День юбиляра

Для него поездки на своей старенькой легковушке по шумным столичным  улицам --  возможность почувствовать себя в общем потоке жизни. Нет, не ради праздного удовольствия совершает их, и не потому, что у пенсионера всегда масса свободного времени, как говорится, живи на склоне лет в свое удовольствие, исполняй любую причуду стариковскую. Дела насущные в таком возрасте найдутся. Даже когда тебе стукнуло восемь десятков. Заехать к сыновьям, живущим уже давно своими семьями, проведать внучек (четыре девчонки) – цветочник, да и только, внук – пятнадцать лет пацану, жульверновский возраст, когда мечты захлестывают, не знаешь, кем стать. Вот тут то и нужно умудренному жизнью деду наставить на путь истинный чадо.
Опять же за городом дача, куда только на машине доберешься. Имея колеса, грех толкаться в вечно переполненных электричках или автобусах. Увлекся садоводством: разбил на участке садик. Все чин чинаром,  на научной основе. Как никак, доктор сельскохозяйственных наук. Всю жизнь на преподавательской работе тогда еще в Белорусском технологическом институте. Двадцать лет как уже отошел от дел. По сути, четыре студенческие поколения прошли через его руки. Да и молодежь, которую учил когда-то, превратилась в степенных дам и кавалеров. Видимо забыли давно и ту дисциплину по лесной таксации, и преподавателя Владимира Семеновича Мирошникова, ныне почетного пенсионера, ведущего тихий образ жизни.
И как же было приятно старому педагогу, когда в юбилейный день рождения в доме весь день раздавались телефонные звонки с разных уголков республики. Поздравляли и поздравляли, желали здоровья, долгих лет. Было и застолье с тостами за здоровье именинника и пространными речами. Среди пришедших – доктора и аспиранты, доценты с технологического университета, бывшие студенты, ныне занимающие высокие должности в лесной отрасли. Даже когда на следующий день я встретился с Владимиром Семеновичем, наш разговор все никак не мог обрести какую-то целостность. Телефон, как и накануне, разрывался, и мой собеседник вежливо извинялся и снимал трубку. И вновь поздравления. Одной из звонивших оказалась Юлия Ванинская, выпускница далекого 59-го.
«Я уже несколько дней хожу в этом приподнятом торжественном настроении», -- говорит Владимир Семенович, присаживаясь возле меня на диван на несколько минут, потому как очередной звонок снова прерывает нашу беседу. Улыбка не сходит с лица именинника. Когда он рассказывает о себе, в глазах играет лукавая искорка, словно ему не восемьдесят, а столько же, сколько и мне – тридцать семь.
Тогда был пятьдесят пятый. Прошло десять лет, как закончилась война. В это время он уже читал лекции по своей дисциплине. Преподавательская работа занимала всего без остатка. Лишь в такие знаменательные даты, как День Победы, освобождение Минска, Сталинградская битва он возвращался в прошлое на десять, двенадцать лет назад, чтобы почтить память погибших сослуживцев и по 37 кавалерийской бригаде, в составе которой прошел со своим конным разведотрядом для координации военных действий с партизанами,  от стен разрушенного города на Волге до партизанских ворот (так назывались разрывы по линии фронта).
Противник закрыл эту брешь, и лейтенант Мирошников с товарищами оказались в тылу. Так началась для него партизанская война. Затем фронт стал откатываться на запад. Владимира Семеновича не призвали в действующую армию, и он едет в Гомель, чтобы поступить в лесотехнический. Стать лесоводом хотел давно. И хотя родители были крестьянами в седьмом колене, среди дядек все же нашлась пара-тройка человек, связанных с лесом. Поступил. Негоже было ударять в грязь лицом, как никак имел специальность учителя – перед самой войной закончил специальные курсы. Работал в сельской школе. Теперь для него началась настоящая учеба. Математический ум сразу проявил себя. Владимир слыл лучшим студентом на курсе.
Предложение остаться на кафедре исходило от профессора В.К.Захарова. Молодой студент согласился, ему было приятно, что такой известный в лесной науке муж, в том числе и за рубежом, оценил его знания и способности.
-- Я учился у таких корифеев лесной науки, как академики В.Переход, П.Роговой, профессор Б.Жилкин, кандидат технических наук А.Петруша, академик А.Коротков. Эта когорта дворянского происхождения, своего рода последние из могикан. Их интеллект, культура, выдержка, умение говорить были для меня дополнительной дисциплиной, которую я постигал, будучи студентом, а после и молодым научным сотрудником. Я их ученик.
И еще. Очень важное, что совершил  в жизни, считает Владимир Семенович, это то, что сумел спустя много лет найти могилу своего младшего брата, лейтенанта танкиста Ивана Мирошникова, погибшего под Борисовом незадолго до освобождения нашей республики.
Хорошее настроение у ветерана в эти октябрьские дни, пусть и непогожие, дождливые. Помнят о нем друзья, бывшие коллеги по преподавательской работе, ученики – студенты БТИ 50-60-х годов.
Счастлив и от того, что в свой юбилей съездил на воронежскую землю – малую родину к своим истокам.

2000 г.,ноябрь.


Рецензии