Воздушные версты Пшонко

Зеленое море леса раскинулось до самого горизонта.  Опытный пилот держал вертолет буквально в нескольких метрах над вершинами деревьев.  Внизу под машиной петляла лесная дорога. И вдруг,  лес расступился, и взору предстала иная картина: старые покосившиеся от времени  избы, одичавшие сады, поросшие травой, кустарником дворища. Жизнь ушла из этого таежного лесного уголка.  Когда-то  она бурлила здесь, и все события, происходящие там, за лесом, в городах, непременно касались и жителей тихой лесной деревушки Терешки.
 До 1936 года Терешки были всего лишь   небольшим хутором, где жил крестьянский род Пшонко. Но коллективизация разрушила хуторской строй и постепенно рядом с дворищем старожилов, на вырубленных лесосеках  выросли такие же добротные дома, бывших хуторян. Двадцать пять дворов насчитывалось в Терешках, и в каждом доме от четырех до восьми детишек. Когда в деревне организовали колхоз, все единодушно избрали председателем Михайло Пшонко.
…Вертолет МИ-2 сделал несколько кругов и завис над единственным уцелевшем от разрушения доме.
-- «Алексей Михайлович, сядем, --обратился пилот к своему пассажиру.
-- «Совершай облет территории, а то с графика выбьешься,  возразил тот.
Где-то глубоко в душе защемило, конечно же, хотелось пройтись по тропинкам детства, юности, зайти в отчий дом,  единственный  обитаемый в этой лесной глуши, хотя уже несколько лет в нем постоянно никто не живет. Отца схоронил десять лет назад, старушку мать забрал к себе в город вот уже как два года. Лишь наездами в летнюю пору наведываются хозяева.
…..Когда колхоз «Терешки», где председательствовал отец Алексея, а так же еще несколько коллективных хозяйств были объединены в один и  все поголовье скота перевели на центральную усадьбу, которая находилась в соседней деревне,  Михаил Пшонко, равно как и многие терешковские мужики, оставшись без работы,  пошли  трудиться в местный заповедник лесниками. Большая семья Пшонко – детей восемь душ, пять  парней подростков и три девчонки. Все были приобщены к отцовской работе; весной лесопосадки, летом помогали отцу в его  обходе, проводили различные рубки ухода, заготавливали хвойную лапку. Не случайно, поэтому  два брата и одна из сестер Пшонко после окончания восьмилетки поступили учиться в Полоцкий лесной техникум.
Вскоре прилегающие к деревне сельскохозяйственные угодья, а вместе с ними и Терешки передали в ведение  Березинского заповедника. Через несколько лет на бывших полях уже красовался молодой сосновый бор, высаженный руками самих терешковцев. К этому времени все жители деревни уже были работниками заповедника.
…Облетев еще раз по кругу,  над деревней,  пилот повел машину по маршруту. И уже «рабочий» лес стелется  вдоль проселочных дорог, убранных полей,  деревень, поселков, где-то впереди росли многоэтажки  райцентра.
-- Это не таежные леса Сибири», -- задумчиво произнес Алексей Пшонко,  вглядываясь в иллюминатор.
-- «А какая она тайга, Михалыч?», -- вопрос молодого пилота остался без ответа.
Говорить не хотелось, нахлынули воспоминания, которые уносили его, умудренного жизнью человека в далекие семидесятые годы.
 После окончания курсов парашютистов в Чите, а спустя год Пушкинской школы летнабов в Подмосковье, Алексея Михайловича Пшонко, за плечами которого был уже Полоцкий лесной техникум,  служба в армии, работа помощником лесничего Березинского лесничества  Бешенковичского  лесхоза,  распределили в отряд авиационной охраны лесов в Читинскую область. Не хотел отпускать березинский лесничий Александр Николаевич Навиченок молодого, но хваткого в работе  помощника. Не всякого выпускника лесного техникума в те времена ставили на такую должность, сначала в мастерах нужно поднаториться, опыта набраться, а уже затем прочили в помощники лесничего. Но, молодой специалист сразу обнаружил свои организационные способности, знание лесного дела. С горечью расставался с парнем. С тревогой  в душе уезжал и Алексей, что ждет его там, на новом жизненном витке?
 Девять лет  Алексею пришлось трудиться в Забайкалье – на сотни, тысячи  километров простирались девственные леса,  изрезанные бурлящими холодными водами речушек, полные всевозможной дичи. Природа щедро одарила красотою этот уголок земли.
Сколько хожено звериными тропами с охотничьим ружьецом наперевес.  Еще больше пройдено воздушными дорогами, которые прокладывал на карте, держа курс к месту возникшей чрезвычайной ситуации. Когда тайга горит – зрелище жуткое, пламя пожирает все на своем пути, за считанные минуты,  распространяясь на многие километры. С такими верховыми лесными пожарами Алексею Михайловичу  приходилось вступать в противоборство не единожды; и как десантнику-пожарному (только  за пожароопасный период 1975 года совершил более 25 прыжков), и как летчику-наблюдателю  и  будучи руководителем  Читинского авиаотряда. Особенно тяжелым был для него первый год, когда  вступил в должность заместителя начальника по летной службе. Что ни говори,  а территория облета составляла 30 миллионов гектаров лесной площади, которую патрулировали 12 авиационных отделений.   
Именно тайга сформировала характер Алексея Михайловича, борьба с огненной стихией закалила его как личность. Данное слово мужчина обязан держать до конца. 
А ведь могло и не быть этих жизненных вех в его судьбе, не прислушайся он к словам преподавателя по лесозащите в Полоцком лесном техникуме (с годами стерлось из памяти имя той женщины), которая посоветовала именно Алексею Пшонко пойти работать в лесную авиацию. То ли ей понравился рослый худощавый паренек, в глазах которого, казалось бы,  отразилась вся синева небес, а может, обратила на него внимание за смышленость, серьезность, коммуникабельность?  Алексей Михайлович очень легко сходится с людьми, об этом скажет каждый, кто с ним знаком.
В 1983 году А. Пшонко вернулся на родину, куда его перевели работать начальником Белорусского звена авиационной охраны лесов. Его предшественник ушел на заслуженный отдых и в Пушкино на центральной авиабазе решили предложить вакантное место белорусу из Читы.
К этому времени Алексей  Михайлович уже заканчивал лесохозяйственный факультет  Приморского  сельскохозяйственного института, так что  диплом защищал уже, будучи жителем братской республики.
 Незавидное хозяйство досталось Алексею Михайловичу, парашютистов—пожарных не хватало, в основном они базировались на Мозырьской авиаточке,  в воздухе бороздило несколько самолетов АН-2. Не было авиаотделений  в Полоцке, Ганцевичах, Молодечно, в Солигорске (на сегодня в республике насчитывается порядка 12 авиаотделений, при чем в каждом областном центре так же имеется авиаточка).
Белорусское звено, равно как и такие же подразделения других республик Союза, подчинялись центральной авиабазе в Пушкино и не имели статуса юридического лица. Такая организационная структура мешала летчикам более эффективно сотрудничать с белорусскими лесоводами. Работая с Минлесхозом республики на договорной основе, их финансирование все же шло из Москвы.
Когда в экономике Советского Союза повсеместно стали внедряться  хозрасчетные принципы, А. Пшонко решил добиться для своего подразделению статуса юридического лица.  Целый год понадобилось Алексею Михайловичу на то, чтобы убедить местные власти в том, что целесообразно оставлять в республике денежные средства, которые Минлесхоз оплачивает за оказание услуг по воздушному патрулированию белорусских лесов.
Это была маленькая победа Алексея Михайловича. Так в 1989 году Белорусский авиаотряд стал самостоятельной хозрасчетной организацией.
Когда произошла авария на Чернобыльской атомной электростанции, Алексею Пшонко, равно как его коллегам по работе,  пришлось часто бывать в десяти километровой зоне. В тот памятный год лето выдалось довольно сухим. Во всяком случае,  в пострадавших от аварии районах осадков не выпадало несколько месяцев кряду. Пожароопасная обстановка накалилась до предела. Парашютистов – пожарных, авиатехники не хватало. Привлекали специалистов из братских республик. Особенно много  воздушных пожарных приехало из Петрозаводска, Архангельска. Откомандировали в подчинение белорусских авиаторов и тяжелый вертолет «Ми-8Т» из Семфирополя. В течение нескольких лет в весеннее-летний период, особенно когда донимали лесные пожары,  А. Пшонко приходилось по две три недели квартировать в Хойникском районе.
Именно чернобыльская трагедия обнажила все минусы во взаимодействии работников лесного хозяйства и  пожарных авиаторов. Вскоре совместными усилиями разработали новые воздушные маршруты патрулирования, определили интервал прохождения по трассе «авиабортов». Открыли дополнительные авиаточки, в тех же Ганцевичах, Полоцке, Молодечно и в целом ряде районных центров, которые находились на стратегических перекрестках воздушных дорог.
Но пришли иные времена. Союз развалился как карточный домик, разладились все хозяйственные связи между предприятиями, независимыми государствами. Экономика страны пребывала в некоем оцепенении. Гражданская авиация Беларуси переживала свои самые худшие годы. Малая авиация оказались невостребованной. Аэродромы, взлетные полосы приходили в упадок.
  В 1992 году авиапредприятие, которое возглавлял А. Пшонко, было передано под юрисдикцию Минлесхоза республики. С этого момента начался новый отсчет развития белорусской лесной авиации. За  несколько лет кропотливой работы  в Минлесхозе добились, что бы им передали на баланс аэропорты в Пинске, Лиде, Солигорске, Молодечно. Забрали добротную  базу витебского аэродрома, где базировалось 34 вертолета МИ-2 и 20 самолетов АН-2.  Отремонтировали самолеты, оснастили вертолеты несущими винтами и поставили на боевое дежурство, укомплектовали авиаотделения   парашютистами-пожарными, летчиками наблюдателями.  По линии кредита Мирового банка закупили по тендеру несколько  легких самолетов российского производства  ИЛ-103.
С 2003 года Республиканское унитарное предприятие «Беллесавиа» было переподчинено Министерству по чрезвычайным ситуациям. На сегодня перед Алексеем Михайловичем стоит архи сложная задача по переоснащению летного технического парка.. Немного немало, а до 2020 года согласно плану перевооружения, который они намерены предоставить на рассмотрение  Совету министров республики в ближайшем времени,  авиаторам необходимо полностью пересесть на современные летательные аппараты. На какие? Покажет время. Есть наметки, присмотрелся А. Пшонко к польским одномоторным вертолетам. Вот эти вопросы ежедневно волнуют руководителя «Беллесавиа».
Более тридцати лет  Алексей Михайлович в малой лесной авиации. И не сказать о том, что благодаря организационному таланту этого человека,  его недюжинной работоспособности, самоотдаче любимому делу, предприятие «Беллесавиа», которое он возглавляет вот уже 24 года, надежно стоит на страже белорусских лесов, будет не справедливо. В 2005 году за участие в параде войск в ознаменование 60-летия Победы А. Пшонко был награжден Почетной грамотой, подписанной   Президентом  страны. Алексей Михайлович награжден российскими и белорусскими медалями как ликвидатор чернобыльской аварии.
… Третьего июля  текущего года все жители Терешек приехали на свою малую родину. Человек семьдесят собралось. Не мог оставить без внимания такое событие и Алексей Михайлович. Привез на встречу односельчан все  свое семейство – мать, супругу, двух сыновей, которые так же,  как и отец связали свою судьбу с лесом. Старший, возглавляет Минское авиаотделение лесной охраны, младший,  инженер лесоустроитель РУП «Белгослес». Оба закончили лесохозяйственный факультет Белорусского технологического университета. Встретился в отчем доме с братьями и сестрами, судьба которых разбросала по городам и весям Беларуси, Украины, России. Приятно было узнавать в уже не молодых лицах односельчан, своих одноклассников, друзей детства. Организовали эту встречу,  две местные учительницы энтузиастки, уроженки Терешек. 
….Все покидали свой островок детства  с какой-то еще не до конца осмысленной грустью, и надеждой, что их Терешки не умрут, по крайней мере, до тех пор, пока бьются их сердца.









 


Рецензии