Таможенник

Чтобы не бежать при покупке санаторной путевки в обменник, я, отправляясь в Трускавец, купила в белорусском банке украинские гривны и чек тоже на всякий случай прихватила с собой. Поезд Минск – Трускавец пересекает границу с Украиной поздним вечером. Где-то в одиннадцать проводница раздаёт декларации, и помаленьку мы втягиваемся в нервную процедуру приёма в своем купе сначала белорусских пограничников,  таможенников и собаки, а чуть погодя – украинских стражей границы.

В купе нас четверо: жутко кашляющая Полина, белобрысый парень, я и солидный мужчина, в прошлом железнодорожник. В декларации мы внесли имевшиеся при себе суммы валюты, не оглашая, разумеется, их друг другу. И в перерывах между визитами людей в форме болтаем о том, о сём, хоть как-то скрашивая утомительную процедуру перехода границы. Выяснили, что нам с Полиной – в один санаторий: «Весну», а Борису Петровичу – в «Днепр».
 
Когда в купе ввалился взлохмаченный мужик в синем помятом кителе, мы не сразу сообразили, что это украинский таможенник. Видок у него был – как с огорода, после окучивания картошки. Может, у него дача рядом?..

Таможенник зажал в кулаке наши декларации и начал опрос: у кого при себе сколько денег? Мы по очереди вслух признавались. Суммы у всех были умеренные, на скромную курортную жизнь.
 
- О! – воскликнул вдруг таможенник и даже просиял: - Тысяча гривен, откуда?

Это он изучал мою декларацию.

- Из белорусского банка, - пояснила я. – Вот чек.

- М-да… - загадочно качнул он головой. – Это много.

- Как раз на путёвку! – растолковала я.

- Ага, пройдемте! – и таможенник в засаленном кителе поманил меня из купе.

Я последовала за ним, как кролик за удавом, успев поймать настороженные взгляды попутчиков – так смотрят на внезапно уличённого контрабандиста. Таможенник открыл дверь соседнего купе. Мы сели на противоположные полки, он плотно прикрыл дверь.
«Слава богу, через стенку всё будет слышно!» – подбадривала я себя, хотя впервые попадала в такой переплёт.

У таможенника забегали и заблестели глазки:

- Я должен конфисковать гривны в пользу Украины, - резко, хотя и не слишком уверенно выдал он. – Ввоз украинской валюты запрещён.

- Хорошо. На станции должен быть банк, я оставлю свои деньги там, а на обратном пути заберу. С какой стати я должна их кому-то дарить?

Такой поворот дела не входил в планы явно нуждавшегося в средствах таможенника.

- Нет, есть другой вариант, - криво ухмыльнулся он: - половину оставлю вам, половину конфискую.

Тут я окончательно поняла, что конфискация предстоит сугубо частная.

- А покажите мне ваше удостоверение! – Я вообще уже сомневалась, что это таможенник. Может, ряженый?

Мужик достал корочки, я прочла фамилию и имя. Достала свои корочки журналиста, развернула.

- Александр Иванович, учтите, об этом случае мне придется сообщить в прессе, указав вашу фамилию. Думаю, после этого вас просто уволят.

Засаленный таможенник мигом вскочил на ноги, пятясь и поминутно извиняясь, перешёл на шёпот:

- Нет, ничего писать не надо! Мы же разобрались… Счастливой дороги!

И ссутулив плечи, не добившийся успеха флибустьер поспешно удалился.

Уф-ф!.. Сама не ожидала такого финала. Вся пунцовая, вернулась в своё купе. Попутчики мои почти всё слышали и теперь смотрели на меня как на героя. Этот маленький бой я выиграла.

ххх

Через 20 дней я возвращалась назад. В купе нас было только двое, моя попутчица отдыхала в санатории «Днепр». Переход границы на обратном пути вообще экзотический: в 2 часа ночи загорается яркий свет, пассажиров поднимают с постели, ищут под полками контрабанду, это жуть!.. Делимся со Светланой каждый своим опытом пересечения границы в ночном поезде, и вдруг я слышу:

- Мне сосед по столику рассказал забавную историю, как у его попутчицы таможенник вознамерился отобрать деньги - кажется, тысячу гривен…

Я не дышу, слушаю, мне жутко интересно (это, похоже, про меня!), как обрастают слухами реальные события…

- Отвел её в отдельное купе, - заговорщицки продолжает Светлана, - и стал сочинять, что такую сумму ввезти нельзя, надо сдать ее государству, в его лице! А пассажирка оказалась журналисткой и заявила, что устроит международный скандал! Он сразу на попятную! И ушёл, как побитый пес.

- Это вам Борис Петрович рассказал? – улыбаюсь я с облегчением.

- Ну да, - опешила Светлана – А вы знакомы?

- В одном купе сюда ехали. Как раз со мной эта история и приключилась, - рассмеялась я от души, а за мной и Света.

Но больше всего меня тронуло и даже удивило, что ни Борис Петрович, ни Светлана ничего от себя не присочинили. Вот ведь не были они со мной в том купе один на один с тупым таможенником, а поверили!


Рецензии
Татьяна! Написано легко и изящно. Сразу видно, что история реальная. Также вполне реальные вещи можете прочитать в рассказе "Попутчик" и миниатюре "Здесь вам не Сочи". Заранее благодарен!

Георгий Моршанский   31.08.2017 18:45     Заявить о нарушении
Спасибо, Георгий, за чтение и добрый отклик. Прочла и ваши реальные истории на норильские темы и тоже откликнулась.
Вам есть о чем писать, продолжайте.
Желаю успехов!

Татьяна Никитина 7   01.09.2017 22:01   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.