Иоганн Волфганг Гёте - 10

Духовный склад Гёте сквозь призму «Фауста» (Р.Ш.)


(от меня :ЭХ!
КОГДА  ЖЕ,  «ВЫ»,  НАКОНЕЦ - ТО  СОЗДАДИТЕ УСЛОВИЕ, РАЗРОДИТЬСЯ  НАСТОЯЩЕМУ  ЧЕЛОВЕКУ  в ЧЕЛОВЕКЕ  России?
НА  ЗАВИСТЬ  ВСЕМ.

(Р.Ш.)

Ели  всё выше сказанное сводилось бы к педантичному и сомнительному утверждению, БУДТО  Гёте должен был  как-то ИНАЧЕ изобразить Мефистофеля, то на это ОЧЕНЬ легко было бы ВОЗРАЗИТЬ.

Достаточно было бы показать, что этот образ перекочевал в ВООБРАЖЕНИЕ Гёте из ГЕРМАНСКОЙ и СКАНДИНАВСКОЙ мифологии, СОХРАНИВ СВОЁ ЗАКОННОЕ ЕДИНСТВО.

Что же касается « ПРОТИВОРЕЧИВОСТИ» всякого ЖИВОГО образа, то, - не говоря уже о том, что ВСЁ ЖИВОЕ должно включить в себя « ВМЕСТЕ С ЖИЗНЬЮ – ЕЁ ПРОТИВОРЕЧИЯ», -
(от меня : необходимо исходить из понимания, что биологическая ЖИЗНЬ есть, « КАЖДОЕ  МГНОВЕНИЕ взаимно Проникающая Совокупность, «НЕЧТО»: «Люциферического  РАСТУЩЕГО» и «Ариманического ОТМИРАЮЩЕГО» в «Христовом Троичном БАЛАНСЕ». Это касается и «ЖИЗНИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СПОСОБНОСТИ» человека. С сожалением НАБЛЮДАЮ над «современной наукой» и ЕЁ «пасынком психологии», до сих пор утверждающие, что ИНСТРУМЕНТОМ ПОЗНАНИЯ человека, является ТОЛЬКО – «Ариманическая МЁРТВОСТЬ мозга при Биологическом живом человеке» ).

- ЕЁ ПРОТИВОРЕЧИЯ»,  - можно сослаться на ясные слова самого Гёте:

« Если бы Моральная Фантазия не создавала бы НЕПОСТИЖИМОГО для рассудка, ЕЙ ( фантазии), была бы грош цена. Моральная фантазия ОТЛИЧАЕТ поэзию от прозы, где ДОЛЖЕН хозяйничать рассудок»… Но нет, к нашему предмету ВСЁ это не имеет отношения.

Зато совершенно бесспорны слова, сказанные Карлом Юлиусом Шрёером:

« Грандиозно - переливчатое, исполненное снисходительного юмора, мастерски рисующее своих героев на всюду проступающем фоне ВЕЛИЧАЙШИХ вопросов человечества… это поэтическое творение ВОЗВЫШАЕТ НАС ДО МОЛИТВЕННОГО  ПРЕКЛОНЕНИЯ  ПЕРЕД САМЫМИ  СВЯТЫМИ  ЧУВСТВАМИ».

Это и есть САМОЕ важное: всё, что представало ЕГО моральной Фантазии в произведении «Фауст», Гёте видел «НА ВСЮДУ ПРОСТУПАЮЩЕМ ФОНЕ  « ВЕЛИЧАЙШИХ  ВОПРОСОВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА».

Воззрения Шрёера, выросшие из основательного изучение Гёте и БЛАГОРОДНОЙ ЛЮБВИ КО ВСЕМУ ЕГО ОБРАЗУ МЫСЛЕЙ, СОВЕРШЕННО НЕУЯЗВИМЫ,  ПОСКОЛЬКУ НИКТО НЕ МОЖЕТ  УПРЕКНУТЬ  Шрёера в ТОМ, ЧТО  ТВОРЕНИЕ Гёте нужно ЕМУ (Гёте) ЛИШЬ  ДЛЯ  РАЗВИТИЯ  ЕГО  СОБСТВЕННЫХ  «АБСТРАКТНЫХ ИДЕЙ»…

Однако, поскольку Гёте всегда держал перед СВОИМ ВНУТРЕННИМ  ВЗОРОМ  « ФОН ВЕЛИЧАЙШИХ ВОПРОСОВ  ЧЕЛОВЕЧЕСТВА», то традиционный образ «северного беса» ( от меня: северного, в смысле, западноевропейских стран) развился у НЕГО ( у Гёте) до некой ДВОЙСТВЕННОЙ  СУЩНОСТИ, усмотреть которую внимательному наблюдателю ЖИЗНИ и МИРА поможет ЛИШЬ «ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ СОЗЕРЦАНИЕ» того, КАКИМ ОБРАЗОМ ЧЕЛОВЕК  «ВКЛЮЧЁН» в «МИРОВУЮ ЦЕЛОСТНОСТЬ». 

(от меня : Целостность, в смысле, Троичной Совокупности Чувственного, Сверхчувственного, Предчувственного: - Миров, которое по моральному праву можно назвать, МИРОЗДАНИЕМ или по другому, МИРОВАЯ  ЦЕЛОСТНОСТЬ )

Тот образ Мефистофеля, который виделся Гёте в начале роботы над трагедией, ОБУСЛОВЛЕН Фаустовым НЕПРИЯТИЕМ смысла макрокосма.

Конфликт, происходящий в Душе Фауста, привёл к борьбе против той враждебной силы, которая Поражает человека «ИЗНУТРИ» и носит Люциферический характер.   
Но Гёте понадобилось провести Фауста и через БОРЬБУ с силами « ВНЕШНЕГО ФИЗИЧЕСКОГО МИРА».

Чем более ОН (Гёте) приближался к завершению второй части, тем Яснее становилась «ЭТА Необходимость». (от меня: борьба Изнутри и во внешнем Фауста или самого Гёте )

И в сцене классической « Вальпургиевой ночи» ( от меня: в смысле, внутренней мыслительной Жизни ), имеющей назначение подготовить настоящую встречу Фауста с Еленой, (в смысле), МИРОВЫЕ Силы ( Силы чувственного, сверхчувственного, предчувственного Миров) МАКРОКОСМИЧЕСКИЙ ход событий  ВСТУПАЮТ  во взаимосвязь с РЕАЛЬНЫМ ОПЫТОМ Человека. ( от меня: в смысле, Внутри – Душевном опытом человека).

Вмешавшись в эту ВЗАИМОСВЯЗЬ, Мефистофель может по Необходимости Принимать Ариманический характер.

Именно такова важнейшая Роль « Классической Вальпургиевой ночи». Художественную ценность «Вальпургиевой ночи» ( Внутри – Душевный опыт) в СОСТОЯНИИ оценить лишь ТОТ, кто ПОСТИГНЕТ, насколько полно удалось Гёте в этой сцене ПОЭТИЧЕСКИ  ПРЕОБРАЗИТЬ СВОИ  ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ, НЕ ОСТАВИВ и СЛЕДА ПОНЯТИЙНО – АБСТРАКТНОЙ СХЕМЫ, ПЕРЕПЛАВИТЬ их в ОБРАЗЫ, РОЖДЁННЫЕ МОРАЛЬНОЙ ФАНТАЗИЕЙ.

Упрёки в том, что « Классическая Вальпургиева ночь» всё же – досадным образом – сохраняет в себе элементы ОТВЛЕЧЁННЫХ  НАУЧНЫХ ТЕОРИЙ, СУТЬ НЕ БОЛЕЕ  ЧЕМ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  НЕДОРАЗУМЕНИЕ.

И, возможно, в ещё в большей степени Гёте удалось ОСУЩЕСТВИТЬ  СВЯЗЬ  МЕЖДУ  « СВЕРХЧУВСТВЕННЫМ  ХОДОМ  СОБЫТИЙ и ЖИЗНЕННЫМ ОПЫТОМ  ЧЕЛОВЕКА» – в мощной финальной сцене второй части.

Кажется, более НЕ может оставаться Сомнений:

ДУХОВНЫЙ СКЛАД Гёте не протяжении ЕГО жизни ПРЕТЕРПЕЛ ТРАНСФОРМАЦИЮ, благодаря которой ДВОЙСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ  «АНТИЧЕЛОВЕЧЕСКИХ МИРОВЫХ  СИЛ» ОТКРЫЛАСЬ ЕГО  «ВНУТРЕННЕМУ ВЗОРУ», и в процессе работы над своим ТВОРЕНИЕМ  Гёте ОЩУТИЛ  НЕОБХОДИМОСТЬ  ПРЕОДОЛЕНИЯ ЕГО «НАЧАЛА». Чтобы в итоге «ЖИЗНЬ» обратила Фауста к Макрокосму, который ОН (Фауст) же сам когда-то отверг из-за «ОДНОСТОРОННОСТИ  СВОЕЙ  ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  СПОСОБНОСТИ».

ЖИЗНЬ (от меня: как совокупность, физического чувственного, сверхчувственного, предчувственного )

ВСТУПИЛА в СВОИ  ПРАВА, ибо Фауст  СТАВИТ перед собой  ТАКИЕ  ЦЕЛИ, достичь коих  МОЖНО  ЛИШЬ человеку ЧЕРЕЗ « ВНУТРЕННЮЮ БОРЬБУ» в ПРОТИВОСТОЯНИИ «СИЛАМ», ПОБУЖДАЮЩИМ «Человека», сам ЯВЛЯЯСЬ, ЧАСТЬЮ «МИРОВОГО ЦЕЛОГО» ( от меня: в смысле Мироздания как Совокупность : Физ. – Чувственного; Духовно – Сверхчувственного; Душевно - Предчувственного ) БОРОТЬСЯ и САМОМУ ПРИНИМАТЬ ВЫЗОВ.

Нам остаётся узнать ещё всего лишь несколько слов, ИСПОЛНЕННЫХ ГЛУБОКОГО СМЫСЛА, о том, ЧТО ОЖИДАЕТ человека, когда ОН ПРИБЛИЖАЕТСЯ к ДУХОВНЫМ МИРАМ.

А) Когда ОН (человек) благодаря РАБОТЕ над СВОИМ  «обычным «я», достигает ТАКОЙ  ЧИСТОТЫ и СОВЕРШЕНСТВА, что пройдя сквозь «Астральный Мир» (животный мир), ПРИБЛИЖАЕТСЯ к «ВЫСШИМ МИРАМ», где находятся «ПРАОБРАЗЫ Земных Предметов и «вещей».

Б) Когда ОН (человек) приближается к тому, что в «ЭЗОТЕРИЧЕСКИМ  Христианстве» называют НЕБЕСНЫМ  МИРОМ.
(от меня : ещё и ещё раз повторюсь.  Духовная наука по (Р.Ш.) НЕ противостоит в познавательной способности Православной Христианской Религии).

На этом пути ОН (человек) проходит через «Мир Звуков, в Мировую гармонию, в Музыку сфер.

( от меня: это, ступень совершенства, когда ученик  «ВСЛУШИВАЯСЬ» в увиденные Предметы Физ. Чувственного Мира, «Воспринимает в ощущениях Дух предметов и «вещей». ТОЛЬКО ВСЛУШИВАЯСЬ, ЧЕЛОВЕК ОСОЗНАЁТ СЕБЯ  «ДУХОВНЫМ  СУЩЕСТВОМ» )

«ДУХОВНЫЙ Мир» есть  «Мир звуков».

( от меня : Духовный мир,  который  ученик в первые, может Воспринять зачарованного, в Физ. предметах  Чувственного мира ).

В этот Духовный мир должен ВЖИТЬСЯ всякий, кто ВОЗВЁЛ своё «обычное «я» к ВЫСШИМ  МИРАМ.

Гёте как раз-то и был тем человеком, которому удалось – в  произведении «Фауст» - найти ЯСНОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ДЛЯ  «ВЫСШЕГО ОПЫТА», подчёрпнутого в « МИРЕ Духовных Звуков, -
( от меня : « мир Духовных Звуков», это восприятие в тончайших сопереживании ощущений, самое тончайшее ощущение – ЦВЕТ..) 

- это описание относится к тому моменту, когда Фауст возносится на «небо» и «небесный мир» открывается ему через звуки.

( от меня, моего опыта: когда я Целенаправленно направляю свой взор, например на дерево тополь, говоря «тополь сбрасывает листья Осенью», концентрируясь не только на дереве, НО и в области ТЬМЫ ГОРТАНИ, тогда, я всем своим Существом как бы обнимаю это Дерево, «внутренне Становлюсь Тополем», а когда, концентрируюсь на Липе, внутренне всем своим существом становлюсь в ощущениях Липой. И так, со своим Субъективным «Другим «Я» есмь мысль» воспринимая Множество Объектов предметов Физ. мира, в ДУХЕ. Воспринимая и себя видоизменяющим  Духовным существом, в зависимости на каком объекте концентрируюсь.  Это и есть « ИСТИННОЕ  МЫШЛЕНИЕ» или по-другому: « МЫШЛЕНИЕ в ДУХЕ» )

Звуча в гармонии вселенной
И в хоре сфер гремя, как гром,
Златое солнце неизменно
Течёт предписанным путём.

Физическое Солнце НЕ звучит – Звучит Духовное Солнце.
( от меня: в смысле в Духе ощущений Солнца )
Гёте развивает тот образ, показывая, как Фауст, после ДОЛГИХ блужданий, попадает в Духовные миры:

ЧУ! Шумят, бушуют Оры !
Шум их слышат духов хоры;
Новый день увидят взоры!

Трубный звук гудит и мчится,

Лишь для смертных  ШУМА  НЕТ!

(от меня: Невероятно, как одинаково перекликаются мысли Гёте  с моим Мироощущением и в выше и в ниже изложенном (Р.Ш.). И это, меня, потрясает до глубины души )

(Р.Ш.)
Лишь едва-едва СЛЫШНО доносится до брата Марка, когда ОН проходит через первые врата, врата астрального, «Звучание Внутреннего Мира» ( тончайшие внутренние Сопереживания), Находящихся за Гранью Нашего Внешнего Мира, - «Звучание» (Сопереживание) того мира, который ПРЕОБРАЗУЕТ «низший мир Астрального» (животного мира) в МИР ВЫСШИЙ, тот, что ПРОНИЗАН  ТРОЙНЫМ ЗВУЧАНИЕМ. (от меня: тройное Сопереживание достигается медитацией: « во внутреннем гортанном Молчании, «Голос Духа», Слышан, как «голос» ( Ощущение себя в Духе), как голос « Собственной Подлинной Природы» (духовного существа).

И по мере того, как мы погружаемся в «ВЫСШИЙ МИР», «Низшая Природа человека» ( животная СУТЬ) превращается в « ВЫСШЕЕ ТРИЕДИНСТВО»:
1) наше «астральное тело» (животная СУТЬ) превращается в «Духовное «я»
2) «эфирное тело» - в « Жизни Дух»
3) «физическое тело» становится « Духа человеком».

Сначала брат Марк улавливает в «Музыке Сфер» тройное звучание Высшей Природы,
 (от меня, другими словами: сначала Марк вслушивается, в воспринятый «зачарованный Дух» предметов физ.природы. Далее: ВНИМАТЕЛЬНО вникнете в комментарии Р.Ш.)

, когда же ОН (Марк) СЛИВАЕТСЯ с этой музыкой воедино, к нему Приходит «ПРЕДОЩУЩЕНИЕ!» Предощущение того, что человек, вступивший в связь с «Духовными мирами», ( ЗАМЕЧУ: Здесь на Земле ) тем самым испытывает Ощущение ОМОЛОЖЕНИЕ.

Словно во сне, видит ОН (Марк) парящих над садом трёх юношей с факелами, ОЛИЦЕТВОРЯЮЩИХ  ОМОЛОЖЕННОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

Это момент Утреннего Пробуждения Души Марка, ВЫХОДА Души на свет белый, из ТЬМЫ, которая, однако ещё НЕ расступилась (Тьма), Свет ещё НЕ рассеял ЕЁ ( ДУШЕВНУЮ ТЬМУ) окончательно. Однако в этот момент Душа и может бросить взгляд в ДУХОВНЫЙ МИР. ( от меня: духовный мир, зачарованный в физ. природе)

Душа может заглянуть туда, подобно тому как это случается, когда кульминация лета давно позади, когда солнце становится всё слабее, наступает зима и в рождественскую полночь СКВОЗЬ ЗЕМЛЮ НАЧИНАЕТ ПРОСВЕЧИВАТЬ ПРИНЦИП  Христа.

Посредством Христова Принципа человек ВОЗВОДИТСЯ к ВЫСШЕМУ ТРИЕДИНСТВУ, которое Марк в образе трёх Юношей, олицетворяющих омоложенное человечество. Вот что выразил Гёте в известных строках.

И покуда не поймёшь:
СМЕРТЬ ДЛЯ ЖИЗНИ НОВОЙ
Хмурым гостем ты живёшь
На земле Суровой.

Тому, кто постиг Эзотерическое Христианство, рождественская ночь должна ежегодно напоминать о том, что ВСЁ происходящее во ВНЕШНЕМ ФИЗ. Мире  ЕСТЬ  ТОЛЬКО  МИМИКА и ЖЕСТЫ, ВЫРАЖАЮЩИЕ  « ИСТИННЫЕ ВНУТРЕННИЕ, ДУХОВНЫЕ  СОБЫТИЯ».

Внешняя Физическая Сила Солнца иссякает после Весны и Лета. В  Священном Писании ,ЭТА (физическая) внешняя Солнечная Сила, лишь ВОЗВЕЩАЮЩАЯ о ВНУТРЕННЕЙ, «ДУХОВНОЙ  СОЛНЕЧНОЙ СИЛЕ, представлена Иоанном,

«ТОГДА  как ВНУТРЕННЯЯ,  ДУХОВНАЯ  СИЛА и ЕСТЬ  Христос.

И по мере того как Физическая сила солнца постепенно идёт на убыль, ДУХОВНАЯ СИЛА  ВСЁ БОЛЕЕ  ВОЗРАСТАЕТ,  ПОКА НЕ ДОСТИГНЕТ  к Рождеству СВОЕГО ПИКА.

Об этом евангельские слова, Иоанна:
« Мне дОлжно заходить, а ЕМУ – ВОСХОДИТЬ»…

Для того чтобы в этой внешней  физической силе СУМЕТЬ УВИДЕТЬ и ПОЧТИТЬ  СИЛУ  ДУХОВНОГО  СОЛНЦА, нужно понять всё значение праздника Рождества.

(от меня : удивительно точно, перекликается выше и ниже изложенные фразы, с моими призывами учиться СПОСОБНОСТИ, ВОСПРИНИМАТЬ в предметах «физической природы, созерцать Святой Дух, СОПЕРЕЖИВАЯ в тончайших ощущениях этот Дух, в Душе» ).

Для людей, НЕ понимающих Этого Значения, новая солнечная сила ничем не отличается  от старой физической силы.

Те же, кто ОЩУЩАЕТ  импульсы Христианства и КОНКРЕТНО – Рождественского ПРАЗДНИКА, увидят в нарастающей силе солнечного тела лишь внешнюю телесность ВНУТРЕННЕГО Христа, который НАСКВОЗЬ ПРОНИЗЫВАЕТ Землю СВОИМИ ЛУЧАМИ, ЖИВОТВОРИТ и ПЛОДОТВОРИТ  ЕЁ (Землю),  так что Земля САМА  СТАНОВИТСЯ  НОСИТЕЛЬНИЦЕЙ  Христовой СИЛЫ, ДУХА Земли.

Итак, рождаемое во всякую Рождественскую ночь – каждый раз рождается для нас ЗАНОВО. Христос ( представитель человечества) ПОЗВОЛИТ нам во ВНУТРЕННЕМ Мире ВОСПРИНЯТЬ в макрокосме – микрокосм, и это ВОСПРИЯТИЕ будет ВЕСТИ нас ВСЁ ВЫШЕ и ВЫШЕ.

Праздники, которые столь давно сделались для людей чем-то ВНЕШНИМ, вновь обретут ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ для тех, кто эзотерическим путём приходит к сознанию, что ВСЁ ПРОИСХОДЯЩЕЕ в ПРИРОДЕ, будь  то гром или молния, солнечные или лунные восходы и заходы, СУТЬ ЛИШЬ ЖЕСТЫ и ФИЗИОГНОМИЯ  ДУХОВНОГО БЫТИЯ.

( от меня : я, проникаясь в Духовную науку Р.Ш., нахожусь в удивительном восторженном состоянии души. В НАДЕЖДЕ, что Духовная наука во Христе, будет объединяющей силой ВСЕХ стран, национальностей, религий, всех слоёв обществ. Обществ, где не будет таких понятий как «быдла или элита»; бедный или богатый; где не будет разделения в понятиях «власть и человек»; где не будет такого понятия как « уважаемые люди», понятие, которое в наше время стало КАРИКАТУРНЫМ РАЗДРАЖИТЕЛЕМ…  ).


Рецензии