О Любви. Лелька и мы

 Моя Лелька, любимая моя подружка, известная кошатница.
 -И что я так кошек люблю? Людей так не люблю. Это мне Господь такое наказание дал- раз людей не любишь, так хоть кошек люби!- говорит она. Врет! И людей любит, и кошек любит, и весь белый свет любит, а себя, любимую, просто обожает! Наверное поэтому и ее все любят, несмотря на вздорный характер."Снаружи флегма, а внутри вулкан"- Лелька утверждает, что я первая так охарактеризовала ее. Это какая же я мудрая была в свои девятнадцать лет. Точно. Она такая. Красивая, на загляденье, той самой русской красотой, высокая, полненькая, прямо мягонькая такая, а лицо- глаз не оторвать, кожа белая бархатная с нежным румянцем, чуть удлиненные зеленые глаза, пушистые ресницы, прямой нос, алые губы и родинка на губе, которая придавала лицу особую пикантность. Какая же она красивая, нежная, просто Ангел, но пока ей кто-нибудь дорогу не перейдет. Тогда она открывает свои алые губки и такое о себе можно узнать, что аж дух захватывает. Но, слава Богу, не злое, не обидное, а интересное и познавательное. На спор Лелька, уже живя в общаге, выдала на все буквы алфавита, кроме конечно "ь" и "ъ" знаков, ругательства, начиная от "абсолютного алкоголика" и заканчивая "язвой ядовитой", без запинки, без употребления не нормативной лексики, легко и просто. Это было так артистично и красиво, что у присутствующих челюсти от восхищения отвисли. И тем самым выиграла два кило жареной мойвы, без хлеба, и спасла нас 423-ю комнату от "голодной смерти" Правда на мойву набежало много голодных студентов и нам почти ничего не досталось.  А до общаги мы прожили с ней два года на квартире, с соседкой Полиной Никитичной. Жили мирно и дружно, хотя Лелькин характер периодически проявлялся. Я все свободное время читала книги, вечером на кухне, пока меня оттуда не выгнала соседка, потом в нашей второй нежилой комнате, но там водились огромные черные тараканы и мыши, а потом перекочевала в прихожую, около умывальника и входной двери. Там -то Лелька никак не давала мне читать, она, как фурия, вылетала из нашей комнаты в короткой ночнушке и бигудях, выдергивала у меня из рук книгу и громким шепотом ругала меня "почем зря", утверждая, что я "хабалка, хорошим людям, т.е. ей, мешаю спать и учебный процесс срываю, и что завтра, если у нее сорвется пятерка по философии, то кое-кому, т.е. мне, глаза бесстыжие выцарапает, чтобы не читала тут, у нее под носом, самым нахальным образом, включив свет и разогнав тараканов, а они шуршат и ей, бедненькой, спать не дают". С гордым видом победителя Лелька с моей книгой под мышкой удаляется в комнату и я, размяв затекшие ноги, следую за ней. В следующий раз я устроила читальный зал под одеялом, с настольной лампой, повторилась та же самая история. -И чего ты меня не "отбрила"?- удивляется она через много лет, когда я напомнила эту историю. -"Это я уже тогда такая вредная была?" Да не вредная, Лелька, не вредная. Это твоя натура, твой вулкан так проявлялся. Скучно тебе было. Просто скучно. А со мной какие развлечения? Спокойная "до не могу", молчаливая, сторонний наблюдатель за жизнью. Мечтательный аналитик, я бы сказала, а девчонки в группе говорили-странная. Я теперь понимаю, как тебе было со мной скучно, никакого спектакля, никакого действия. Разные. Но жили душа в душу. У каждой из нас были свои подруги. У Лельки - Нина, хорошенькая, кроткая, красивая девочка, которую любили все на нашем потоке и больше называли по фамилии, уж очень звучной- Забабурина. Но язычок у нее был подвешен правильно и если что, мог ответить соответственно, 33 слова за полминуты, но всегда как-то по-доброму, отчитала и все. После занятий в институте мы с Лелькой разбегались в разные стороны. Я уходила на поиски еще одного нового фильма в кинотеатр, или в театр, ну на худой конец в один из музеев. А Лелька вместе с Забабуренком дефилировали по проспекту, заглядывая по дороге в каждый магазин, постепенно приближаясь к конечному пункту их путешествия, Крытому рынку. На рынок они ходили "злить армян". Прогуливаясь между прилавками с фруктами, они выбирали первую "жертву", подходили и разыгрывали целый спектакль: - Почем у вас виноград? -деловито спрашивала одна из них. Продавец отвечает, предлагает покушать. Девчонки кушают.- Сколько возьмем? Два, три кило?- говорит одна. - Мало,- подыгрывает другая- надо брать пять. Продавцу радость, оптовый покупатель пришел. Нахваливая товар, предлагает еще покушать. Кушают. - А чего это мы не приценились? Пойдем посмотрим по рядам. А продавцы, как правило, мужчины, из южных республик, наперебой предлагают "красывый дэушка" купить свой товар. А товар действительно на загляденье, здесь и виноград, и яблоки, курага и чернослив, апельсины и мандарины и, невиданный нами тогда, оранжевый фрукт- хурма. Дэушка, вот хурма, пробуй, сладкий как мед, -расхваливает продавец. Херня?- коверкая слово и переглядываясь отвечают девчонки, - Что еще за херня? Девчонки медленно проходят по рядам и "накушавшись" удаляются восвояси, напоследок бросив - Кислый у вас виноград! Вечером на квартире мы с Лелькой встречаемся и рассказываем друг другу - она что где дают, а я - какой фильм посмотрела и стоит ли идти на него. А еще Лелька сверх любопытна. Она сует свой нос везде и всюду, разговорит любого человека и узнает у него то, что он и сам о себе не знает. Она знает все и про всех. Однажды, еще на квартире, когда мы с ней уже спали, она вдруг вскочила и, пробежав по холодному полу к двери, прильнула к замочной скважине. Сон как рукой смело.- Да что же ты делаешь?-возмутилась я- От тебя и ночью людям покоя нет!-Да тише ты, - отмахнулась Лелька, - кажется Тонька с кем-то пришла. Тонька,-квартирантка нашей соседки Полины Никитичны, была старше нас и имела полное право на личную жизнь по-своему разумению. И как бы она не таилась, как бы ни прятала эту личную жизнь, от Лельки скрыть ничего нельзя. Мимо нее и мышь не проскочит, а если проскочит, то оставит длинный шлейф информации: 1)серая, 2)хвост короткий,3)один глаз прищурен, 4)молодая, 5)два раза побывала в мышеловке,6)прихрамывает на правую заднюю лапку, 7) трескала сухари в хлебнице у Полины Никитичны, 8) с нашей сковородки стащила кусочек рыбки, 9) живет в хозяйской комнате под правым ботинком и т.д. пунктов из 60-ти. Эх, с такими способностями не бухучет и экономику изучать, а во внешней разведке служить. Какой талант пропадает! В общаге Лелькины способности еще больше отшлифовались.  - Что за хмырь?- спрашивает она у девчонок, кивая на парня, дежурившего на танцах в нашем общежитии. Те пожимают плечами, ничего не знаем. - Сейчас узнаем...- говорит Лелька и медленно удаляется по коридору. Где она ходила, какие двери открывала, с кем беседовала- тайна, покрытая мраком. Но через час, сидя на подоконнике в кухне, она выдала всю возможную информацию: 1) преподаватель, 2) сколько лет, 3) какой предмет ведет, 4) где живет, 5) откуда родом, 6) где учился, 7)холост, 8)имеет брата студента, 9) на каком факультете и каком курсе тот учится, и еще пунктов на 10. Кладезь информации! Ну а уж кто в кого влюблен, кто с кем встречается и кто чего готовит- элементарно! А еще у Лельки есть главный талант- она может вылепить человеку всю правду в глаза, все, что думает о нем, не очень приятное и при этом не обидеть. Эта ее способность меня просто поражала в ней, заставляла удивленно пожимать плечами и разводить руки от восхищения.  Лелька и училась-то хорошо, но без энтузиазма. - Какой дурак придумал этот бухучет!- часто, особенно перед экзаменами, возмущалась она.- Я как его открою, так мне спать хочется! Снотворное книжное! И учебник Пизенгольца летит через всю комнату и плюхается на стол.- Пойти что ль пожевать? - говорит Лелька и скрывается за занавеской. Там, на нашей импровизированной кухне, хранятся наши съестные припасы. Она что-то режет, вылавливает из банки огурец и смачно хрустит им. Мы живем втроем, все учимся в одной группе и готовимся к одному и тому же экзамену. Ну кто же выдержит такую экзекуцию? Пожрать любят все. Первой не выдерживает Таня. Вздохнув, она откладывает учебник и скрывается за занавеской.- Подвинься, проглот- раздается ее голос и Лелькино ответное возмущенное мычание. Я, как обычно,торможу. Да и как не тормозить, ведь рядом с учебником, тоненькая книжечка "Шах наме" Фирдоуси в переводе Лозинского. От "речи в похвалу разума" оторваться мне тяжелее, чем девчонкам от бухучета, но чавканье и звяканье вилки о стеклянную банку за занавеской делают свое дело. Я ныряю к девчонкам, вылавливаю из банки последний упругий огурец. Если бы вы только знали, какая это вкуснятина- кусок хлеба с тонким прозрачным кусочком сала и хрустящим пахучим огурчиком сверху! На сытый желудок учиться совсем не хочется и девчонки начинают сочинять стихи и переделывать песню, и объект конечно же я. Их шедевр- "Вот кто-то с горочки спустился, наверно Ниночка ползет..." Через много лет я прошу восстановить. И ведь помнят же заразы! Обещали прислать. Однажды девчонки меня чуть не отлупили, правда за дело. Я очень любила театр, особенно театр оперы и балета. Трудность только одна- любила театр тоже только я одна из всего моего окружения. Возвращаться поздно и далеко из центра города в студгородок, а транспорт после 22 часов, в то время, очень редко ходил. Но душа просила. Уговорила знакомого парня из общежития. Может нравилась я ему, а может красиво рассказывала о театре, не знаю. Договорились встретиться на большой перемене, чтобы пойти за билетами. Встретились.- Я не могу, я сейчас иду обедать- заявляет мне провожатый. Меня захлестнул праведный гнев. Театр и обед- вещи не совместные! Не наш человек, поняла я и отправилась за билетом в театр. После занятий, проболтавшись по городу до начала спектакля, я наконец-то попала в волшебный мир театра, мир музыки и сказки. А потом наступила проза жизни. Спектакль окончен, двери театра закрыты, а я одна на остановке жду автобуса, которого все нет. В двенадцатом часу ночи понимаю, дождаться его не судьба и успеваю прыгнуть в пустой троллейбус, как никак, все ближе к студгородку. Выхожу и понимаю, впереди ужас длинной дороги через косые темные переулки, сквозь страшные гаражи, через рельсы железной дороги и густые кусты опустевшего студгородка. А деваться-то некуда, только вперед. И вдруг за спиной я слышу перестук каблуков. Догоняют. -Вы в_студгородок?- девичий голос чуть дрожит от страха. - Да. -Пойдем вместе, а то тут вчера девчонку из нашей общаги встретили. Страшно.  Мы прибавляем шаг и чуть ли не бежим. Как миновали гаражи, как скатились к железной дороге и перемахнули через рельсы, даже не заметили, страх подгонял нас. Опомнились, когда добрались до общежития. -Пока! А  мне дальше. В первом часу ночи добралась я до своей комнаты. Еще повезло, что на вахте студенты дежурили. Девчонки еще не спали. Увидев меня, Лелька подскочила, схватила меня за грудки и начала трясти:
- Ду-у-ра! т-ты почему одна? А если бы с тобой что-нибудь... Подлетела Татьяна, досталось и от нее.
- Мы думали ты у Таньки на квартире переночуешь. Их испуганный вид напугал и меня.
- Девочки, со мной же ничего не случилось, все же в порядке. Лелька с Танькой отлипли от меня, бухнулись на мою кровать. Они рыдали, некрасиво открыв рты, а мне пришлось отпаивать водой и успокаивать.
-Театралка хренова, шатаешься по ночам, житья не даешь, волнуйся тут за нее- наконец-то пришла в себя Лелька.
- Ага,- радостно соглашаюсь я с ней.
- Отходить бы тебя ремнем как следует, чтобы по театрам не шастала- вторит ей Татьяна.
- Ага, в следующий раз,- неловко соглашаюсь я. Две фурии вскакивают с кровати и кидаются ко мне. Я вовремя ныряю за дверь.
-Девки, вы что, ополоумели? Люди спят. Из соседней комнаты появляется заспанное лицо в обрамлении бигуди. Все, конфликт погашен.
Сколько еще разных историй можно рассказать об общаге, об институте, о наших замечательных однокурсниках, о Забабуренке, Лельке и Татьяне. Когда были сданы наши госэкзамены, защищены дипломные работы, обмыты значки о высшем образовании и все уже разъехались по домам, а рыжие тараканы из всех опустевших комнат сбежались к нам, наша 423-я комната никак не хотела расставаться. Каждый день из последней нашей общей недели, мы заявляли друг другу "сегодня уезжаю" и опять оставались. Мы разные, мы совсем разные, а жили душа в душу. Наш общий друг Вовка Мариман, напоследок сказал нам: Татьяне- что будет хорошим специалистом, Лельке- что будет хорошей женой, а мне, что из меня получится хороший учитель. А получилось так, что все это подошло Лельке.
              ***
Я хотела написать о Лельке, но почему-то сбилась, и в рассказ о ней ввернула и себя, и Забабуренка, и Татьяну. Уже хотела все перечеркнуть, но решила прочитать написанное Тамаре, нашей однокурснице из параллельной группы. Мой третейский судья выслушала.
- Слушай, а хорошо. Печатай.
-Тамара, да я хотела только о лельке написать, а получилось совсем не то.
-Вторую серию напишешь потом.
-А Лелька получилась? Я не наврала? - с интересом спрашиваю я.
-Да один в один!- смеется Тамара.
Целый день я думала, почему так получилось. А потом поняла- "короля делает свита", и Лелька не будет собой, если будет одна. Среди нас есть люди зануды, " 33 несчастья", а есть человек- праздник, человек - артист, человек- фейерверк, от которого идет тепло и радость, и это моя Лелька, вернее наша Лелька.
 Лелька, я тебя люблю. Твоя Н.Кравчук-Щедрова.


Рецензии