Портрет. Отрывок из воспоминаний

    Новая квартира внесла в наш быт и новых друзей. Девочки и ребята были, как тогда говорили, из нашего круга.  Дом художников. Многих я хорошо знала, они бывали в нашей квартире ещё, когда мы жили на Захарова.

    На первом этаже нашего подъезда жили две мои подруги Наташа Бржозовская и Валя Павловская. Старшая сестра Наташи, Людмила, была заслуженной балериной в театре Оперы и Балета. Почти через день мы посещали театр по контрамаркам, и весь репертуар смотрели из балкона для высокопоставленных гостей, которые очень редко бывали в театре. После окончания спектакля мы всей компанией отправлялись пешком домой. Расстояние до нашего дома было не очень большим. И каждый раз папа у меня спрашивал:

    - Ну и с кем ты сегодня ужинала с « Лебединым озером», или со «Щелкунчиком»? Или с «Кармен»?

    Папа и мама за меня переживали, что вовремя не ела и ещё поздно возвращалась из театра, но запретить мне не могли, видя мои глаза, полные восхищения. Было очень интересно заходить за кулисы, посещать гримёрные, смотреть вблизи таинство волшебного мира искусства перевоплощения.

    Летом к нам приезжали театры из Москвы и Ленинграда со своим репертуаром. Мы были в курсе всех столичных премьер. Шапочно знали всех известных актёров. Как-то в антракте пошли погулять возле театра и увидели актёра Леонова, который рассекал на велосипеде круги вокруг фонтана. Он ни на кого не обращал внимания, а наслаждался велосипедом. Его я запомнила надолго.

    Постепенно увлечение театром закончилось. Мы с подругами ходили только на премьеры. Я посещала курсы живописи при художественном институте, готовилась после школы поступать на отделение модельера-художника. Это была моя мечта. Себе и подругам шила не стандартные одежды.

    Сосед по дому, художник Е.М. Харитоненко, очень просил меня и Тамару, мою двойняшку, ему попозировать. Мы нашли время и согласились. И через день позировали  дяде Евгению.

    Портреты получились живыми и очень удачными. На Тамаре  кофточка в ландышах, сидит в кресле на фоне ковра. Название портрета «Студентка». Мой портрет тоже удался! Я там, в кофточке с высокой стойкой и в открытом сарафане. Мой портрет назывался «Юность».

    И вот художественный фонд покупает портрет Тамары, а мой - нет. Комиссия объясняет, что художник в своей работе списал лицо с портрета «Неизвестной» Крамского. Харитоненко возмутился и стал объяснять, что это дочь Николая Васильевича. Отец подтвердил истину слов, но многие художники проголосовали против. Так мой портрет не вошёл в коллекцию художественного фонда, а остался в личной собственности художника Харитоненко. У меня есть только вырезка репродукции из журнала «Художник».

    А Тамарин портрет объездил много стран, побывал в Лондоне, Париже, Мадриде, Риме. Он ей принёс удачу. Я очень жалею, что не выкупила у Харитоненко свой портрет. Была очень молодой и не думала, что когда-нибудь об этом пожалею. Моих портретов много, писала меня Нина, мои подруги художницы, но тот портрет – лучший.

    После замужества, в первое время до рождения  детей, я, приезжая из Москвы к своим родным, всегда смотрела на свой портрет. Он висел  на стене в центре гостиной Харитоненко. Их семья жила на первом этаже, окна выходили во двор и шторы были открыты так, что просматривалась стена с картинами. Я, очень юная, сидя в кресле, провожала глазами себя постарше и лукаво улыбалась, желала себе, повзрослевшей, счастья.

                Иллюстрация: "Студентка" (портрет моей сестры Тамары).
                Художник Харитоненко Е.М.


Рецензии
Замечательный Ваш портрет написал художник Харитоненко Е.М.
Жаль, что Вам не удалось выкупить у художника свой портрет!
Зеленая.

http://proza.ru/2011/03/08/780

С уважением -

Федоров Александр Георгиевич   21.01.2024 12:31     Заявить о нарушении
Александр! Этот портрет моей сестры Тамары! А мой портрет худ.совет не выкупил.
Сказали, что с картины "Неизвестная" Крамского, списал Харитоненко. А это
неправда, писал с меня. В 2012 году была выставка в честь 100- летия художника и
мой портрет и Тамары висели рядышком. У меня осталось видео.
С теплом,

Галина Поливанова   21.01.2024 13:08   Заявить о нарушении
Я и имел в виду именно Ваш портрет, Галина.

Федоров Александр Георгиевич   21.01.2024 14:23   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.