Последняя нота ЛЯ

Эта звёздная пара – супруги Дина и Николай Володины, они же – дуэт «Романс», ушли из жизни в один день, в ДЕНЬ ВЛЮБЛЁННЫХ, 14 февраля 2010 года. Звуки, из которых складывается одно из чудес человеческого гения – музыка, в тот день для меня слились в единственную ноту «ля». Я много раз включал свой диктофон, в котором был записан этот звук, инструмента нашей выдающейся альтистки Дины Володиной. Звук, который в её исполнении я слышал в последний раз.
Про дуэт "Романс" я писал много. Эти очерки, воспоминания, фотографии опубликованы в периодической печати, в моих книгах. Музыка объединила Николая Володина и Дину Фатыхову не только в дуэт, но и в дружную семью. Они много концертировали в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и в других городах России и ближнего зарубежья.
Феномен дуэта «Романс» состоял не только в том, что и Дина, и Николай имели высшее музыкальное образование. Это был дуэт, где звучали виртуозный альт Дины, великолепная гитара, бархатный баритон Николая и два сердца, бьющиеся в унисон!
Мы с супругой Ларисой Давыдовой часто встречались и у них, и у нас дома, на концертах или творческих вечерах. Играли и пели вместе.
К сожалению, последние годы Николай тяжело болел: отнялись рука и нога. Позже вроде стало всё восстанавливаться, но медленно. И самое плохое было то, что Николай не признавал врачей, а со временем просто стал их бояться. И мы, и, естественно, Дина часто и много уговаривали его провериться, чтобы знать точный диагноз, чтобы лечиться профессионально. Но он упрямо отвергал все наши доводы и говорил, что сам лучше врачей знает, что и как надо лечить. Единственное, что он признавал – тонометр, прибор для измерения давления, и препараты от этого недуга. Причём, препараты тоже назначал себе сам, не слушая ничьих советов. Бывало и такое:
– Как выпью стопочку, так сразу все болячки отступают – говорил он в ответ…
А Дине приходилось трудиться на трёх работах, чтобы обеспечить семью: преподавала в музыкальных школах, давала частные уроки, играла в концертах. Помню, как виртуозно она выступила на концерте в своей родной музыкальной школе, где она преподавала, исполнив, в том числе, произведение, написанное специально для неё. Через несколько дней она блеснула своим мастерством и талантом на заседании Клуба живописцев Союза художников России. Вечер был посвящён творчеству выдающегося художника, рано ушедшего из жизни, Алексея Грицая. Вечер организовала председатель Клуба живописцев Лариса Давыдова. Дина играла музыку Свиридова к повести Пушкина «Метель». Играла так вдохновенно, что тогдашний председатель Союза художников России Народный художник СССР Валентин Сидоров пригласил её в Третьяковскую галерею, где на второй день у него открывалась персональная выставка. И там Дина была лучше всех музыкантов! 
Дина своей игрой украсила также мой юбилейный вечер и презентацию и моей книги «Зигзаги судьбы», которая проходила в тоже самое время, в октябре 2008 года. Этот вечер во дворце культуры «Октябрь» был последним, где мы с Диной играли вместе.
Мы опять должны были играть на очередном заседании Клуба живописцев.  За неделю до заседания я позвонил ей и попросил задать тон, ноту «ля», чтобы проверить строй гитары. Я его записал на диктофон.
Дина и Николай мечтали записать новый альбом, полностью посвящённый русскому романсу. Но самым сложным в этом проекте оказался выезд Николая в студию звукозаписи. К сожалению, такая поездка так и не состоялась.
Во время болезни Николай стал собирать написанные ранее стихи, писал новые. Стихи посвящались в основном Дине, его жене и другу, которая так самоотверженно боролась за его здоровье.  Стихов накопилось достаточно много, и я предложил Коле издать сборник. Эту идею поддержали и Дина, и Лариса, и друзья и родственники. С помощью Администрации города и родственников Володиных мы набрали нужную сумму. И скоро сборник был готов. Эта небольшая книга среди многих моих изданий занимает особое место: она пронизана поэзией, музыкой, любовью. Стихи, быть может, не совсем профессиональные, но, главное, – искренние… Коля и Дина радовались как дети и мы вместе с ними. Но сказывались болезнь Николая, его неустойчивое состояние. Он стал придираться к своим стихам, они почему-то стали вызывать в нём сомнения. Но эти сомнения всё равно не омрачали радости творчества. Вот три стихотворения Николая из сборника «ДУШИ ДВИЖЕНИЕ»:

Дине Володиной
*  *  *
Мы жажду утолим из родника,
Ты горсть воды плеснёшь мне на рубашку,
Легонечко ласкает нас рука
Хмельного ветра запахом ромашки.

Я вижу поле, полное цветов,
Вдыхаю аромат благоуханный,
Я вижу взгляд твой, искренний, желанный
И ощущаю поцелуй без слов!..

Я далеко, и всё в воспоминаньях,
То поле, и родник, и поцелуй…
Но если любишь – жди, и в сумрачных желаньях
Сомнениями сердце не волнуй.

Как всегда разлука пронесётся,
Я почувствую нежность милых рук!..
И наше сердце отзовётся
На изнывающий, призывный звук.

*  *  *
Мечта моя, к тебе стремлюсь душою,
Прекрасней всех на свете для меня
Лишь ты! Я быть хочу с тобою
И только ты – судьба моя!!!

О! Если б небо ниспослало
Совместных тридцать, сорок лет
Нам. Этого б мне стало мало,
Мой милый, близкий человек!

*  *  *
Изо всех моих прожитых дней
Я отчётливо помню вчера.
Помню губы любимой моей,
Помню наш разговор да утра.

Но, увы! Николай умер скоропостижно от болезни, с которой фактически не считался. А Дина не смогла пережить это горе, не смогла жить без любимого мужа.
Осталась их музыка, фотографии, осталась книга и осталась одинокая нота «ля».
На светлую память…


Рецензии
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.