О мировых скрепах

О мировых «скрепах»
(Из беседы А.Ч.Бхактиведанты Свами Прабхупады с учениками)

Ученик: Карл Маркс утверждал, что философы только объясняют природу мира, тогда как главное – мир изменить. Его философию часто называют «диалектическим материализмом», поскольку она развилась на основе  гегелевской диалектики – тезис, антитезис и синтез. Применительно к обществу эта философия известна  под названием коммунизма. Смысл ее в том, что рабочие свергнут капиталистов и установят так называемую диктатуру пролетариата, которая, в конце концов, выльется в бесклассовое общество.

Шрила Прабхупада: Но каким образом может существовать бесклассовое общество? Люди естественным образом делятся на классы. Вы по природе своей отличаетесь от меня. Разве можно искусственно сделать нас одинаковыми?

У.: Его мысль (К. Маркса) заключается в том, что человеческая природа, или сознание, формируется средствами производства. Поэтому каждый может, пройдя обучение, стать членом бесклассового общества.
Ш.Прабхупада: Таким образом, нужно обучение?
У.: Да.
Ш.П.: А вокруг чего будет строиться обучение? Каков их девиз?

У.: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Смысл в том, что каждый должен делать какой-то вклад, и тогда каждый получит все необходимое.

Ш.П.: Но вклады у всех разные. Ученый вкладывает одно, философ – другое. Корова дает молоко, собака – охраняет дом. Даже деревья, птицы, звери – все что-то вкладывают. Таким образом, взаимообмен уже заложен природой в отношения между общественными классами. Как же может существовать общество без классов?

У.: Маркс выдвинул идею совместного владения средствами производства. Никто не должен иметь преимущества перед другими. Тогда в обществе не будет эксплуатации. Маркс оперировал понятиями прибыли.

Ш.П.: Сначала нужно узнать, что есть настоящая прибыль. Вот, к примеру, американские хиппи – у них когда-то была прибыль. Они происходили из лучших семейств. Их отцы были богаты и могли их обеспечить всем. Но они отказались от этого, поскольку не чувствовали удовлетворения. Нет, идея бесклассового общества, основанного на участии в прибылях, далека от совершенства. Вдобавок ко всему коммунисты так и не построили бесклассовое общество…

У.: Маркс говорит, что, если каждого человека задействовать по способностям в конкретном производстве и если все будут трудиться ради общей цели, тогда и взгляды у всех станут одинаковые.

Ш.П.: Поэтому надо определить то общее, ради которого стоит трудиться, то есть
центр…

У.: По мнению Маркса, таким центром должно быть государство.

Ш.П.: Но идеальных государств не бывает! Если Советский Союз – идеальное государство, почему они сместили Хрущева? Он был избран на должность главы государства. Почему его отстранили от власти?

У.: Он не оправдал народного доверия.

Ш.П.: А где гарантия, что доверие оправдает его преемник? Гарантии нет. Тот, кто находился в центре, то есть Хрущев, оказался несовершенен, поэтому люди не захотели работать…

У.: К.Маркс говорит, что капитализм – нездоровая форма экономического производства, поскольку в основе ее лежит эксплуатация одного класса другим.

Ш.П.: В коммунистических странах люди тоже не свободны от этого. Хрущева отстранили от должности за то, что он злоупотребил своим положением.

У.: Он отступил от учения.

Ш.П.: Но как можно построить идеальное государство, если каждый его руководитель может отступить от учения? Тот, кто стоит во главе общества, должен быть совершенным человеком. Тогда и указания его будут правильными…

У.: По всей видимости, идеальный руководитель – тот, кто неуклонно следует учению Маркса.

Ш.П.: Но учение Маркса тоже несовершенно! Его проект о построении бесклассового общества неосуществим. Как общество может быть бесклассовым? Почему дворник должен быть доволен, видя другого на посту начальника?

У.: Возможно, они воспринимают рабочих и начальников  так же, как и мы, - в абсолютном смысле. Раз каждый служит государству, то дворник также хорош, как и начальник.

Ш.П.: Но пока государство не сделает так, что люди будут полностью удовлетворены, между высшими и низшими классами всегда будут сохраняться различия. В России полностью отсутствует понятие о совершенном правителе.

У.: Их цель – производство материальных благ ради повышения людского благосостояния.

Ш.П.: Это бессмысленно! Экономическое производство в Америке не имеет равных во всем мире, а люди все равно недовольны. Человеку для счастья мало быть сытым. У него есть умственные, интеллектуальные, духовные потребности… Люди не знают, что источником подлинного счастья является познание души…

Если государство несовершенно, никто не будет добровольно вкладываться в это «общее дело». Людей можно заставить, но они не будут по своей воле трудиться ради общей цели, пока центр, государство, не будет совершенным…
Поскольку коммунистическое государство никогда не станет идеальным, им не удастся построить бесклассовое общество.

У.: Изучив историю, Маркс обратил внимание, что в Древней Греции, Древнем Риме и средневековой Европе для производства всегда требовались рабы.

Ш.П.: В Советском Союзе тоже есть рабы – рабочий класс. Иосиф Сталин удержался у власти, просто уничтожив всех своих врагов. По его вине погибло столько народу, что в историю он вошел как один из величайших злодеев. Он, вне всякого сомнения, был далек от совершенства, но занял пост диктатора, и простым людям пришлось подчиниться ему.

У.: Маркс называет капиталистов паразитами, живущими за счет рабочих.

Ш.П.: Коммунисты тоже живут за счет рабочих: директора получают большие зарплаты, а простые рабочие недовольны. На самом деле их безбожное общество приносит чем дальше, тем больше проблем. До тех пор, пока все не признают, что единственный наслаждающийся – Бог, а мы – всего лишь Его слуги, всегда будут конфликты. По большому счету, между коммунистами и капиталистами нет разницы, поскольку ни те ни другие не признают Бога высшим наслаждающимся и владельцем всего. На самом деле ни у коммунистов, ни у капиталистов нет никакой собственности. Все принадлежит Богу.

(Веда.Тайны Востока.2015г.)
 


Рецензии