Между жизнью и смертью

               
               
               
                После рассказа «Два волка».Кейм Сон.

         Вагиф- имя символическое. Перевод имени  - знающий, стоящий на ногах, информированный, и буквальный перевод  последнего значения с азербайджанского –человек с открытыми глазами. Герой рассказа «Два волка»  Вагиф лежит в больнице с закрытыми глазами в ожидании смерти. Человек, который может потерять жизнь в любую  секунду.  Поставленный автором в такую ситуацию, где он максимально приближен к  физической смерти.
 
         Смерть !
 
         Представим, что существует описанная в святых книгах потусторонняя жизнь, со всеми атрибутами, как попадание в ад или в рай, «интервью» перед этим, прохождение через тонкий мост на предмет наличия грехов и т.д.  Состояние  Вагифа , «не жизнь и не смерть»,  подразумевает элементы и настоящей и загробной жизни. С жизнью еще не расстался, смерть еще не наступила. Сознание работает, физическая оболочка на месте. Но он , находится в шаге от смерти. Можно сказать , что он почти умер. Всем знакомо выражение , вся жизнь прошла перед моими глазами. Такое может сказать человек, только что переживший что то страшное, которое могло положить конец его жизни. Вагиф переживает именно  это  состояние. Мы тоже. Вместе с автором, который как на замедленной сьемке дает нам смотреть в его душу, в его сознание, в его детство, воспоминания, переживания, воображение, мысли.
 
         Мы становимся участником покаяния.
         Покаяния Земного перед Неземным,
         Жизни перед Смертью,
         Мимолетного перед Вечностью,
         Человека перед Всевышним.

         И не важно будет ли то же самое в воображаемом потустороннем мире,  будут ли  ангелы обвиняющие и защищающие , которые записывали каждый минуту  земной жизни Вагифа, будут ли они перечислять все хорошие или плохие деяния Вагифа или любого другого . Попадет он в Ад или в Рай?  Так ли важны они для него ?  Жить с мыслями о загробном , стараться при жизни заработать очки для рая,  это почти то же самое, что делать добро , с расчетом на возврат.
 
          Примерно так:  «Боже, давай договоримся, я веду себя хорошо, как полагается, а ты потом поместишь меня в рай.

          Торгашеское соглашение !  Примитивное восприятие, дающее многим надежду на небесные наслаждения в обмен на отказ от земного !  Нет !  Вагиф вполне земной человек !  Самый настоящий !  Не выдающийся . Обычный.  Простой с виду. Он живет по соседству. Спокойный. Тихий. Окружающие про него почти ничего не знают. Живет тут рядом простой учитель. Учит детей. Получает зарплату. Родился, вырос, женился, есть дети, постарел, умирает. Таких сотни , тысячи вокруг.  Они не яркие. Не революционеры. Они никому не нужны. Кому нужен старый умирающий учитель , кроме своего сына, который не рядом?

        Это не по-азербайджански, это не традиционно, чтобы сын не находился  рядом со старым отцом… 
        Традиции рушатся.
        Жизнь меняется.
        К лучшему?
        К хорошему ?
        Скорее к другому.
        Новое поколение?
        Новые технологии?
        Новая жизнь?
        Новые отношения?

        Что происходит с Вагифом, происходит и в обществе . Оно тоже застряло между старым и новым. Но в отличии от Вагифа у общества нет   традиционного. Игнорировано. Откинуто. Забыто. Но и новое не приобретено, не придумано. Общество тоже получило тяжелый удар в сердце и не только.  Лежит в больничной койке. С атрофированной совестью, с параличом общественных институтов , с вывихнутым телевидением , надкушенной прессой , с шизофренической литературой и параноидальной поэзией. С выпяченным менталитетом, с обезображенной религией.

        Интересно, общество вспоминает свое детство, как Вагиф? Помнит ли  все хорошее, что было в ее жизни ?  Ценит ли высокое  искусство, умные  книги, хорошую музыку ?  Скорее нет !  Вагиф если не один из сотни, то точно один из тысячи. А может  единица из еще большего числа. Их – вагифов, умных, интеллигентных, честных, порядочных,  становится все меньше и меньше.

         Увеличивается количество людей, живущих животными инстинктами, жрущих, пьющих, спящих, прелюбодействующих. Лизоблюдов, воров, неучей, необразованных, карьеристов, алчных, подонков, насильников, убийц… Список можно продолжить до бесконечности.  И все упирается в образование, в школу. Начинается с низов. С основ. С Вагифа, который не учит, а водит такси. Вместо него в школах работает « новое» «поколение»  «учителей».

Вагиф- романтик. Ценит все прекрасное: музыку, живопись, стихи, красоту.  Вагиф- утопист. Он воображает , он додумывает, он придумывает образы будущего. Вагиф-мудрец. Он молчит, видя все то, что творится вокруг.

       Вагиф- наша совесть в коме.
       Вагиф- хранитель традиций.
       Вагиф-  наш современник из недавнего прошлого.
       Вагиф- наше желаемое будущее.
       Вагиф- связь между прошлым, настоящим и будущем.
       Вагиф- патриот . 
       Настоящий.

       Патриотизм Вагифа не искусственный, не кричащий, не старающийся получить барыши от этого. Вагиф-  азербайджанец в идеале. Умный, начитанный, спокойный, думающий, семейный, любящий, не думающий о собственной выгоде .  Вагиф открыт всему миру, не противится всему новому. У него свои идеалы, свои принципы, против которых он никогда не пойдет. Несмотря ни на что.  Если  зарабатывать , то только своим трудом. Если  жить, то только  по совести. Относиться ко всему с философской точки зрения. Не гнаться за длинным рублем. Быть довольным, удовлетворенным, тем, что у него есть. Гордиться своими детьми, которых воспитал правильно. Отдать все родным. Ученикам. Обществу. Народу. Быть нужным. Творить добро.
 
       Вагифа спасают его ученики, сын, жена, любовь.
         Спасут ли сыновья Родины ее от инфаркта, как спасли Вагифа  его сын и ученики?  Любим ли мы Родину , так как любят Вагифа его сын, жена, ученики ? Ладим ли мы с ней ? Дала ли она нам то, что Вагиф давал своим ученикам ?  Есть ли любовь между нами и Родиной ? Вызывает ли слово Родина в нас те же самые благодарные чувства ? Желание спасти, уберечь, отдать самое дорогое за нее ? Какие у нас взаимоотношения с ней, с Родиной ?  Вагиф вернулся, не смог жить без нее. Вернемся ли мы , если уедем?
   
         Автор далек от политики. Она ему глубоко безразлична. Он занимается своей работой, как Вагиф. Но , что есть политика ?  Неужели только власть, госструктуры, финансы, армия, парламент, министерства, налоги, инфраструктуры?… Перечисленные  не политика .  Искусственно политизировать рассказ тоже не стоит. Политики  в данном рассказе действительно не существует. Но если отойти от шаблонов, то в ней заложена  самая настоящая политика .
    
         Политика — общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путём установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу действий.
        Это цитата из  Википедии.

          Рассказ «Два волка»  это руководство, справочник, путеводитель для любого азербайджанца. Это сгусток, концентрат всего хорошего, что было достигнуто нами на протяжении веков, столетий. Это гимн народу. Народу, который сохранил культуру, самобытность, язык, государственность. 
          Это призыв опомниться, подумать.
          Призыв к самым лучшим чертам , свойственным нам.
          Это Любовь к Нам.
          Это напоминание про все хорошее.
          Это - Предупреждение.
          Про Дорогу, про Путь, который мы еще окончательно не выбрали. Про возможность одуматься, остановиться, оглядеться, присмотреться. Присмотреться к самим себе. Мы не должны быть теми, кем стали, а теми кем себя воображаем. Читая рассказ, мы же думаем о том же , что и Вагиф. Это же наши слова, мысли!  Мы только думаем как Вагиф , а поступаем не так, а  как принято в последние десятилетия, после Освобождения. Мы же освободились от «Империи», а не от Честности, Порядочности, Порядка, Закона, Традиций, красоты, ума, образования, от  всего хорошего , что успели сделать наши предки для нас, для будущих поколений. Так мы же тоже должны что то передать последующим . Не только деньги, дома, счета в банке, протекцию, положение, должность. Что то еще… Самое главное… Вот это главное, как и в политике, есть  свобода действий. Мы свободны в своих решениях. Но мы должны помнить все. Все , что было до нас. Деяния  отцов, дедов, прадедов, писателей, поэтов, сатириков, художников, композиторов, зодчих, певцов, сказочников, честных и порядочных людей, таких как Вагиф. Всех тех, кто привел нас к сегодняшней жизни, кто отдавал за нее жизнь, кто писал правду, кто боролся , кто воспевал.

       Рассказ «Два волка» есть художественная энциклопедия  нашей Родины. Боль и  страдания,  любовь и красота, взлет и падение, прошлое и будущее, настоящее и «настоящее». Честный и правдивый рассказ про нас. Про нас , таких несовершенных, сомневающихся, неуверенных, несущихся стремглав в пропасть.
 
       Оглянитесь !
       Остановитесь !
       Вспомните!
       Опомнитесь !
       Почитайте !
       И вдумайтесь !
       Еще есть надежда !
 
       Еще несколько минут до последней черты, после которой, операция будет бесcмысленной !!
 
       Надо успеть спасти Вагифа !!
       Успеть спасти Родину !!!
       Успеть спасти общество!!!
       Спасти себя !!!!
       Свою  Совесть !!!!!

Зия  Ф. М.
24. 09. 2013 . Баку


Рецензии
Доброго времени суток!
Уважаемый Зия!
Вы как умный Человек,наверняка всё привыкли подвергать сомнению.
Если Вы привыкли свои мысли "сворачивать" в клубок,не будет ли Вам проще
жить и рассуждать от обратного:"Не было бы смерти ,не было и жизни!".
По сути,"смерть" и есть та физическая константа("красные флажки" для завлечения и поимки волков),вокруг которого ходят и волки,и люди,часто не осознавая...
К сожалению,есть национальные особенности восприятия смерти...
Учитываю то что наше рождение-бесподобно,уникальный случай,один из миллиардов сочетаний вероятности и случая,то думаю,что смерть тоже уникальное событие в жизни человека(Как у нас в горах,Ашугов хоронят соблюдая все требования шариата и Корана,после исполняя на его сазе(национальный инструмент,аналог Саза),его любимые песни(" даг хавалар")...,то есть человека отправляет в путешествие на тот свет "тойнан ,дудукнан)...Человек-смертен,и точка.Стоит ли рвать на себе волосы,сожалея о возможной кончине каждого из нас ...
Может,надо просто пожить с Достоинством и по Совести,соблюдая главный постулат:"Не наврели!!?...
С уважением,и с радостной вестью,что и я тоже когда-то умру,по воле Всевышнего Аллайа,Единого Господа Бога всех миров и созданий.

С уважением,

Махирбек Низамович Еминов   12.02.2017 03:38     Заявить о нарушении
Смерть это кульминация жизни, последняя точка, которая и подтверждает ее наличие. Я писал, и сам рассказ тоже, не о смерти , не о жизни конкретного человека, хотя на его примере показано все, а об обществе, о чем и рассказ. О любви к своей родине, о патриотизме в хорошем понимании этого слова, о сострадании, о заботе, о непрерывной связи поколений, об ответственности перед людьми, о высоких, великих, бессмертных понятиях, как Смерть, Жизнь, Любовь. Может что то не дописал и создалось ощущение неправильное о том, что я хотел сказать про рассказ. Надеюсь , я дополнил немного мысли про рассказ и внес немного ясность.

Зия Мурадов   16.02.2017 17:15   Заявить о нарушении