Как я стала лётчицей

         Как я стала лётчицей

Поезд шёл на северо-запад. Я глядела в окно. Вот проплыла мимо моя могучая река Иртыш и осталась позади, вот остались позади и  вечно горящие факелы труб нефтезавода, мой родной уютный дом оставался позади. Что ждало меня впереди? Я увидела небольшой мост через скромную речушку-это была река Ишим. Я рассматривала голубое небо у меня над головой из окна поезда- здесь мне посчастливится летать. Поезд остановился всего на несколько минут и я соскочила на перрон .Вокзал маленький, но уютный, прячется в зелени кустов сирени. Прохожих не много, да и те с отходом поезда куда-то растворились. Я одиноко и беспомощно стою со своим чемоданом на привокзальной площади и не знаю, куда направиться-прямо в аэроклуб или искать жильё и работу. Решаю идти сразу к цели- в аэроклуб. Спросив у прохожего как доехать до авиационно-спортивного клуба, сажусь в автобус и еду по незнакомому мне городу, с интересом разглядывая его из окна. Город небольшой, сплошь из низеньких домов, но опрятный и весь в зелени. Прохожие идут спокойно, никуда не торопясь, не то что в моём суетливом большом Омске.Полупустой автобус подвозит меня к своей конечной остановке-мосту за городом Ишимом. Тут-же находится и аэроклуб-несколько деревянных домишек, где на одном из них деревянная наблюдательная вышка-отсюда,видимо, руководят полётами и прыжками.Я захожу в штаб и обращаюсь к первому попавшемуся мужчине в лётной форме : « Я приехала из Омска научиться летать. К кому мне можно обратиться?» «Из самого Омска?»- удивляется штурман Ширшов Юрий…. А вот обращайся к начальнику аэроклуба- Курочкину Виктору Васильевичу- вот он у себя в кабинете!».Я захожу в светлый из-за обилия окон кабинет начальника. Он встречает меня радушно, с улыбкой: «девушки нам нужны! Да ещё и такие храбрые- не побоялась дом родной покинуть ради полётов! Пойдём, я познакомлю тебя с твоим   лётчиком-инструктором.» Мы переходим в соседний  деревянный домик. «Знакомьтесь:Вот Светлана Плоцкая из Омска приехала учиться  у нас летать, а вот твой инструктор- Изотов Сергей Иванович- я с удивлением воззряюсь на молодого лётчика с голубыми глазами: «ОЙ, да мы же с ним уже знакомы- я видела его у нас в Омске, когда он летал на показательных выступлениях на Спартакиаде народов РСФСР!»- вот так неожиданно-радостная встреча. Он улыбается и протягивает мне руку: «Вот и довелось опять свидеться! Значит, теперь вместе будем летать?» Я радостно улыбаюсь- вот здорово- нежданно-негаданно встретила знакомого в незнакомом городе!  «Располагайся, будем пить чай»- радушно приглашает меня Сергей Иванович. Вот знакомься с лётным составом: это командир звена-Белявский Валерий Павлович, вот инструктора –лётчики Балин Михаил и и Поздосеев Сергей,Кудин Александр и Половников Геннадий А это спортсмены-лётчики: Алма Танваева, Коля Иванов, Ирина Брызгалова-все они так-же как ты новички, кроме Алмы-она летает уже второй год и вылетела уже самостоятельно. Я с уважением смотрю на хрупкую смуглую девушку с косичками. «Пойдём ко мне жить, если тебе пока негде остановиться- приглашает она.» Вот спасибо!»- радуюсь я неожиданно решившемуся сложному вопросу с жильём. Но Ирина недоверчиво бурчит:»Вот приехали тут новенькие городские, и сразу всё им подай!»- я робко съёживаюсь и предлагаю свою помощь: «Давайте я помогу вам нарисовать карту полётов, я хорошо рисую!».»Валяй!»- неохотно бурчит Ирина. При разговоре выясняется, что сама она из ближайшей деревни и в штыки встречает городских. ( Погнали наши городских)… Но я не обращаю внимание на её недоверчивость и бодро берусь за карандаш. Я стараюсь изо всех сил точь в точь повторить рисунок из книжки, где нарисована траектория полёта самолёта на взлете и посадке и при полёте по кругу. Это так называется «по кругу», а как позже выясняется, на самом деле « по коробочке»- то есть по прямоугольнику, с чёткими разворотами на углах. Инструктор дает мне зелёную книжку с таинственным названием «КУЛП» и говорит: «Чтоб в кратчайший же срок вызубрила на зубок!» Я открываю первую страницу и читаю: «Курс учебно-лётной подготовки». Глава первая: « тактико-технические данные самолёта ЯК-52» . Я вчитываюсь в технические термины и всю меня заполняет ликование- мне доверили освоение настоящего самолёта! Я бегу на стоянку самолётов и рассматриваю машину: самолёт беленький, с красными крыльями и звездой на фюзеляже. Я забираюсь в кабину и представляю себя лётчицей на войне: вот я смотрю в высокую синеву неба, вот высматриваю вдали невидимого фашиста, вот прицеливаюсь в воображаемый прицел и нажимаю на гашетку «Бах!»- и «Мессершмидт»- в дребезги!
- Эй, вылазь!-вдруг я слышу окрик с земли. «Ты что там расселась, вот начнутся занятия с инструктором, тогда и будешь на кнопки нажимать! А то с таким пылом ты мне все шасси подкосишь!- сердито шикает на меня авиатехник.Я выбираюсь из кабины и спрыгиваю с крыла на землю. Вот он какой, оказывается, мой будущий самолёт- и не маленький и не большой- в самый раз для девушки- так думаю я.
прожив несколько дней у Алмы, я нахожу себе подходящую работу на машиностроительном заводе- по своей специальности-контролёр ОТК. И зарплата хорошая и общежитие сразу же дали. Я перебираюсь в общежитие. В шесть утра, вместе с гимном по радио встаю и иду на работу в первую смену.Завод выпускает огромные прицепы к тракторам Ка-700.Я сразу же записываюсь в спортивную секцию, дельтапланерный кружок и самодеятельный театр при клубе завода. После конца смены быстро мчусь на аэродром. Смотрю на небо- нет ли на горизонте дождевых туч или сильного ветра, прикидываю-лётная ли сегодня погода или нет. Если нелётная- то на душе грустно. Всю зиму я прозанималась теорией полётов: учила аэродинамику самолётов, самолётовождение, метеорологию и даже азбуку морзе. Зелёную книжечку «КУЛП» я зачитала чуть не до дыр-так интересно мне было каждое слово. Я завела себе красивую общую тетрадку и красивым почерком переписала туда КУЛП. Зачем- не знаю,- так старалась .Нарисовала там красивые картинки самолётов и схемы захода на посадку.Зимой же нам объявили, что лётчикам обязательно надо сделать два прыжка с парашютом для подготовки на случай вынужденного покидания самолёта. Прыжков я не боялась, как остальные, но твёрдо знала- ни за что прыгать из своего самолётика не буду если что случись- буду спасать его до последнего. Это было, конечно, неправильное мнение, но я и все мои товарищи так считали. Я сама уложила себе парашют, прыгнула два прыжка и стала ждать когда начнутся полёты на самолёте. Однажды мой инструктор особенно строго заставил меня пройти тренаж по вынужденному покиданию самолёта, а потом объявил :»Готовься! Сегодня полетишь со мной во второй кабине . Будем изучать полёт по кругу!»
 

 Сердце так и замерло у меня в груди от радости и волнения. Я забралась во вторую кабину, пристегнула парашют, защёлкнула замок привязных ремней. Вот и Сергей Иванович взобрался на крыло , а оттуда ловко заскочил в кабину самолёта. Он  запустил мотор, запросил у руководителя полётов разрешение на руление и вывернув на взлётную полосу, сказал мне по переговорному устройству «Смотри внимательно, как я буду действовать рулями и рычагом управления! Запоминай!» Он  снял самолёт с тормозов и надбавил скорость. Самолёт побежал по взлётке. Гул мотора нарастал. «Смотри влево на землю»- крикнул мне инструктор и оторвал самолёт от земли. Мы поднялись в воздух
. Ликование заполнило меня. «Держи ручку управления сама!»- услышала я в наушниках шлемофона. Я вцепилась в ручку и постаралась лететь прямо. Но самолёт упрямо не слушался меня- он то нырял вниз, то начинал карабкаться вверх, то начинал заваливаться набок- держаться было не за что- мы висели в воздухе безо всякой опоры! Я продолжала бороться с непослушным самолётом, стрелки на приборах разбегались в разные стороны- но только нетуда, куда им полагалось.Я замучилась бороться с ними. « На сегодня хватит!»- услышала я в шлемофоне голос инструктора. «Летим домой!». Смотри за моими действиями, вот здесь, над церквушкой, я делаю четвёртый разворот, теперь затежеляю винт и прибираю газ. Теперь целься в точку выравнивания! Вот она- видишь, на краю картофельного поля!  Я вцепилась в штурвал. Самолёт загудел на облёгчённом винте и вскоре мы приземлились на взлётку- прямо рядом с сигнальным белым полотнищем-как положено. Ведь мой инструктор Сергей Иванович был асс! Так дни продолжались за днями. Я постепенно привыкла находить опору в небе только глазами- цеплялась взглядом за горизонт и сравнивала положение крыльев по нему- надо было, чтобы они были параллельны. Я научилась бороться с боковым ветром, подправляя ногой педаль руля скольжения. С каждым разом мой глазомер становился всё точнее и точнее. «Легче обезьяну выучить летать, чем тебя !»- поддразнивал меня Сергей Иванович. Но я видела, что это была только шутка. Так как многие из парней, которые поступили учиться вместе со мной не выдержали испытания высотой и ушли из аэроклуба. А я была самая настырная и не сдавалась. Вскоре так получилось, что из своего выпуска я стала лучшей, несмотря на то, что девушка. Пацаны уважали меня за это. Незаметно наступило лето. Однажды Сергей Иванович сказал мне:»Ты уже готова вылететь самостоятельно, сегодня полетишь без меня!» «Как без вас!»- заволновалась я. «Да ты не волнуйся! Слетаешь сегодня только по кругу! Два взлёта и две посадки!»- как нив чём ни бывало ответил Изотов. У меня всё замерло в груди. Но я знала только один закон: надо беспрекословно подчиняться инструктору! И я ему подчинюсь!
Я вспомнила всё,  что гласила инструкция , обошла самолёт,осмотрев его кругом, пнула ногой шасси- проверив,хорошо ли накачаны колёса, покачала элероны на крыльях, пошевелила руль высоты- не заклинены ли тросы, осмотрела все задвижки, триммер- всё как будто было в порядке.От волнения я делала всё излишне старательно .Залезла на крыло, закрыла вторую кабину, сама влезла в первую. Пристегнулась, закрыла фонарь, запросила рулёжку, а потом взлет. «Сто пятнадцать- взлёт разрешаю!- услышала я в наушниках!» Я выровняла самолёт ровно по взлетно-посадочной полосе и , сняв тормоз, прибавила обороты двигателя. Самолёт начал разбег. «Только не волноваться!»- мелькнуло у меня в голове. «Делай всё, как делала с инструктором!» Я двинула ручку управления газом максимально вперед, самолёт взревел и начал стремительный разбег. «Держи курс на ориентир!»- мелькнуло у меня в голове, хотя я мельком и успела взглянуть на приборы- курс показывал 360. «Ориентир-вон  та тучка»- решила я и плавно взяла ручку на себя. Самолёт послушно и легко оторвался от земли. Я возликовала. Но мне казалось, что инструктор сидит в задней кабине- так гладко проходил полёт. Я убрала щитки, и сделала первый разворот. Проконтролировала приборы : все как положено-курс 270, скорость 200, высота 700, ветер боковой парирую левой ногой. С высоты смотрю на маленькие квадратики домов подо мною- я одна парю в воздухе! Нет его- инструктора сзади- даже не верится! Но некогда любоваться красотами- я уже подлетаю к траверзу «Пора доложить»- соображаю я . Нажимаю кнопку ВПУ (внешнего переговорного устройства) и докладываю «Сто пятнадцать на траверзе! Шасси выпустил, зелёные горят !» «Вас понял, сто пятнадцать- слышу я далёкий голос с земли. Некогда радоваться!-думаю я , надо готовиться к посадке-взлетать-то легче, чем садиться! Я сосредотачиваюсь, закладываю правый вираж с креном тридцать- как положено, хотя и хочется шестьдесят, и начинаю выглядывать на земле знакомые ориентиры. Вот церквушка, пора делать четвёртый разворот.
 

 Разворачиваю самолёт, докладываю руководителю полётов: «Сто пятнадцать на прямой, посадка!» «Посадку разрешаю»-слышу я взволнованный голос Валерия Павловича Белявского, который сегодня руководит полётами. Я прицеливаюсь носом в обрез картофельного поля и затежеляю винт, прибираю РУД (рычаг управления двигателем), самолёт сменяет свой рёв на тоненький голосок. «Сейчас главное-не промахнуться! Нельзя чтобы самолет взмыл вверх, надо его придавить к земле, но не слишком, чтобы не ткнуться в землю на большой скорости!-лихорадочно думаю я. Твёрдой рукой держу ручку, чтобы восходящие от пашни потоки воздуха не качали мой самолёт. Начинаю прибирать газ. Самолёт сыплется. «Пора!»- решаю я и вывожу его на выравнивание. «А теперь добирай, добирай ручку на себя!- вместо инструктора командую я себе. Самолёт ещё снижается и вот,наконец-то касается колёсами земли.» Молодец, сто пятнадцать! Конвейер!»-слышу я в наушниках. И дав самолёту ещё чуть-чуть прокатиться по земле, я ухожу на второй круг. Всё повторяется снова. Снова полёт по кругу и снова посадка. Опять удачная. Ура! Я смогла!
Я заруливаю на стоянку и откидываю фонарь. К самолёту уже бегут товарищи. Они достают меня из самолёта и начинают подбрасывать вверх . Ура! Светка вылетела самостоятельно! Я, счастливая, повизгиваю. Выходит из СКП(стартового командного пункта) руководитель полётов и жмёт мою руку «Поздравляю с первым самостоятельным полётом! Тут же и Сергей Иванович: «Молодец, Светлана!» Я долго не могу придти в себя от радости- я теперь настоящий лётчик! Ура!
Однажды я получила письмо от моей школьной подруги- Маринки Синявец. Она теперь тоже переехала из Омска  жить в другой город- учиться в Свердловской консерватории по классу фортепиано. И теперь ехала домой к маме и решила заехать ко мне- навестить и посмотреть как я летаю на самолёте. Я встретила её радостно и заговорщицким голосом сообщила своей задушевной подруге детства: «Сейчас я тебя так прокачу, как никого ещё не катала!». Маринка наивно доверилась мне. Я договорилась с руководителем полётов, чтобы он разрешил мне покатать подругу. Он разрешил, но предупредил: « Смотри только лети невысоко. Полетишь по маршруту, и никаких там фигур не вытворяй! Борт старый, ресурс вылетан, если что – на пилотаже могут крылья отвалиться! Не будешь там хулиганить? Обещаешь?» «Обещаю!»-заверила я. «А то сама знаешь- у нас на самолёте «чёрный ящик» стоит-всё записывает, что ты там будешь делать во время полёта…» О  «чёрном ящике» я , конечно, продумала всё заранее,  и когда усадила подругу в самолёт на заднее сиденье, показала ей рычажок и сказала: «Когда взлетим, нажмешь вот на этот рычажок и отключишь «чёрный ящик». Маринка так и сделала. Когда мы взлетели-я сказала ей»Отключай «чёрный ящик»- она послушно отключила, не ведая, что это значит. А я хладнокровно свернула с маршрута и упрямо стала набирать высоту для пилотажа- мне хотелось похвастаться перед подругой как я научилась крутить высший пилотаж. Маринка с интересом смотрела по сторонам и вниз на землю- она никогда не летала на пилотажном самолёте, да ещё с подругой, ставшей лётчицей. «это тебе не в музыкальной школе на пианино играть!»- подумала я. «Сейчас посмотришь, что такое летать вверх головой на «мёртвой петле»
 

. Я набрала  высоту 700 метров и сказала Маринке по СПУ: «приготовься, сейчас будем выполнять высший пилотаж!».Маринка пролепетала  «Хорошо!» .Я перевернула самолёт вверх ногами, сделав полубочку, и начала выполнять переворот -самая лёгкая фигура из высшего пилотажа т.к. мне надо было набрать скорость для выполнения следующей фигуры. Самолёт послушно перевернулся, и я стала добирать ручку на себя, но почувствовала, как туго идут рули. Я потянула ещё- ноль внимания… А самолёт продолжал вертикально снижаться навстречу к земле. Холодный пот прошиб меня- что делать? Самолёт не слушается рулей- я тяну на себя изо всех сил, перегрузка растёт, а мне не хватает высоты, чтобы с нормальной перегрузкой вывести самолёт из опасного стремительного пикирования. Я поднатужилась и ещё сильнее потянула ручку на себя- у самолёта задрожали крылья и я испугалась, что они могут отвалиться, как предрекал мне это руководитель полётов.

 
 Что выбрать из двух зол: чтобы у тебя в полёте отвалились крылья или лучше, не перебирая с нагрузкой- врезаться во всё надвигавшуюся землю? Сердце у меня упало, я побледнела,изо всех сил потянула ручку на себя и вот убийственно надвигавшаяся земля прекратила своё опасное приближение- я вышла в горизонт и летела на огромной скорости… всё во мне оцепенело во мне от мысли : «Ещё секунда- и смерть!». Но моя неопытная пассажирка ничего не заметила- она думала, что так надо и радостно закричала мне в наушники «Здорово, Светка! Вот здорово!» Я ничего не могла отвечать… Я встала на обратный курс и мы полетели домой. Я дала себе зарок-больше так не играть со смертью, и стала более внимательна к выполнению правил полёта.


Рецензии
Светлана, описано всё достаточно интересно, но нет причины Вашей ошибки? Вы ведь уже выполняли эту фигуру. И интернет - это не книга. Для удобства чтения желательно весь текст разбивать на абзацы. Успехов !!!

С уважением, полковник Чечель.

Полковник Чечель   16.08.2019 14:02     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.