Как под копирку

       Кстати, что касается воровства поэтического слова, то это явление не такое уж редкое. Когда я занималась в ЛИТО " Зарница", которое возглавлял Кирсанов А.Ф., он нас учил искать образы, неповторимые словосочетания, идею или внутреннее содержание стихотворения. Всё остальное можно доработать с помощью шлифовки, огранки, придавая стихотворению надлежащий вид. Он очень негативно относился к "воровству" чужих образов, строк, мыслей. Эта закладка, та основа творчества  отложилась в нас, его учениках, на долгие годы.
      Иногда , бороздя необъятные просторы интернета, не устаёшь удивляться, с какой лёгкостью осуществляется воровство чужих идей, образов, сюжетов... Там подсмотрел, там стянул, чуть приукрасил или на свой лад переделал, и глядишь, новоиспечённый пирог преподнёс непритязательному читателю, который будет восхищаться, конечно же восхищаться этакому "шедевру".
     Да и чему удивляться, если подобная картина стала повсеместной. Смотришь, порой, сериал, думаешь, а дальше будет то-то то-то... Так и есть. Ну хоть бы сюжет меняли... Самое "прикольное", что актёры играют тоже в основном одни и те же... Смотришь, на одном канале главный герой совершает подвиг, на другом тот же герой, но в другом сериале, уже очередной подвиг совершил. Ей Богу, становится понятным, почему многие отказываются смотреть этот ширпотреб, да и вообще телевизор...
       Однажды на заседание ЛИТО пришёл новенький. Он внимательно слушал, даже несколько вопросов задал мэтру. Что-то записывал в свою тетрадь. Потом принёс показать свои пробы пера. Обычно мы сдавали "на проверку" свои опусы, после чего следовал подробнейший разбор полётов...Кирсанов вырастил достойную смену, поэтому с лёгкостью отдавал на проработку тексты новичков уже более зрелым, проверенным "в поэтических сражениях" поэтам. В их числе спустя неколько лет занятий оказалась и я. И, конечно, очень гордилась доверием Учителя. Прочитав "бред сумасшедшего", я посоветовалась с Александром Фёдоровичем, как лучше объяснить человеку, что пишет он, мягко говоря, очень слабо. К счастью, эту миссию взял тогда на себя сам Кирсанов.
      За долгие годы общения с этим удивительным человеком, я поражалась, как нежно, без какого либо унижения, тем более оскорбления, мог он указать на ошибки, подсказать нужный ход, даже сказать то главное, что не всем дано быть писателями, но грамотный и вдумчивый читатель - не менее ценное качество. Так примерно было сказано и "новенькому".
     Видимо, поняв фразу наставника очень субъективно, наше "юное дарование" стало приносить на проверку тексты стихов, написанных безукоризненно.В то время в коломенской правде регулярно печаталась страница с новыми стихами поэтов Коломны. Да, представляете, было и такое! Но стихи "новичка" Кирсанов не спешил публиковать. Тот очень обижался по этому поводу, однажды даже взорвался: "Чем мои стихи хуже остальных? Почему Вы меня не печатаете?"
- Хорошо, наечатаем, - ответил спокойно мудрый учитель.
     Но этому осуществиться было не дано. Был в наших тесных и дружественных рядах скорее читатель, чем писатель, потому что он очень редко приносил свои стихи, прекрасно осознавая, что до уровня "мастера" ему всё равно не подняться.Звали его Рудольф. Читал он очень много, в том числе и современных авторов. Поэтому раскусить "новичка" он смог без труда. Помню, Кирсанов, всегда такой спокойный и уравновешенный был просто в бешенстве. Он это "юное дарование" чихвостил так, что только перья летели...А мы постигали таким образом науку правильного отношения к творчеству.
      Некоторые, конечно, уходили от Кирсанова в обиде. Те, которые не считали нужным приобрести элементарные знания в области стихосложения, хотя бы почитать книги по литературоведению, чтобы усвоить  основы, без которых не может состояться поэзия.  Они уже считали себя состоявшимися поэтами, срифмовав кое-как несколько строчек, считая, что уже создали нечто, достойное восхищения. Конечно, если твоим творением восхищается жена на кухне или друг собутыльник, это совсем не значит, что оно вызовет такую же бурю восторга у людей, немного хотя бы разбирающихся в поэзии... Не понимали... Уходили, затаив обиды...Были и такие.
    Я совершенно не удивляюсь тому, что многие считают, что они пишут стихи. Меня удивляет то, что они не хотят признать свою полную безграмотность в этом деле. Ну ладно, если ты читаешь свои "шедевры" только друзьям, знакомым, которые поаплодируют тебе, и ты будешь счастлив бесконечно. Но ведь такой же полуфабрикат можно услышать сейчас и с главных сцен страны! Грубые элементарные и недопустимые ошибки стали нормой звёздной пыли. Меня это не только настораживает, но и честно говоря, оскорбляет. Вся страна, заражённая славой кумиров, поёт ахинею, даже не задумываясь над смыслом, о грамотности текстов я вообще молчу... Как это стало допустимо? Неужели некому подсказать, подправить тексты?Довести хотя бы до уровня элементарной грамотности...
      Я перестала слушать концерты наших звёзд, именно потому, что я умею СЛУШАТЬ! Один раз послушаешь, пожмёшь удивлённо плечами, второй раз повторять эту пытку над собой уже не хочется. Конечно, любой может допустить ошибку, но когда это сплошь и рядом, начинает наводить на определённые мысли...Невольно возникает вопрос: "Ребята, а вы вообще в школе-то учились?"
      Воровство текстов, мыслей стало каким-то обыденным делом. Не буду называть имён этих поэтов, но с некоторых пор, посещая уже другое ЛИТО, я стала замечать, что после прочтения  моих стихов, то у одного, то у другого поэта на ту же тему, но под другим соусом стали возникать стихи, конечно же, выдаваемые за свои личные открытия...Но идеи, смысловая основа, какие-то яркие словосочетания выдавались как под копирку. Сначала меня это настораживало, потом забавляло , а потом я совсем перестала посещать данное ЛИТО, благополучно возглавив своё собственное, дабы условия к тому мне были в тот момент предоставлены.
     Вспоминается случай большой давности. Тогда я была участницей одного из южных ЛИТО. Всех вспоминаю с огромной благодарностью и любовью. Но так случилось, что долгие годы меня не было в тех местах. Лишь спустя лет десять я вновь посетила этот чудный край, сразу же побежала обниматься с моим любимым главным редактором, которая по совместительству возглавляла это ЛИТО. После того, как все накопившиеся новости были исчерпаны, она, как бы извиняясь, рассказала мне историю, которая её лично очень огорчила. Оказывается, убедившись, что я исчезла из поля зрения на годы, один из поэтов стал потихоньку выкладывать мои стихи, выдавая их за свои. К сожалению, подвох обнаружили не сразу. Его, конечно, разоблачили, пожурили, объяснили, что так делать не хорошо. Но осадок у всех после этого остался очень не хороший. Я  успокоила мою самую лучшую из редакторов, убедив её в том, что совершенно не стоит огорчаться по этому поводу. Есть другие более интересные темы и планы. А планов было тогда, конечно, просто море!
       Я вот думаю, те основные правила, тезисы, заповеди, которые каждый должен зарубить себе на носу:  Не убей! Не укради!...и т.д. Разве они не относятся и к литературе и к искусству? К любой сфере нашей жизни... Разве нет?
    


Рецензии
Спасибо ВАМ,Наташа, за правила, которыми Вы поделились с нами!
Всего ВАМ доброго! Желаю настроения светлого и тёплых встреч!

Нина Радостная   23.02.2017 13:21     Заявить о нарушении
Это даже не правила, а элементарная порядочность, которая должна соблюдаться в любых сферах бытия, творчества, общения...И Вам всех благ! С теплом, Наталья

Наталья Евстигнеева 2   23.02.2017 18:01   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.