангелие от Матфея, глава 16, стих 26.
И еще в проповеди митрополита Крутицкого и Коломенского Николая Ярушевича (1892-1961 гг) вполне логичное подтверждение моих мыслей:
«Нередко в жизни наблюдается, что люди, здоровые и обеспеченные, не могут найти полного удовлетворения в жизни, и, наоборот, люди, изможденные болезнями, полны благодушия и внутренней духовной радости.
Эти наблюдения нам говорят о том, что, кроме тела, в каждом человеке есть душа. И душа и тело живут своими жизнями.»

О душевном удовольствии я имела некоторое представление, например любила музыку и музыкальные фильмы и сама пела, сочиняя на ходу. Я пела, выражая переполнявшие меня чувства, делала это больше для собственного удовлетворения, слушатели были мне не обязательны. Значит, в сердце уже тогда было много радости, сердце тоже пело вместе со мной.
Папа начал писать стихи и ещё в этом нежном, дошкольном возрасте объяснил мне, что такое рифма и предлагал мне выбрать из двух вариантов его стихов тот, который мне больше нравился. И после этого я стала петь, в сочиняемые песни добавляя рифмы.
Это большое удовольствие – петь от души, вкладывая сердечную радость в пение.  И если выскажешь в словах или песне радостное, светлое чувство – оно обычно усиливается, так по моему опыту. Поэтому особенно хорошо делиться радостью с близкими людьми, она и в твоём сердце растёт и ты одновременно даришь её близким. Но это я открыла позже, а тогда интуитивно пользовалась пением для выражения и усиления своих радостей.
Есть же поговорка: «Там, где поётся – счастливо живётся.»
Уже будучи постарше, где-то в школьном возрасте, я внимательно слушала сетования взрослых, что мол в детстве все торопились вырасти, а во взрослом состоянии мечтают стать детьми. И я подумала: значит, в том, что ты ребёнок или взрослый, в школе или дома – во всём есть что-то хорошее, надо только это найти, ценить эти плюсы того, что происходит с тобой сейчас.Радоваться тому, что у тебя уже есть, ценить тот момент, который ты сейчас проживаешь  – это в некотором  роде начало счастья.
Вот и архимандриту Павлу Груздеву принадлежат строки:
«Лишь тот счастлив, кто всем доволен,
Кто крест безропотно несёт,
Судьбе всегда во всём покорен
И благодарность Богу шлёт»


Рецензии