Туман над Тудозером

                Въ времена же Кыева и Щека и Хо-
                рива Новгородстие людие, рекомии Сло-
                вени и Кривици и Меря, Словени свою
                волость имели, а Кривици свою, а Меря
                свою; каждо своимъ родомъ владяше…

                Синодальный список
                Новгородской Первой летописи.

                Археологи супруги  Марина и Алек-
                сандр Иванищевы провели раскопки древ-
                него поселения в Вытегорском районе
                Вологодской области. По их мнению, самые 
                ранние даты для комплекса с керамикой на 
                Тудозере – около 7 тысяч лет! Это куль-
                турные следы раннего неолита.

    На выходные археологи супруги Арсентьевы вернулись с раскопок. После недели работы в любую погоду, нужно было  не только отдохнуть, но и постирать рабочую одежду, помыться самим.
    Мария Николаевна сразу же принялась готовить обед, а Антон Егорович заложил белье в стиральную машину, включил ее и занялся разбором привезенных с собой образцов. Это были преимущественно черепки из обожженной глины со странными  рисунками – параллельными  полосами, вмятинами от рыбных костей, просто ямками… На изломах были видны светлые вкрапления – видимо, в глину, помимо песка,  добавляли еще измельченные камни,  а воз-можно, и кости…
    ; Антоша, обед готов, - послышался из кухни голос жены.
    ; Иду, - откликнулся он и направился мыть пуки в ванную.
    Уже за обедом супруги разговорились.
    ; Ты знаешь, мне до сих пор не верится, что мы сделали открытие мирового значения, - восторженно проговорила Мария Николаевна. – Это, конечно, не клад Приама, найденный Шлиманом в Трое, но для истории славян это действительно сенсация.  Мы внедрились в жизнь наших  далеких пращуров, живших во времена, когда в Древнем Египте начали возводить пирамиды, а в Англии – Стоунхендж…
    ; Ты не спешишь с выводами? – спросил муж. - Необходимо сделать углеродный анализ находок, а уж потом рассуждать об их возрасте.
    ; Для российской истории эта находка имеет важнейшее значение: мы открываем новую документальную страницу в период до IX века. Таких находок раз-два и обчелся.
    ; Все это так, только не обольщайся, мировой славы мы не удостоимся, - усмехнулся Антон Егорович.
    ; Понятное дело, - согласилась Мария Николаевна. – Западники традиционно до сих пор полагают славян дикарями, не имеющих давней истории, как в случае с  Двуречьем, Древнем Египтом. Обрати внимание, они фактически проигнорировали  открытие Аркаима, возраст которого сопоставим с возрастом египетских пирамид. И тем самым как бы возвышают себя над нами – дескать, мы – наследники давней культуры… И бравируют древними находками – глиняными табличками с клинописью  из Двуречья, пирамидами, нурагами в Сицилии, каменными сооружениями на Мальте, Стоунхенджем в Англии…  А у нас ничего подобного нет.
    ; Понятно, все их памятники выполнены из камня. А на Руси камня практически не было, зато было в достатке леса, из которого можно и дома построить и бересту взять, на которой можно писать, как на том же папирусе. А длительность жизни таких деревянные поделок не бесконечна…
    ; Но надо что-то сделать, чтобы поднять значимость наших находок и доказать древность нашего народа, - стояла на своем жена.
    ; А что тут можно сделать? - пожал плечами муж.
    Помолчав, Мария Николаевна сказала:
    ; А что если написать о тех наших пращурах бестселлер, - в задумчивости проговорила она.
    ; Ну, я в таких делах полный профан.
    ; А я попробую…
    Посмотрев на нее, не шутит ли жена, Антон Егорович только и сказал:
    ; Ну-ну… Дерзай…

    Поздней осенью раскопки пришлось отложить до лета. Все зимнее время супруги посвятили анализу находок, порой споря по тому или иному поводу, но, в конце концов, приходя к единому мнению. Радиоуглеродный анализ черепков подтвердил их  древность – их возраст оказался не менее шести тысяч лет. И это добавило энтузиазма исследователям.
    Каждую свободную минуту Мария Николаевна отдавала написанию историческогоь повествования о тех далеких временах, составив для себя довольно простенький сюжет. По ее мнению, излишняя сложность произведения может только помешать восприятию смысла написанного. Как она считала, прежде всего нужно было убедить общественность в древности их предков. А этому может помочь публикация художественного произведения.
    В апреле, когда еще не сошел весь снег, а почва не прогрелась настолько, чтобы можно было продолжить раскопки, Мария Николаевна закончила свое творение и решилась прочитать его мужу.
    В один из вечеров они устроились в креслах, Мария Николаевна взяла рукопись и попросила мужа:
    ; Ты только не смейся, это мой первый писательский опыт.
    ; Я понимаю, - ответил он. – Надеюсь, первый блин не вышел комом…
    Жена, надев очки, приступила к чтению:
    «Род Анта перебирался на север в поисках более пригодных для жизни земель. Там, где они обитали ранее, многолетняя засуха сделала почву непригодной для земледелия, а животные, когда-то во множестве обитавшие в здешних лесах, ушли.  Да и леса стали высыхать, уступая место неприхотливому кустарнику. Наступил голод, племя стало редеть – многие умирали от бескормицы и болезней…
    Вытянувшись в цепочку, люди шли молча, практически не разговаривая друг с другом. Лошади тянули за собой волокуши, на которых был размещен едва ли не весь скарб путников. За спинами двух молодых женщин виднелись увязанные в платы груднички.
    Впереди, в некотором отдалении, вышагивал, опираясь на клюку, старый волхв Горденя.
    Дорога становилась все труднее – за редколесьем уже виднелись зачатки коренного леса, но и здесь на пути вставала молодая поросль, приходилось идти, лавируя между сосенками, вязами, осинами, березами. Все чаще на бездорожье  попадались ели ростом чуть выше человека, цепляющие за одежду, словно удерживая уставших от долгого перехода людей и лошадей.
    Но вот  волхв остановился на небольшой полянке и проговорил подошедшему роду своему:
    ; Шабаш на сегодня. Роздых… Родничок вон здесь хоть невелик, но он одарит нас водицей…
    Мужчины тотчас начали распрягать лошадей, отпуская их  на вольный выпас, женщины сгрудились возле разведенного костра и занялись приготовлением обеда.  Нашлось дело и подросткам – их дело следить за скотиной, собирать хворост для костра…
    Когда солнце начало склоняться к вершинам деревьев, уставшие люди расслабились, готовясь ко сну.
    Возле костра вокруг волхва собралось все племя.
    ; Что за люди живут в этих краях? – спросил пожилой Самко.
    ; Такие же арии, что и мы, - ответил Горденя. – И говорят на том же языке. Мы же все дальние родичи друг друга…
    ; Как это? – удивился сидящий рядом с ним Гюрата.
    ; Когда племя слишком разрасталось, людей трудно было прокормить, - пояснил волхв. – Вот и уходили некоторые семьи, создавали свое племя.
    ; Помнится, давно было – от нас Тарх увел свою семью, - поддержал его пожилой Истома. – Где они теперь, что с ними стало?
    ; А что с ними станет? – ответил Горденя. – Как и мы, бродят где-нибудь в поисках лучших земель.
    ; А почему мы постоянно ходим, а не сидим на месте? – робко вмешался в разговор молодой Ивор. – Где-то есть оседлые племена?
    ; Есть, - кивнул головой волхв. – Я слышал, что в наших краях есть такой город Словенск Великий. Там люди живут кучно, не бродят по лесам.
    ; Они тоже землю пашут и охотятся, как мы? – не отставал Ивор.
    ; Некоторые из них и пашут, и сеют, и охотятся. Но часть занимается меновой торговлей с другими племенами, - пояснил Горденя. – Вон у нас откуда железные топоры, ножи да мотыги? Обменяли мы их на меха. На оконечности Рифейских гор живут племена, которые занимаются поделками из металла. Тем они и живут. У них там целые селения занимается этим. И земли эти называются Аркаим…
    ; И что, они не сеют и не пашут? – поинтересовался Гюрата.
    ; Там голые степи, рек, озер почти нет, - ответил Горденя. – А без воды только дикая трава всходит…
    ; Это уж точно, - подтвердил его слова Самко, точивший топор на камне. – Вот и мы ушли со старого стойбища из-за того, что дождей не было.
    ; Добро, - закончил разговор волхв. – Отдохнуть надо, завтра, думаю, последний переход сделаем.
    ; Что, и дальше не пойдем? – удивился Ивор.
    ; Коренной лес начинается, стало быть и привольные места найдутся, - ответил тот. – Что зазря людей и скотину мучить? Да и время Чернобога наступает – лучше не гневить его…

    На следующий день после полудня караван остановился на лесной поляне.
    ; Здесь и встанем, - предложил Горденя.
    Глава племени Истома огляделся, а потом решил пройтись по окрестностям вместе с другими мужчинами. Возвратившись с обхода, они рассказали:
    ; Место подходящее. Вон в той стороне песчаная возвышенность, от ветра загораживает. За ней озеро, видимо, рыбное. Кругом лес, также хорошо закрывает  от ветра, да и зверья там должно быть немеряно – кругом следы. Недалече поляна поболе этой. Расширим ее, свалив часть дерев на избу, а сучья разбросаем по поляне и подпалим – удобрим земельку золой. Так что решаем остановиться здесь – дале нет смысла идти…
    ; Одно только плохо – каменьев в земле много, - добавил Гюрата. - Да ничего, соберем их и пустим на очаги. А в овражке нашли выход глины.
    На том и порешили. Тотчас женщины принялись распаковывать поклажу, мужчины распрягли коней и пустили их на выпас, распорядившись приглядывать за скотиной подросткам.
    Часть собранных с поляны камней волхв попросил отнести в редколесье – их использовали в качестве постамента для идола – бревна, привезенного с собой, на одном из торцов которого было вырублено изображение одного из главных богов Велеса. Неподалеку от формируемого капища Горденя начал сооружать себе шалаш, укрывая его сверху еловыми лапами.
    Через месяц на поляне стояло возведенное из бревен просторное строение для всего племени, разделенное внутри перегородками. Женщины наравне с мужчинами забивали стыка между бревнами сухим мхом. Внутри помещения из камней был сооружен очаг, а над ним в крыше – отверстие для выхода дыма.
    В тоже самое время на большой поляне догорали разбросанные по всей ее площади  обрубленные сучья, которых было особенно много над свежими пеньками. Оставленные здесь Истома, юный Ретша и его подружка Умила следили, чтобы огонь не перекинулся на коренной лес, окружавший поляну.
    После полудня, убедившись, что основная часть поляны выгорела и дымились лишь пеньки в ее середине, сторожа направились на стоянку – настало время обеда.
    Увидев подходившую дочь, Оланка, ее мать, сказала:
    ; Позови Гюрату, его тоже покормить надо.
    Ни слова не говоря, девушка повернулась и направилась к капищу. Следом за ней увязался и Ретша.
    ; Взрослеют, - усмехнулся ее муж. – Не заметишь, как новую семью образуют.
    ; Да, а давно ли они голоштанные бегали, - проговорил Гюрата. – Теперя уже без штанов не побежишь…
    Подойдя к капищу, молодые люди удивились: волхв кругами вокруг капища выкладывал камни.
    ; Для чего это? – спросил Ретша.
    ; Каждый камень – это один из наших богов. Этот вот, - старик указал на самый большой камень, - Сварог – старший бог Рода божьего и Роду всему – вечно бьющий родник, что летом протек от кроны, зимою не замерзал, живил той водою пьющих.  Этот – Перуну, Громовержцу, богу битв и борьбы. Ему обычно молятся так: «Ты, кто вёл нас стезёю правой к битве  и тризне великой! Те, что пали в бою, вечно живут в его войске». Этот вот – Свентовит, сиречь Свет. Про него говорится: «Видели мы  через Него Белый Свет, от него видно, что явь существует!» За ними другие божества – Велес, Хорс и Стрибог. Потом уже Вышень, Леля. Летеница…
   ; Вас долго ждать, - подошел к ним  Тарх,  брат Умилы. – Меня за вами послали…
    ; Идем, идем, - ответил Горденя. – Без пищи земной и свет не мил…
    ; А почему на столбе ты вырезал Велеса, а не главного бога Сварога?  – поинтересовался Ретша.
    ; Велес учил праотцов наших землю пахать и злаки сеять, и жать солому на полях страдных, и ставить сноп в жилище, и всегда чтить Его как Отца божьего. А для нас урожай на новом месте – главное. Вот и поставлен он лицом к полю, чтобы блюл урожай наш, - пояснил волхв.
    Уже за едой Гюрата проворчал:
    ; Надо бы на охоту сходить, добыть свежатинки – вяленое мясо уже надоело.
    ; Вот давайте завтрева втроем и отправляйтесь. А остальным – забивать щели в срубе мхом, - распорядился старейшина рода Истома. - А когда покончим с этим,  станем поле пахать – к этому времени там пни должны дотлеть. Да и дрова надо готовить на зиму… Работы невпроворот…
    ; Вот ты с Гюратой и отправляйтесь на охоту, - обратился к нему Истома.
    ; А можно и я пойду? – попросил Ратша.
    Подумав, старейшина согласился:
    ; Хорошо, только друг от друга далеко не отходите – лес незнакомый, заплутаете еще, - согласился Истома.
    Обрадованный подросток вместе с Самко и Гюратой начали проверять свои луки, стрелы, ножи, рогатины, кресало и труты.
    ; Зверь здесь непуганый, - наставлял Самко Ратшу. – Но все равно следует  ходить тихо, чтобы не спугнуть. И зазря стрелы не расходуй – где еще найдешь наконечники для них?
    ; А кресало пошто берем? – спросил удивленный Ратша.
    ; Огнем можно отпугнуть любого зверя, если он ранен и пошел на тебя, - ответил Самко. - Это иной раз лучше всякого оружия помогает…
    Рано утром охотники отправились в лес, оставляя за собой тропу на росистой траве. А следом за ним стали собираться  в лес и Оланка с Васеной, матерью Умилы.
    ; Я с вами, - заявила девушка.
    ; Пошли, - согласилась ее мать. – Возьми нож грибы срезать да коренья выкапывать.
    По той же тропе, проложенной охотниками, женщины устремились в лес.
    К полудню род снова собрался возле очага. Тут же на горячих еще камнях были разложены для сушки грибы – это была заготовка на зиму.
    Мужчины разделывали и снимали шкуру с двух подстрелянных зайцев, а Ратша – с убитой им лисы.
    ; Ну, и пошто ты ее подстрелил? – обратился Гюрата к парню.
    ; Добыча же, - удивился тот.
    ; Она уже линяла, подшерстка у ней нет. А мясо отдай собакам – людям ее есть богопротивно – хитрость лисья перейдет к ним, - пояснил Самко.
    Во время еды заговорил старейшина, обращаясь к охотникам:
    ; Как лес-то? Много ли зверья в нем?
    ; Следов много, - ответил Гюрата. – И лосиных, и оленьих… И вепри водятся, а зайцев – тьма…
    ; Видели следы и волчьи, и медвежьи, и рысьи, - добавил Самко. – Живности хватает, видно, что не пуганая…
    ; Вот и ладно, - заключил Гюрата. – Здесь мы основные камни с поля убрали. Пеньки хорошо прогорели, самое время обрабатывать  землю под посевы… Так что  с  утра все – в поле. Тут, в северной стороне, каждый день дорог. И помогай нам Велес…
    ; Надо бы задобрить его, - степенно проговорил Горденя.
    ; Ты – волхв, ближе к нему. Вот ты и задобри, - кивнул головой старейшина. – А у нас каждая пара рук на счету…
    Волхв молча подобрал ошметок мяса лисицы и побрел на капище.
    На удобренной золой сгоревшей древесины земле всходы взошли дружно и радовали людей, обещая хороший урожай. Но поле пришлось охранять от непрошенных гостей – на свежую зелень выходили пощипать ее то лоси,  то кабаны, то медведи… Днем-то  еще удавалось сохранять посевы от потравы, а вот ночью приходились постоянно обходить поле с факелами – только огонь отпугивал  не пуганную здесь скотину.      Люди пытались огородить поле изгородью, да разве сдержит хлипкая изгородь мощных зверей, чувствующих себя здесь хозяевами?
    Тем временем Гюрата с сыном на берегу Тудозера  были заняты изготовлением  лодки-долбленки для рыбной ловли. Сын, не отрываясь от работы, сказал:
    ; Боюсь,  что лодка будет неустойчивой, станет вертеться в воде, как обычное бревно.
    ; Так и будет, - ответил отец. – Если использовать только одно бревно. А вот если вдоль долбленки закрепить еще пару стволов с двух сторон, то получится плотик, который не станет кувыркаться.
    ; Тогда другое дело, - согласился Ратша. – Сейчас вон женщины плетут сеть, так что будем с рыбой.
    ; Да, рыбы должно быть здесь много – ее же кроме медведей да выдр не выбирали из озера…
    ; А какая рыба здесь водится? – не отставал сын.
    ; Вот поймаем и узнаем, - ответил Гюрата.
    По возвращении в становище отец  с сыном взобрались на дюну, отделяющую озеро от становища, обратили внимание на какое-то необычное возбуждение рода.
    ; Что-то, видно, случилось, - проговорил Ратша.
    ; Сейчас узнаем, - ответил отец. – Давай-ка поспешаем…
    Спустившись вниз, они поинтересовались:
    ; Что произошло, из-за чего вы так возбудились?
    -  Девчонки с парнишками ходили в лес по грибы  и там такое увидели, - ответил Самко.
    ; Да что же? – поторопил его Гюрата.
    ; Вон тебе лучше Якун расскажет – он лучше всех разглядел это чудо, - Самко подтолкнул вперед внука Истомы.
    ; Ну, сказывай, - обратился к парню Гюрата.
    ; Мы собирали малину, - заикаясь, начал рассказывать тот. – Я поднял голову и вдруг увидел, что на другом краю малинника стоит огромный зверь. Почти как человек, только я ему по пояс, а он весь лохматый, страшный, воняет, глазищами на меня уставился…
    ; Дальше-то что? – поинтересовался его дружок Ретша.
    ; Что-что! Перепугался я до смерти, заорал и ломанул к стойбищу. А тут и другие увидели этого дьявола и побежали за мной.
    ; Он больше чем на голову выше тебя, - дополнила Умила, обращаясь к Гюрате.
    ; Он за вами-то бежал? – спросил Истома.
    ; Откуда же знать, мы так порснули, что не до того было – смотреть, гонится он за нами или нет.
    ; Это лесной хозяин вас напужал, - проговорил подошедший Горденя. – Оне, сказывают, главные в этих лесах, их даже медведи остерегаются.
    ; А на людей нападают? – спросила Оланка, мать Умилы.
    ; Чего не слышал, того не слышал, - ответил волхв. - Правда, поговаривают, что до одиноких баб они шибко охочи. Попользуют, да и отпускают… А мужиков не трогают, уходят. И вообще стараются с человеком не встречаться… Это вам не чудь белоглазая…
    ; А это еще кто такие? – удивился Тарх.
    ; Маленькие люди, живут под землей и очень злые, - ответил волхв. – Но они живут в холодных краях. Здесь они, кажется, не водятся – не слышал…
    ; А вдруг лесной хозяин сюда придет, - испуганно проговорила Меша, жена Истомы.
    ; Ну, разве что ради тебя, такой молодой и сочной, - засмеялся Самко.
    ; Полно вам выдумывать, - остановил их Горденя. – Лесной хозяин не любит  людской суеты, уйдет он отсюда, как только увидит, что мы здесь надолго обосновались.
    ; Твоими бы устами да мед пить, - возразила Оланка, мать Умилы. – А у нас вон девки молодые подрастают. Как им теперь в лес-то ходить?
    ; Пусть кто-нибудь  из охотников  ходит с ними, - вмешался в разговор Истома.  – Зверья разного много, мало ли что… Заодно и подстрелит кого…
    ; И то верно, - согласился с ним Гюрата. – Пойдем на охоту, а позади нас пусть бабы грибы, коренья да ягоды собирают. Так оно спокойнее будет.

    Благодаря тому, что засеянное поле охранялось, потравы было немного и новоселы собрали очень хороший урожай. Вдоволь накосили и сена для скотины, так что зима не должна быть голодной.
    В осеннее время, когда основные работы были закончены, мужчины все чаще выходили на озеро ловить рыбу. Уж этого добра там хватало. Пойманную рыбу полосовали вдоль хребта и вывешивали на жерди вокруг костра вялиться.
    С наступлением холодов род большую часть времени проводил в жилище: некоторые из женщин теребили лен, кто-то из них трудился на зернотерке, перемалывая зерно ржи в муку, кто-то готовил пищу на костре…
    Мужчины большей частью трудились вне жилища: нужно было поставить загородку  вокруг стогов сена и соломы, чтобы лоси и олени не смогли подобраться к ним,  заготовляли дрова – поддерживать очаг зимой приходилось круглые сутки, сооружали крытую пристройку для скота, на крышу накладывали еловые лапы для утепления…
Горденя перебрался из шалаша возле капища в общее жилище и, уединившись с молодежью, при свете горящих лучин на берестяных лоскутах учил их письменности чертами, резами и рунами, рассказывал сказы, доставшиеся ему от своих родителей.
    Тем временем Самко с помощью Гюраты сооружал некое подобие трубы на крыше.  Для этого они раскололи лесину вдоль, выбрали из нее сердцевину и оставшиеся половинки увязали и укрепили на крыше между покрывавшими ее тесовыми плахами точно над очагом. Эта труба создавала тягу в помещении и уменьшала его задымление.
    В углу, также освещаемом лучинами, пристроился Ивор, возившийся с сырой глиной и вылепляя из нее плошки разной формы.
    ; А что дальше с ними собираешься делать, - спросил его сидящий рядом Тарх. – Они же, когда высохнут, станут непрочными  и поломаются…
    ; Горденя сказал, что после того, как они высохнут, их надо закалить огнем.
    ; Бросить в костер? – не отставал тот.
    ; Нет, я думаю сделать так: внутрь наложу красных углей и поставлю и обложу углями, - пояснил Ивор.
    ; А можно я вот на этой плошке сделаю рисунок? – спросил Тарх.
    ; Как?
    ; Я просто в глину вмажу еловую веточку. В огне она выгорит, а рисунок останется.
    ; А что, попробуй. Только сильно не дави, чтобы плошку не испортить.
    ; Я глину изнутри попридержу, чтобы стенка не вдавливалась…
    ; А я нацарапаю черты, резы и руны, кои нам показывал волхв, - добавил Ивор.
    Сидевший неподалеку Селк, муж Васены, подготавливающий лыко для лаптей, незлобливо пробормотал:
    ; Вот уж вправду говорят: чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало…
    ; Будет тебе, - одернула его жена. – Ребятишки хотят украсить посуду, что тут плохого?
    ; Да я что? – между делом начал оправдываться тот. – Вдруг что-то путное и впрямь у них получится…
    Сидевший возле очага Горденя зябко ежился и укрывался медвежьей полостью.
    ; Ты, старый, случаем не заболел ли? – спросила его Оланка, подбрасывая свежие ветки в костер.
    ; Знобит что-то, - пробормотал тот. – Когда общался с Велесом, накатил туман с Тудозера. Вот меня, видно, и прохватило.
    ; Так я сейчас травки заварю, попьешь горяченького зелья и ложись, - ответила та.

    Едва выпал  первый снег,  мужчины направились на охоту. Следы зверей четко читались в тонком и рыхлом снегу, обозначая звериные тропы. Именно здесь охотники и устанавливали капканы и ловчие петли.
    Уже на следующий день они вытащили из петлей двух зайцев. А возле одного из капканом снег был взрыхлен, утоптан до земли и окрашен красными пятнами крови. А в самом капкане осталась отгрызенная лапа рыси.
    ; Ушла, - проговорил  Истома.
    ; Не жилица она, - согласился с ним Сампо. – На трех лапах какая из нее охотница?
    ; Пойдем по следам? - предложил Ретша. – Далеко ли она уйдет, такая-то? Где-нибудь заляжет…
    ; Пошли, - согласился Истома.
    Охотники осторожно пробирались по чащобе, не теряя след рыси из вида.   Неожиданно идущий впереди Сампо остановился и поднял руку. И тут охотники явственно услышали вдалеке звериные рыки и визги.
    ; Все, дальше идти нет смысла, - проговорил Сампо. – Волчья стая наткнулась на беднягу. Конец ей…
    ; Возвращаемся, - распорядился Гюрата. – Не хватало нам еще на волков наткнуться. Оне сейчас разгоряченные, да и одной рыси на всех им было явно мало…
    Умила надергала сена из стога и уже собиралась внести его в жилище скотине,  как заметила выходящих из леса мужчин. Она остановилась и взглядом стала выискивать среди них Ретшу. Тот тоже увидел девушку и поспешил к ней. Подойдя вплотную, он протянул ей лапу рыси.
    ; Это тебе! – произнес он.
    ; Что это? – удивилась она.
    ; Рысь лапу себе отгрызла и ушла из капкана, - сказал он.
    ; А вы ее поймали?
    ; Нет, - Ретша рассказал, как они тропили ее, но не смогли взять из-за волков.
    ; Вы видели их? – спросила она.
    ; Нет, только слышали издалека, как они давили калеку.
    ; Страшно было?
    ; Да нет, - храбрился он. – Только не имело смысла с ними связываться. Мы же волчатину не едим. Мы вон трех зайцев из петель вытащили. Их мяса пока хватит, а из их шкурок ты сделаешь себе рукавички.
    ; Я тебе сделаю, - улыбнулась она. – А то твои совсем старые и не греют. Вон, пальцы совсем холодные. Иди к очагу, погрейся.
    ; Давай я помогу тебе, - сказал он, забирая у нее сено.
    Васена, мать Ретши, кивнув на молодых людей, обратилась к Оланке:
    ; Смотри-ка, так и не отходят друг от друга.
    ; Да я уж давно заметила, - ответила та. – Что делать, время-то у них молодое, кровь бурлит…
    В это время возле них тяжело закашлялся Горденя. Оланка тут же плеснула в плошку горячего настоя трав и подала ему:
    ; На-ко, отпей, родимый, тебе полегче станет. Ничего, до весны дотянешь, а там солнышко, ягоды пойдут. Они поставят тебя на ноги…
    ; Отходили, видать, мои ноженьки. Чую, Велес зовет к себе, - через силу
прохрипел волхв.
    ; Пошто торопиться-то? – вставила свое слово Васена. – Обходился он без тебя столь времени, еще подождет…
    Не дотянул Горденя до весеннего тепла. В низинах еще лежали нерастаявшие ошметки снежных сугробов, а Тудозеро только начало освобождаться ото льда, волхв отправился в царствие, откуда уже не возвращаются.
    Похоронили его возле капища, как он и завещал, с соблюдением всех обрядов племени. Так род остался без волхва, предсказателя и наставника… Все положенные обряды на капище принял на себя седовласый Гюрата.
    Сидя вечером возле очага, мужчины вели грустную беседу.
    ; Стареет род, - начал рассуждать Гюрата. – Вон уже и мне пора начинать готовиться уходить к Велесу. – У Самко и Истомы волосы тоже почали краситься сединой. А молодых-то мужиков всего трое – Ивор, Ретша да Якун. Малышей всего двое…
    ;Ну, у Якуна-то Веска ходит в тяжестях, уже скоро родит, - продолжил его рассуждения Истома. – Ретша с Умилой  начали вместе жить – тоже приплод стоит ждать.  А вот Якуну и Тарху  надо  где-то девок искать… Негоже пропадать их семени…
    ; Помнится, Горденя говорил, что в двух дневных переходах от нас ос-тановилось какое-то племя, тоже пришедшее вслед за нами, - напомнил Самко. – Послать бы кого туда, нет ли у них лишних девок?..
    ; Вот отсеемся и пошлем к ним Тарха, Якуна, - предложил Гюрата. - Ты уж, Истома, сбегай с ними, да возьми с собой жену Мешу – женщины – они быстрей такие дела обделывают.
    ; Может и мать Якуна взять? – спросил Истома.
    ; Возьми и Денку, да только пусть с вами и муж ее Крома пойдет. – Мало ли что…

    Оказалось, что соседний род расположился по другую сторону Тудозера. Гостей встретили приветливо, устроив им богатое угощение. А когда те поведали о цели своего прихода, обрадовались. Оказалось, что у них  те же  проблемы – молодых было явно недоставало. Тем более, как и в роде Гюраты, но-ворожденные нередко погибали из-за болезней, не успев даже встать на ноги.
   В этом роду было три девицы, пригодные для замужества – четырнадцатилетняя Анка, Зена тринадцати годов и ее ровесница Ганка. Но, судя по всему, у Ганки налаживаются дружеские отношения с молодым вдовцом Берой, юную жену которого задрал медведь.
    Анку и Зену предъявили на показ гостям. После недолгих разговоров их вместе  с Тархом и Якуном отправили погулять – пусть сами разбираются, кто кому понравится.
    К вечеру молодые заявились – Тарх держал за руку Анку, а Якун – Зену.
    ; Ну, вот и разрешилось дело, - глядя на них, проговорил старейшина рода Земан, дед Зены. – Только вот какое дело: обеих девиц мы вам не отдадим. Одна из них  вместе с суженым останутся у нас – нам тоже нужна свежая кровь.
    После некоторого раздумья Истома спросил, обращаясь к молодым:
    ; Сами-то что думаете?
    Те молчали, смущенно опустив глаза.
    Подумав, Земан рассудил, обращаясь к Истоме:
    ; Вот что: пусть молодые с родителями сходят к вам, посмотрят что к чему. Возможно там и определятся, кто останется у вас, а кто перейдет к нам. Согласны?
    ; Дело серьезное, поэтому надо действовать обдуманно. Давайте так и сделаем, - согласился Истома.
    ; А с вами пусть пойдут родители девушек – следует познакомиться с будущими родственниками, - заключил Земан. – Вот завтра и отправляйтесь.
    Род Гюраты встретил гостей столь же торжественно. По этому случаю было зарезано пара баранов и приготовлено достаточно большое количество медовухи.
    Предложение Земана о родстве было встречено с восторгом. Достаточно быстро определились и пары: было заметно, что Тарху полюбилась Анка, а Якуну – Зена. Не мешкая, все направились на капище освещать брак молодых. Гюрата, помня, как обращался к Велесу Горденя, встал перед идолом на колени, вздел к нему руки и начал говорить на распев:
    ; Великий Велес, прими под свою защиту Тарха и Анку, Якуна и Зену. Не дай им сбиться с истинного пути, помоги им в счастье иметь многих детей и продолжить наш род. Огради их и их детей от хворей и напастей, от злого сглаза и недобрых друзей, отведи их от ошибок и дурных поступков, от проклятий и от наговоров… На тебя уповаем и тебе приносим жертву…
    Перед идолом уже горел жертвенный костер. Гюрата отрезал головы двум поданным ему курицам и вылил их кровь на огонь. Потом он приказал молодым набрать в рот  медовухи и спрыснуть ей жертвенный костер. Пламя на мгновение притухло, а потом взвилось с новой силой.
    ; Велес принял жертву, - объявил Гюрата. – Он одобрил выбор молодых и взял их под свое крыло. Живите с миром, рожайте детей, старых родителей блюдите, с соседями не ссорьтесь, обычаи рода храните, как самих себя…
    Вечером весь род вместе с гостями сидел возле очага. Здесь обсуждался важный вопрос: кому из молодой пары оставаться в роду Гюраты, кому – в роду Земана.   Обоим родителям Тарха и Якуна было жаль расставаться с сыновьями, но интересы родов были превыше всего.
    После долгих споров было решено, что уходить следует Якуну. На возражение  Денки, его матери, Гюрата резонно заметил:
    ; Ты еще достаточно молода, можешь родить еще одного ребенка. Да и сын твой уходит недалеко, можете видеться довольно часто. Теперь с соседним родом у нас особые отношения, будем встречаться чаще, помогать друг другу. И сейчас ты отправляйся с молодыми, поможешь им на первое время устроиться там. Так и сыну будет легче освоиться в новой для него семье.
    С этим Денка смирилась и уже не возражала, а только  теснее прижалась к сыну и невестке, словно не отделяя их от себя.
    Зена ласково успокаивала ее:
    ; Дедушка очень хороший, Якун ему понравится. Да и боги у нас общие…
    Погостив еще день и нагруженные подарками, гости с Якуном, Зеной и Денкой направились в соседнее стойбище. Их провожал весь род Гюраты.
    ; Не забывай меня, - Ретша обнял друга.
    ; И ты тоже, - ответил растроганный Якун.

    Прошло три лета. Ранней весной Ретша запряг лошадь и пахал поле новым деревянным рало, которое он выточил зимой из дубовой плахи. Умила с двухлетним сынишкой пришла к нему и принесла обед.
    ; Так я уже заканчивая, - улыбнулся муж. – Новое рало хорошо берет, да и лошадь за зиму сил набрала, тянет…
    ; А ничего, - ответила Умила. – Здесь поедим, да и маленького Ратика покормим заодно.
    ; А он еще не заработал, - засмеялся Ретша, взял сына на руки и поднял его над головой.
    ; Подрастет, еще и тяте станет помогать, - в тон ему сказала Умила.
    ; О, тогда мы такого наворочаем - только держись, - продолжал веселиться муж.
    ; Последнее мясо доедаем, - сообщила Умила. – Солонина закончилась.
    ; А я вот вечерком на озеро сбегаю, рыбки наловлю, - решил Ретша.
    ; Один?
    ; Один – долбленка только одного и поднимет.
    ; Боязно мне что-то за тебя, - проговорила Умила.
    ; Чего бояться-то? – усмехнулся Ретша. – Я сам плаваю не хуже рыбы.
    ; Помнится, Горденя покойный говорил, что в этом озере какой-то черт живет. Большой и страшный.
    ; Так это или сом, или щука старые. Попадутся – я их острогой…
    ; Все равно, что-то беспокойно мне.
    ; Полно тебе, глупенькая. Не первый раз  приходится рыбалить. Ничего не случится, - Ретша обнял жену и погладил ее по голове.
    К вечеру над озером начал подниматься туман. Когда Ретша собрался идти на озеро, Умила решительно заявила:
    ; Я пойду с тобой!
    ; Зачем? – изумился тот.
    ; На бережку подожду тебя. Костерок разожжем, чтобы ты в тумане мог видеть, где берег.
    ; Ладно, пошли, - согласился Ретша, видя настроение жены. – Только Ратика оставь бабкам, а то он еще простудится в сыром воздухе.
    Над озером начал подниматься редкий туман. Обеспокоенная Умила  попросила:
    ; Может быть, сегодня не стоить рыбалить?
    ; Чего ты испугалась? – усмехнулся Ретша.
    ; Мало ли что, - ответила она.
    ; Не беспокойся, все будет нормально, - уверенно произнес он. – Ты лучше разожги костер на берегу, чтобы я мог видеть берег, да заодно и согреешься.
    ; Ладно, - ответила она и побрела собирать хворост.
    А Ретша сел в свою долбленку и оттолкнул ее от берега.
    Туман становился все гуще, и вот он уже начал выползать на берег. От него веяло прохладой и сыростью, поэтому  Умила села ближе к огню и время от времени выкрикивала имя мужа, а тот отвечал ей.
    В голове девушки всплыл рассказ покойного Гордени о том, что в подобных озерах могут водиться огромные сомы, которые иногда нападают на купающихся и на рыбаков, утаскивая их в воду и пожирая в своих убежищах.
    От этих воспоминаний ей стало страшно: а вдруг в Тудозере живет такое страшилище. Она вздрогнула и на всякий случай прокричала:
    ; Ретша! Ре-етша-а!..
    И почти тут же услышала какой-то громкий всплеск.
    ; Ре-етша-а! – закричала она со всей силы, но над озером стояла какая-то зловещая тишина.
    Она  заметалась по берегу, без конца выкрикивая имя мужа. Ответом ей было полное безмолвие.
    На всякий случай она бросила в костер весь собранный хворост, подняв пламя на огромную высоту. Поняв, что с Решшей случилась беда, она бросилась в стойбище звать на подмогу людей.
    Родичи, собравшиеся на берегу стояли в недоумении: в плотном тумане невозможно было разглядеть что-либо. Единственное, что они могли здесь сделать – звать пропавшего парня. Но на этот зов ответа не следовало.
    ; Может быть он заплутал и выбрался на противоположную сторону озера? - предположил кто-то. Но все понимали, что эта надежда слишком слаба…
    На всякий случай они разбрелись вдоль берега, но никаких следов Ретши не обнаружили. Постояв еще немного, все вернулись в стойбище. Умилу пришлось вести под руки – она без конца плакала, причитала и все рвалась вернуться назад к озеру…
    А через два дня к ним пришла скорбная делегация от соседей. На носилках они несли обезображенное тело Ретши – одна нога его была объедена до кости, объедена была и часть лица.
    ; В осоке возле берега всплыл, - пояснил старейшина рода Земан. – Эк его обглодали…
    ; Не иначе, как это сделал черт, о котором говорил Горденя, - предположил Гюрата. – Беда…
    ; Беда, - согласился с ним Земан. – Это озеро несет одни несчастья. У вас-то поля от  тумана защищают дюны, а у нас такой защиты нет. Взойдут посадки, так туман погубит едва ли не все посевы…
    ; У нас другая беда, - вступил в разговор Крома, муж Денки. – Волков
развелось незнамо сколько. Собак всех пожрали, до овец  стали добираться, как бы их не охраняли. А охотиться на них бесполезно – еще неизвестно, кто на кого станет охотиться.
    ;Да и у нас они разбойничают, - согласился с ним Земан. – А тут еще медведица  с  медвежатами прижилась – старая Шара собирала лечебные травы да и наткнулась на них…
    ; Наши все чаще поговаривают уйти с этого места, - сказал Самко. – Снова на старые места податься - там, небойсь, кончились засушливые  времена..
    ; Уходить надо от этого проклятущего озера, - заявила Зена. – Добром это не кончится.
    ; Роды наши истощаются людьми, - начал рассуждать Гюрата. – Может быть, нам следует объединиться и уходить вместе. Тем более, что мы уже породнились…
    ; Вместо-то легче бы стало, - кивнул головой Земан.
    После недолгих обсуждений было решено, что после того, как соберут урожай с полей, оба рода вместе двинутся на юг и обоснуются на краю лесостепи, где относительно недавно располагался род Гюраты.

    От прежних строений, что были когда-то покинуты родом, остались одни развалины. Поэтому поселенцам пришлось заняться строительством. Поскольку народу прибавилось, стало ясно, что в одном большом доме все не уберутся. Поэтому было решено построить несколько деревянных строений так, чтобы жилья хватило на всех.   Что и было сделано.
    Так на Руси появилась первая деревня…"

    Закончив чтение рассказа, Мария Николаевна испытующе посмотрела на мужа.
    ; Ну, как? – спросила она. – Не очень глупо получилось?
    ; Учитывая, что у тебя доселе не было опыта написания художественных произведений, я думаю, что для первого раза неплохо, - сказал Антон Егорович.  -  А потом, крайне сложно писать о временах, о которых практически ничего не известно. Насколько я понял, ты пыталась представить россиян, живших три-четыре тысячи лет назад на территории Средней России. А это, как я полагаю, первое художественное произведения о славянах того далекого времени. До этого никто  из литераторов так глубоко не забирался. По представлениям современных историков,  да и их предшественников, тысячи лет назад  в диких российских лесах, помимо медведей, с дубинами наперевес и невразумительными криками бродили искусанные комарами полуголые дикари в звериных шкурах… А ты показываешь, что в те времена здесь жили вполне разумные люди…
    ; Я не слишком нафантазировала?
    ; Думаю, что нет, - ответил муж. – Давай рассуждать так. Официальная история Руси написана немцами и начинается примерно с  IX века нашей эры.
    ; Да, с призвания иноземца Рюрика. А иначе и быть не могло. До создания Академии наук в стране не было своих профессиональных историков. Вот Петр I и наполнил ее немцами: в 1725 году в нее влились:
    - 1725 год – Иоганн Петер Коль, Герард Фридрих Миллер, Теофил Зигфрид Байер;
    - 1732 год – Иоганн Эбергард Фишер;
    - 1733 год – Адольф Бернгард Крамер, Иоганн Георг Лоттер;
    - 1735 год – Пьер-Луи Лерда;
    - 1736 год – Георг Мерлинг;
    - 1737 год – Иоганн Фридрих Брэме;
    - 1738 год – Иоганн Каспар Тауберт;
    - 1740 год – Христиан Готфрид Крузиус;
    - 1742 год – сюда вошел первый русский академик М.Ломоносов;
    - 1761 год – Август Людвиг Шлёцер.
    И только в первой половине XIX века здесь появились еще два русских академика – Януарий Осипович Ярцев (1818 год) и Николай Герасимович Устрялов (1837 год).
    ; Вот многие обвиняют немцев, что они написали весьма приблизительную, даже ложную, истории России, - поддержал жену Антон Егорович. – А я полагаю, что иначе они и не могли написать. Во-первых, многие из них даже не знали русского языка.  Во-вторых, у них не было старинных летописей. В-третьих, в то время не проводилось никаких археологических раскопок, которые могли бы помочь им заглянуть в прошлое. Но им было дано задание свыше, и они его выполнили, как могли…
    А потом ты рассуди - кем сверху поддерживалось это историческая версия? Это же были постепенно онемечивающиеся русские правители. И все началось с того же, не к ночи будь помянут, Петра I. Ты же помнишь: он угробил чисто русского наследника сына Алексея. Но Алексей от принцессы Вольфенбюттельской Софии-Шарлотты произвел полунемца Петра II, который не сыграл никакой роли. От Марты Скавронской Петр «Великий» родил Анну, в которой было также 50% русской крови.  Анна родила Петра III от герцога Гольштейн-Готторгского. В их сыне было уже 25% русской крови. В дочери Петра I Елизавете  также было 50% русской крови. Сын Петра III Павел I женился на Софье Фредерике Августе Анхальт-Цербской, больше известной как Екатерина Великая. В Павле I было уже 12,5% русской крови.  Император Александр I женился на Луизе Марии Августе, дочери маркграфа Баденского. В женихе присутствовало только 6,25% русской крови. Его брат Николай I Павлович был женат на Шарлотте, принцессе Прусской. Их сын Александр II Николаевич женился на Максимилианне-Вильгельмине-Августе-Софии-Марии, принцессе Гессен-Дармштадской. В муже было уже 3,13% русской крови. Их сын Александр III  с 1,56% русской крови женился на Марии-Софии-Фре-дерике-Дагмар, принцессе датской.  А уж сын их Николай II, имевший 0,78% русской крови, женился на Алисе-Виктории-Елене-Луизе-Беатрисе, принцессе Гессен-Дармштадской…  Вот и выходит, что  «птенцам гнезда Петрова» с их немецкими корнями было глубоко наплевать на древнюю историю страны, которой они правили.
    ; Выходит, немцы основали и историческую науку и всей Россией правили, - вздохнула Мария Николаевна.
    ; Да уж, не повезло россиянам, - в то ей ответил муж.
    ; И все-таки, как ты считаешь – не напрасно я все это написала?
    ; Ты очень правильно сделала. Подумай сама: во всех школьных учебниках расписаны цивилизации древних шумеров, египтян, восхваляются города индийские города Хараппа, Мохенджо-Даро. И заметь, о них мы судим по каменным останкам – пирамидам, разрушенным временем строениям, развалинам на Мальте, Сицилии, Стоунхенджем в Англии, каменным же строениям в Латинской Америке. А у нас каменных развалин почти нет – их только сейчас начали открывать. Да и не нужным были нашим предкам каменные сооружения – в средней России камня нет, одни леса. Вспомни: при строительстве Петербурга мрамор и гранит везли черт-те откуда! Вот они и строили свои жилища из подручного материала – леса. А такие сооружения  долго не живут – их поглощает тот же лес.
    Вот и начали выдумывать, откуда появились разные меря, поляне, кривичи и иже с ними. И начались фантазии: одни убеждают, что они пришли на пустые земли из придунайских равнин, другие, что это скифы-землепашцы, пришедшие на более северные территории…
    А последние археологические находки показывают, что праславяне жили на этих землях не только во времена Шумера, Древнего Египта, а значительно раньше. Ты же помнишь, мы начали составлять хронологию находок:
    1)45-15 тысяч лет насчитывает возраст 60 стоянок человека современного типа (заметь, не неандертальцев или кроманьонцев), а именно современного типа, обнаруженных возле села Костенки под Воронежем. Здесь были найдены кремниевые  орудия труда, наконечники копий, останки домов из костей мамонта, скульптура беременной женщины, рисунки на мамонтовых костях;
    2)14 тысяч лет – возраст рисунков на стенах Игнатьевской пещеры  в Че-
лябинской области, на которых показан процесс зарождения жизни, как его представляли наши предки (эти рисунки на 3 тысячи лет старше известных пиктограмм в Австралии и в Тассили);
    3)7 тысяч лет – возраст находок, которые мы изучаем на Тудозере в Вы-
тегорском районе Вологодской области;
    4)7 тысяч лет – возраст керамической культуры (Елшанская культура),
обнаруженой в Самарской и Ульяновской областях;
    5)6 тысяч лет – возраст находок на острове Веры (озеро Тургояк) в Челя-
бинской области. На участке в 6 гектаров находятся остатки около 30 искусст-венных мегалитов, порой достигающих массы в 17 тонн! Считается, что все это  напоминает древнюю обсерваторию. Заметь, что знаменитый английский Стоунхендж также считается обсерваторией, но он на 2 тысячи лет моложе Челябинской! Здесь же  обнаружена  плавильная печь по выплавке меди. И это 6 тысяч лет назад, когда как официально считается, что бронзовый век начался примерно в XXXV веке до н.э.!
    6)6 тысяч лет – возраст останков древнего моста, обнаруженных у села
Зарубежье возле Сергиева Посада на реке Дубне в Московской области;
    7)5-6 тысяч лет – возраст Зюраткульского геоглифа в Челябинской области, напоминающий изображение лося. Это явно культовый объект, его длина составляет 275 метров!
    8)несколько тысяч лет – возраст кремниевых наконечников и остатков
рыболовных сетей из корней деревьев, обнаруженных в Смоленской области;
    9)4 тысячи лет – возраст памятников археологии, найденных в Тульской
области;
    10)4-5 тысяч лет насчитывает памятник археологии (поселение абашевской культуры) на берегах реки Мартынчик Добровского района в Липецкой области;
    11)4000 лет – возраст ритуального сосуда с орнаментом, обнаруженного в Волгоградской области
    А уж о более поздних находках и говорить не приходится – их огромное количество. И обрати внимание на географию древнейших находок – практически все  они с территории Средней Руси. Так что не дикари здесь бегали, а жили вполне цивилизованные для того времени люди, порой превосходящие представителей столь известных цивилизаций.
    ; Ты меня убедил, - улыбнулась Мария Николаевна. – Только как мы это опубликуем? На бумажную версию у нас нет денег…
    ; Да все просто – вбрось это в интернет, там читатели найдутся…
    ; Я, пожалуй, так и сделаю, - согласилась жена, садясь за компьютер…


Рецензии