Несовместимое

Моего прадеда сослали в Восточную Сибирь из Нижнего Новгорода в начале XX века: разбил о голову пристава тяжелую водочную бутылку. Дед родился уже в Сибири. «Прошел» всего три класса приходской школы, но читать любил. Любой клочок с печатным текстом подбирал и читал. Работал батраком – пас чужих коров  - батрачил.
   Как-то на пыльной дороге заметил цветной прямоугольник. Оказалось, что это икона Николая Чудотворца – подобрал  и засунул за пазуху.
   Потом война – тяжелый Ленинградский фронт, блокадный невский город. Никогда об этом не рассказывал. Только когда выпьет водочки, обхватит голову  руками – и начинает вспоминать с надрывом,  срывающимся хриплым голосом.
   Дед уверял, что иконка спасла его от пули – ни одного ранения за всю войну, а он связистом был – опасная воинская профессия.
    После фронта стал коммунистом. Краткий курс партии Сталина лежал рядом со знаменитой иконой – и ничего! Два столь противоположных предмета как-то уживались в его сундучке и в его душе.
   Прошло много лет. Судоржно влюбился я в Ленина. «Материализм и эмпириокритицизм» любимая книга. В командировках фотография Ленина всегда покоилась на дне чемодана.
   Как-то в одной из поездок познакомился с чудным человеком – философом и поэтом – знатоком Платона и Плотина – читал их в подлиннике – на древнегреческом.  Подружились. И он дал мне почитать самиздат – «Царство Духа и царство кесаря» Бердяева. Все в душе и в уме перевернулось. Закрыв последнюю страницу, я стал иным человеком.  И карточка вождя сначала «спряталась» куда-то, а затем и вовсе покинула меня.
   И думается, кто же целостен: я или мой уже покойный дед? Как же  все-таки удивительна наша жизнь.


Рецензии
Зацепило. Что такое целостность? По мне - так это жить в согласии со своей совестью. Со-весть - звучит, как весть свыше.
"Тихо постой и почувствуешь времени вечный полет,
Прежде чем снова опустишься в жизни водоворот."
Вечные истины - они в Библии, а «Материализм и эмпириокритицизм» - преходяще-уходящее, просто на каком-то этапе истории это было зачем-то нужно. Ведь что ни говори, а фашизм Россия (СССР) победила при коммунистах. Искренняя Вера (в Бога, в светлое будущее...)и жизнь согласно ей дает целостность. А если "говорить не то, что думаешь, а делать не то, что говоришь" - сплошная Кин-дза-дза будет!

Ольга Зайкова   21.03.2017 17:14     Заявить о нарушении