Черноморские устрицы

А.Н.ПАВЛОВ

ЧЕРНОМОРСКИЕ УСТРИЦЫ

          Абхазская АССР. Гантиади. Семидесятые годы прошедшего века. В торцевой части неширокого пляжа стоит маленькая палатка – «база» нашей кафедры. Ведутся исследования подводных родников пресной воды. Холодные грифоны бьют на дне. Струи достигают поверхности моря. Основная задача – найти способ оценки дебита источников (количества воды, поступающей в единицу времени). К постановке этих работ я был причастен. Поэтому, находясь в отпуске в Адлере, поехал в Гантиади посмотреть, как идут работы и что интересного получается. Юра, сотрудник кафедры, автор и исполнитель натурных наблюдений и экспериментов, встретил меня с радостью.
     Погода прекрасная. Ещё не жаркое солнце. Ровная гладь утреннего моря. Лёгкое дыхание его поверхности. Нежный шелест мелких волн о береговую гальку. Вольно. Хорошо.
     Полигон – пляж и часть моря с хорошо фиксированными подводными источниками. Их положение просматривается по блестящим «блюдцам», напоминающим лужицы на поверхности.  Поплавали. Холодные «блюдца» животом отлично чувствовались. Поныряли в масках. Выходы грифонов на дне хорошо видны. К моему приезду Юра выполнил гЛазомерную съёмку полигона. На схему нанёс все обнаруженные источники. Вёл за ними наблюдения по температуре, солёности. Сделал индикаторные запуски красителей в точках выхода струй. Вместе с помощниками получил оригинальные фото и киноматериалы.
     Рассказывая, он заметил, что на полигоне довольно много мидий и на месте грифонов они особенно крупные. Пристрастился готовить из них вкусный плов и начал есть сырыми, как устриц.
– Хочешь попробовать? Это вкусно.
Я высказал готовность. Он тут же вошёл в море и принёс несколько крупных экземпляров. Стал показывать, как их надо есть:
– Аккуратно раскрываем ножом. Смотрим внимательно внутри. Видишь, в этой мидии есть небольшая жемчужина. Она не бросается в глаза. Невзрачный серый шарик. Его надо вынуть. А то, можно и зуб поломать. Вот собственно и всё. Теперь остаётся открыть рот и съесть этого моллюска. Собственно самого «мяса» мало. Это так называемая ножка. Остальное… На него не обращай внимание. Ну, ты же знаешь. Палеонтологию ведь в Горном изучал. Давай.
     Я медлил и смотрел на него. Показалось, что особого аппетита на эту еду у него не было. Просто передо мной рисовался. Но съел не поморщившись. Ничего не оставалось делать, как последовать примеру. Удовольствия не получил. Да и мой «учитель» как будто не очень-то свою мидию смаковал. Пожалуй, больше пижонил передо мной, да и перед собой тоже. Во всяком случае, съели только по одной. Но я был горд, что всё же сумел проглотить этот деликатес.
     Года два спустя мне пришлось побывать в этих же местах со своим приятелем по горному институту. Погрелись на солнышке. Поплавали. Рассказал, как почти здесь же попробовал сырую мидию. Соблазнил его, хотя чувствовал, он колеблется. Совратить решил собственным примером. Надел маску, ласты, и пошёл на поиски. Принёс. Начал расписывать процесс подготовки к употреблению. Раскрыл створки ножом, объяснил про жемчужину.
     Приятель слушал и смотрел напряжённо. Без энтузиазма. Повторять свой «подвиг» двухлетней давности мне как-то расхотелось. Но выхода уже не было. Мысленно перекрестясь, я опрокинул содержимое  в рот и со скрытым отвращением проглотил. При этом сказал:
– Вот так их и едят. Сейчас я тебе приготовлю.
Взял в руки его мидию и, рассказывая кулинарную процедуру снова, уже хотел передать черноморскую красавицу ему. Но он весь как-то замкнулся и твёрдо заявил:
– Нет. Я это есть не буду. Не могу.
Я понял, что уговаривать бесполезно. И пожалел себя за глупое пижонство.


Рецензии