Финка

А.Н.ПАВЛОВ

ФИНКА

     1942 год. Пошёл в первый класс. Здание школы деревянное, в два этажа. На окраине небольшого древнего городка Кашин. Соседом по парте неказистый мальчишка. Кончик его носа вечно чем-то измазан. Его дразнили, что клевал с курами.
     Как-то он пожаловался мне, что по дороге из школы местные пацаны грозятся его побить. Просил пойти с ним и, если такое случится, заступиться. Пошли вместе. Действительно гурьба мальчишек стала его задирать. Я ввязался. Портфеля у меня не было. Несколько учебников и тетрадей носил за пазухой. Ударом в грудь весь этот школьный реквизит был выбит на землю. Нагнулся поднимать, и на меня посыпались удары. К счастью, ногами тогда бить было не принято. Не знаю, чем бы это всё закончилось. Но тут мимо шла наша учительница. Разогнала буйную мелкоту. Я поднял книги с тетрадями, и мы пошли по домам.
     К сожалению, история на этом не закончилась. По дороге в школу и обратно местные стали меня регулярно поджидать. Увидев их на изготовке, я сворачивал в ближайший переулок и обходил опасное место. Круг был довольно большой. На душе противно. Но ничего поделать не мог. Их было много. И в голову мне пришла дерзкая мысль.
     В нашем доме проживал парень, кажется, из ФЗО (школа фабрично- заводского обучения). Для меня он был взрослым человеком. Теперь я понимаю, не такой уж он был взрослый, иначе бы попал в армию. Тётушка, с которой я жил, давала мне в школу бутерброд. Конечно, что-то простенькое. Время было голодное. Я решил попросить у этого парня достать мне финку за два завтрака. Он согласился. Спустя несколько дней, я стал обладателем, настоящего финского ножа. Это было отличное стальное лезвие с канавкой, крепкое и длинное. Ручка наборная из цветного плексигласа. От лезвия она отделялась красиво изогнутым блестящим усиком.   
     На следующий день смело пошёл навстречу мальчишкам, поджидавшим меня на улице у своих домов. Они надвинулись на меня. Достал финку. Я не смог бы ею ударить, да и не собирался. Но они этого не знали. Их как ветром сдуло. Я стал ходить в школу спокойно.
     Уже тогда в девять лет инстинктивно осознавал, от финки надо срочно избавиться. Вниз по нашей улице находился мост через речку Кашинку. После школы я побежал туда и закинул финку в реку. Может она и сейчас там лежит. А может – и нет. Могла же с ней произойти какая-нибудь история. Скажем, такая…

     Как-то лёжа на верхней полке плацкартного вагона в поезде дальнего следования я наблюдал занятную картину. Напротив меня внизу спал мужчина лет за сорок. Проснувшись, он потянулся, достал из-под подушки бутылку водки, распечатал её. Присел у своего края столика, налил стакан и, не торопясь, выпил. Затем вытащил откуда-то жареную курицу. Отломил ножку и с аппетитом съел её. Посидел. Посмотрел в окно. Налил ещё полстакана. Опять выпил и заел крылышком. Чуть позже на полке подо мной проснулся грузин. Раздавшийся мужик, постарше первого. Тоже, протерев глаза кулаками, выпил. Заел какой-то зеленью и обратился к соседу напротив:
– Слюшай, дарагой, я вот домой еду. Бил, понимаешь, в Москве. Жене подарков накупил. Ну, знаешь, всяких бабьих трапок.
Полез в какие-то свои узлы. Долго рылся и достал женские трусы необъятных размеров. Поворачивал их и так и сяк. Любовался. Причмокивал. Убрал обратно.
– Видал, какая красота. Давай випим за покупку.
Выпили. Мужик, что помоложе, был молчалив. Но постепенно разговорился. Ехал на юг. Погреться, найти работу. А там, как получится. Экскаваторщик. Но мог и на земснаряде работать и на драге управлялся. Работал на какой-то большой стройке. Много ездил. Бывал и в тайге и гидроэлектростанции строил. Приходилось и мелкими работами заниматься в Центральной России. Какое-то время работал под Калининым (тогда Тверь так называлась) в городке Кашин. Речку у моста зачем-то углубляли.
– Красивый городишко. За мостом по воскресеньям всегда большой базар. Церковь красивая. Прилегают двух этажные бывшие купеческие дома. В центральной части сохранились остатки древних валов, окружавших город от неприятеля. Да вот и случай там был запомнившийся.
– Подняли со дна вместе с илом и мелкой галькой финку. Старую, уже проржавевшую. Была, видно, красивая. Наборная разноцветная ручка. При этом оказался прораб, из местных. Заинтересовался находкой. Он раньше в милиции работал. Вспомнил, что в то время вышло какое-то преступление. Драка с поножовщиной. Но улик не нашли. Свидетели же видели финку, похожую на ту, что со дна подняли. Были подозреваемые. Помню одного грузина. Здоровый такой парень. Но дело не срослось. Пострадавших не было. Подозреваемых отпустили.
     Тут наш грузинский пассажир прямо встрепенулся.
– Когда это было-то? Ну, тот случай, что прораб вспомнил.
– Да где-то в середине пятидесятых.
– Слюшай, так тот подозреваемый грузин – это я. Вот чудеса. Бывает же такое.
     Тут и я вспомнил свою финку, что выбросил в Кашинку в сорок втором. Мне стало интересно. Надо же, как судьба распорядилась. Я, грузин, экскаваторщик оказались в одном вагоне на соседних полках. Я хотел услышать, что было дальше. Но, выпив ещё по стакану, соседи потеряли тему и начали играть в очко на пиво. Грузин снова показывал трусы, купленные для жены. Причмокивал:
– Вай! Вай! Какая красота! В ГУМе купил, панимаешь. Дэвушка долго выбирала. Сулико далжно панравиться.
     Проиграв друг другу много пива, они пошли реализовывать его в вагон-ресторан. Я задремал на своей полке.   


Рецензии