Танго. Этюды. Волковский театр

СМИ44, понедельник, 28 ноября 2016

«Танго. Этюды» - так называется спектакль Российского академического театра драмы (Ярославль), который увидели костромичи 24 ноября на сцене театра им. А.Н.Островского.

Пластическая постановка – смелый эксперимент для любого драматического коллектива. Это поиск нового драматического языка и хорошая школа для артистов. Безусловный плюс для театра.

Рецензию на спектакль написала Ирина Пекарская.


Ирина Пекарская, театральный критик:
Танго зародилось в эмигрантских кварталах Буэнос-Айреса. В нём соединились этнические мотивы чуть ли не со всего света, а также общечеловеческие переживания – тоска по родине, тема одиночества, страсти и неразделённой любви. Противоречивость и сложность эмоций, магнетизм, которые передаёт танго, сделали танец популярным во всём мире.
Постановка Волковского театра – это посвящение танго. Но, возможно, не очень просто понять, что художественная форма спектакля в постановке Ирины Ляховской и Галины Ждановой выдержаны в концепции и форме танго, без открытой и всепоглощающей страсти и ощущения финала. Чем бы ни закончилось, можно продолжать, как и в танце, идёт поиск финала. При этом в постановке встречаются самые разные жанры, от балетных номеров до клоунады.
Первое выступление, как и все последующие – при приглушенном свете, почти в полной темноте, лишь в некоторых эпизодах на заднем плане раздвигается занавес и сцену разрезает луч света, подсвечивая темные силуэты артистов. Первым исполняется один из известнейших танцев - танго «Кумпарсита».
Как в немом кино под звуки музыки артисты разыгрывают свидания, быт, конфликты. Например, зарисовка - встреча мужчины и женщины в кафе. На подиуме играют музыканты, пара за столиком волнуется до смешного. Прекрасно показаны противоречивые эмоции каждого, наконец, мужчина делает предложение, женщина раздумывает, примеряет кольцо, любуется им на руке, принимает решение, удар бокалов – и сцену разрезает молния. Такая «гроза» случится на сцене ещё не раз.

Постановщики показывают, что движение в танце равно мысли. Здесь мысли «про себя» через фонограмму звучат как хор – сначала один герой выходит, показывает своё па, озвучивается его реплика-мысль. Затем другой, третий, десятый, все вместе, мужчины и женщины. Персонажи в постановке в достаточной степени обезличены, на тёмной сцене плохо видны даже лица артистов, но такой озвученный немой хор оказывается красивой психологической иллюстрацией общества. И каждая зарисовка, каждый этюд спектакля – это развёрнутый конспект танго, символическая модель жизни. Лишь единожды в романтический театр силуэта врываются яркий свет операционной и казённые фразы сотрудника загса, объявляющего мужем и женой сразу около десятка пар. Символическая сцена бракосочетания нарушает ретро-флёр спектакля, становясь своеобразной кульминацией. Или будильником.

Авторы постановки «Танго. Этюды», очевидно, продолжают традиции таких хореографов, как Пина Бауш и Геннадий Абрамов в том, что здесь танцуют на высоком уровне драматические артисты и играют спектакль без слов. Слова здесь выступают лишь в функции неких междометий.
Возможно, эту экспериментальную постановку стоит смотреть не в стенах классического «императорского» театра, с его многоярусным зрительным залом, а там, где артистов и зрителей не будет разделять барьер сцены. Кажется, именно так происходит на их родной сцене в Волковском театре. Не случайно зал не разрезан светом рампы, всё происходит в темноте. В определённой степени зритель должен чувствовать себя соучастником происходящего, здесь, в полуимпровизационном пластическом театре, теряется разница между театром и жизнью, так как цель и суть действа – эмоция. Драматические артисты в этом пластическом спектакле прекрасно справляются со сложными задачами хореографии, но иногда они так увлекаются пластикой, что драматическая составляющая дуэли танцоров танго уходит на второй план. Но эту грань легко развивает…зритель, особенно если он молод и влюблён – свежие чувства помогают по-своему докрасить спектакль, ощутить страстность и одновременную мучительную сдержанность танца или отношений.


Рецензии