Вопрос от Андреича

«Несмотря на внушительные достижения научной социологии, жизнь продолжает ставить актуальные вопросы: "За какое звено потянуть, чтобы вытянуть на достойный уровень всю страну?" Такое впечатление, что сейчас мировая мысль остановилась и думает – «А что же дальше? Куда идти и зачем?» Как ты сегодня оцениваешь мысли о потенциалах - перспективно ли это? Как ты относишься к существованию бога? К вере?»

Чтобы попытаться получить ответы на эти и подобные вопросы, сейчас многие пустились в изучение философии древних, многие обращаются к истории и интересуются тем, что люди писали еще в древности? Ответ в прогнозировании: то, что сейчас нужно, это краткосрочный и точный прогноз. Особенно он требуется для решения каждодневных политических задач. Для построения прогноза требуется вся информация, которая может иметь отношение к новой задаче управления. А практика показывает, что новые задачи часто это просто прочно забытие старые. Англия вообще придерживается правила прецедента. Ну, если что-то не то же самое, но нечто похожее и близкое уже было и его можно использовать. Самое удивительное, что многие проблемы были исследованы в прошлом с большой тщательностью. И освоить это научное богатсво особенно молодежи не так-то просто.

Я уже давно смотрю работы Аристотеля. Конечно, его первые причины бытия впечатляют. Однако, когда надо дать определение самой конечной цели, то его категории расходятся с категориями Платона, не говоря о том, что применяют наши современники. То есть, налицо неоднозначность определений. Например, Аристотель пишет в самом начале «Этики»: «удачно определяли благо как то, к чему все стремится». «Всякое искусство и всякая наука, а также и деятельность, и намерение стремяться к известному благу: оно есть то, к чему все стремится» /переводчик? Д.Миртов/
  «И если же у того, что мы делаем (ta prakta), существует некая цель, желанная нам сама по себе, причем остальные цели желанны ради нее и не все цели мы избираем (hairoymetha) ради иной цели (ибо так мы уйдем в бесконечность, а значит, [наше] стремление бессмысленно и тщетно), то ясно, что цель эта есть собственно благо (tagathon), т е. наивысшее благо (to ariston).»
 «А также, что есть прекрасное само по себе, благо само по себе и так далее в отношении всех вещей, хотя мы и признаем, что их много. А что такое каждая вещь, мы уже обозначаем соответственно единой идее, одной для каждой  вещи.” /507b5/.

Сравнивая с другими определениями предельной цели /«благо», «счастье», «блаженство», «идея», «справедливость», «добро»/, я пришел к выводу, что речь идет об алгоритме адаптивной поисковой оптимизации. (Возможны два направления стремления: жизнь стремится к самой лучшей оптимизации, и оптимизатор стремится к своей, счастливой» «жизни»). Алгоритм, по Платону, есть «идея», то есть, нечто не материальное. С другой стороны, алгоритм, в соответствие с А.Н.Колмогоровым, есть программа /а значит – память/, то есть, весьма материальное нечто, что уважал Аристотель. Аристотель считал, что идея не может быть оторвана от материальных носителей и в этом пикировался с Платоном, который полагал, что существует абсолютная идея, которая не может быть выражена до конца ни в одном материальном воплощении. Его пример – Бог. Искусство может что-то создать, но абсолютная идея Бога недоступна для выражения.
Оба, и Платон и Аристотель, одинаково правы и неправы. Существо проблемы в том, что каждый из них стоит на крайней позиции: идея/информация – материя. Информация это есть алгоритм, но он находится в памяти. Как их разорвать? Их надо соединить. Оптимизационность их объединяет. И в этом сила кибернетического подхода.
Еще одна цитата из «Этики» Аристотеля: «Надо,видимо, признать, что оно, [высшее благо], относится к ведению важнейшей [науки, т.е.  науки], которая главным образом  управляет.»

PS Управление государством = высшая цель (благо) по Аристотелю. Почему?
Мир устроен иерархически. Верхние уровни иерархии связаны с предельными причинами бытия, которых в природе «существует не менее трех ... Эти уровни связаны с фундаментальными взаимодействиями (электромагнитными, гравитационными, внутриядерными.» (А.М.Хазен. Статья II, С. 42). Эти уровни связаны с «энергией», которая принимает участие не только в возникновении и существования жизни, но и в создании материальных вещей. Энергия участвует не только в синтезе («возникающем» Пригожин. И. От существующего к возникающему. М.: Наука. 1985), но и в разрушении и перемещении («сборка, разборка, транспорт»). Энергетические потенциалы, наряду с человеческим – средство и путь достижения превосходства в международных отношениях. Именно на основе сравнения потенциалов и осуществляется долгосрочное прогнозирование политики государства.

02/11/2017
Виталий Шолохов


Рецензии
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.