Застава Ильича, фильм Марлена Хуциева
Это один из тех советских шедевров, которые надо изучать в вузах. И дело не в его документальности, точно отражающей эпоху шестидесятых, дело – в его идеи. А идея проста как мир - если есть во что верить, если есть друзья и любимая девушка, то чего тебе еще надобно, старче? Живи и радуйся. Дружи, люби, читай, гуляй, смотри кино и работай, конечно. Ты же все-таки нормальный человек!
Это фильм про нормальных парней. У них все в общем-то хорошо, есть внутренние конфликты, но у кого их нет? На то и друзья рядом, чтобы эти конфликты вовремя гасить разговорами, или чем покрепче.
Смотрю картину и думаю, дали бы его снять сегодня? Нет. Спросили бы, а о чем кино? И, правда, о чем? Не детектив, не триллер, не комедия, тут вообще никто никого не убивает, никто не кому не изменяет, никто никого не подставляет, люди живут себе и все. Невольно ловишь себя на мысли, что это и не кино вовсе, а год из жизни обычных человеков, снятый не режиссером, а одним лишь оператором, приставленным к случайным советским людям. Но именно это и есть кино! И вот проходит минут 15 фильма, как зритель начинает дышать этой настоящей жизнью. Ему уже нестерпимо хочется по ту сторону экрана, смотрел бы он комедию про вечеринку на Кубе – не так бы рвался разделить счастье с ее героями, а тут … Ну почему нельзя ходить сквозь экран!
Вот оно родное, молодое, свое.
Есть, конечно, в фильме перипетии, но и они все из обычной жизни. Главный герой ищет любовь, знакомиться с девочкой из состоятельной семьи, но понимает, что «золотая молодежь» , к коей она себя причисляет, не его компания!
По Хуциеву молодые люди делятся на два типа – те, кто любит и ценит картофель, кто благодарен ей за спасение поколений в голодные годы, и те, для кого картофель это лишь закуска. Герои «Застав Ильича» - из первого типа. И сцена с картошкой в картине – одна из самых важных. Она раз и навсегда устанавливает границу между рабочей молодежью и "золотой".
Вообще в этой картине довольно точно определены все границы – прежде всего моральные. Нельзя стучать, предавать, бездельничать, воровать тоже нельзя…. Зато столько всего можно! Советский строй, в отличие от сегодняшнего, давал массу вариантов того, как можно жить - не тужить. Причем жить осмысленно. «Только бы умно жить» - говорил герой другой нашей культовой картины. Именно об этом болела душа советского человека. У современного она тоже болит, но о чем-то другом, о чем никогда не снять хорошего фильма.
Читай киноблог "Светский ЭКРАН" на Facebook
https://www.facebook.com/svetskyekran/
Свидетельство о публикации №217021202372