Волшебные краски

     Весна в нашей области, можно сказать, начинается с фабрики «Ростовская финифть». Вот и в фабричном музее последний из поступивших экспонатов – гарнитур «Весенний», расписанный Еленой Котовой: колье, кольцо сережки-гвоздики, заколка для волос. На узеньких плашках-пластинках цветы, стилизованные, но такие легкоузнаваемые. Попробуй весной наклониться к зацветшему лугу – увидишь их на невысоких былинках.

     Впрочем, цветы здесь цветут  круглый год и многие десятилетия подряд. Но в мартовские дни, когда солнце свободно заливает просторные, светлые залы живописного и ювелирного цехов, краски кажутся особенно яркими, и как-то отчетливо проступают каждая тычинка, каждый лепесток, каждый колокольчик.

     Нынешняя весна для мастеров ростовской миниатюры – особая, отмеченная высокой наградой. Минувший год был для фабрики знаменателен многим. А прежде всего заметным поворотом к развитию творческого поиска у мастеров основного производства. Директор фабрики В.А. Белов рассказывает:

     - Ростовчане по договору о содружестве с научно-исследовательским институтом художественных промыслов принимали участие в семинаре, который проходил в музеях Москвы и Ленинграда. В столице состоялась ретроспективная выставка финифти. На самой фабрике изменили систему присвоения разрядов работникам – оно производится только по рекомендации художественного совета.

     Особое значение придается контролю за качеством продукции. За высокую марку ростовской финифти отвечают не только сам мастер, контролер, а весь коллектив. В общественную комиссию по качеству входят лучшие живописцы и ювелиры. Трижды в год проводятся смотры-конкурсы. Участвуют ростовчане в конкурсах, проводимых НИИ художественных промыслов. Сейчас мастерские финифти  готовят свои произведения к 40-летию Победы, работают над тематикой в честь 975-летия Ярославля.

     Не менее важным считается в коллективе умение разглядеть новый талант, помочь ему окрепнуть. Входит в практику конкурсный метод приема на работу – после годичного индивидуального обучения и рекомендаций художественного совета.

     Создан класс профориентации. В ходе конкурса были отобраны из числа учащихся городской художественной школы способные, интересующиеся финифтью ребята, они регулярно приходят на фабрику и сделали первые шаги в профессию.

     Занимаются с ребятами лучшие мастера финифти Нина Захарова и Татьяна Минеева. Любимая тема Нины – традиционная цветочная роспись. Но сколько и в этих изделиях выдумки, находок. Вот будущая  брошь «Челночок». Форма когда-то широко использовавшаяся – вытянутый овал, в центре композиции – ромашки. А один из кулонов Нины я увидела у лауреата Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина, ювелира Л.Н. Матаковой. Узенький прямоугольник с закругленными краями и три подхвативших его кольца создавали украшение удивительного изящества.

     Искусство ростовской финифти – уникальное искусство. Утверждается мысль, что не случайно из глубины веков расцветают эти цветы  именно на берегах озера Неро. До сих пор не разгаданы многие стародавние сказки финифти, но все сводится к тому, что в здешних пейзажах, в местных красках, в ростовском характере хранят они свои корни.

     В тот день, например, на наших глазах рождался сюжет «Тишина» под кисточкой мастера высшего, шестого разряда Ларисы Самоновой. Велика ли плашка – а на ней и красочный силуэт Ростова, и сияющая из-за облачка луна, и легкий кораблик на волне озера. Перед Ларисой на крошечной палитре – краски восемнадцати оттенков. Но не только они помогли создать задуманную композицию.

     - Старые тополя подсказали мне тему, - говорит Лариса, легко прикасаясь тоненькой кисточкой к почти готовой миниатюре. – Я домой хожу по тополиным аллеям и убеждаюсь, что нигде больше нет таких деревьев, как наши ростовские, такие они могучие и красивые. В них -  покой, сила, память.

     Предыдущее изделие Ларисы – кулон «Ростов» - уже в ювелирном цехе, у Михаила Фирулина. Двое этих молодых, но очень способных мастеров не первую работу делают вместе и хорошо чувствуют стиль друг друга. Фирулин показал мне «Ростов» - кулон удивил новизной  сочетания финифти и скани. Впервые металлическая оправа не кружевом, а сплошной вогнутой поверхностью. Будто знакомое всем  Неро обняло серебристой волной сказочный остров с островерхими куполами.

     И Лариса, и Михаил – заметные люди на фабрике. Она – председатель общественной комиссии по качеству, он – член художественного совета.

     Эти изделия видели всего несколько человек. А вот кулон, автор которого Лариса – «Роза» - уже серийное производство, если можно так сказать о произведении искусства, пусть даже это и сотая, и тысячная копия. Сегодня его копирует Р.Д. Гудочкова, сама – автор многочисленных, пользующихся именным спросом гарнитуров «Василек», сережек «Жасмин». Римма Дмитриевна – большой патриот финифти и признанный авторитет в коллективе. Она – заместитель секретаря партбюро, член Ростовского горкома и Ярославского обкома КПСС. Многие годы отдала росписи, одних роз, например, нарисовала тысячи.

     При всей необычности фабрика – промышленное предприятие. И план поставок за прошлый год выполнила на 108,5 процента. Причем, ни один заказчик не высказал претензий к срокам или к ассортименту. А план прошлого года был выполнен 16 декабря, сверх плана выпущено  изделий на 585 тысяч рублей. За год  30 – 35 % продукции обновляется, 42 изделия из 52 выпускаются с индексом «И».

     И есть еще одно обстоятельство, не поддающееся оценке процентами, но хорошо заметное для каждого поклонника финифти. Что ни год, красивее, изысканнее становится продукция фабрики, каждое изделие дарит нам маленький праздник.

     г. Ростов

     Северный рабочий, 25 марта 1984 г.


Рецензии