Письмо 442. 13 02 16. Мои поиски Пабло Пикассо...

Мои поиски Пабло Пикассо...

Вчера на страничке Андриса Лиепы в ФБ нашла видео о Пабло Пикассо...
Тут же поделилась с друзьями по ФБ...

 сама "заворожилась" наблюдением за работой признанного Гения... . Сходила " в ВИКИ... ретроспективный взгляд на прошлое... вспомнился период увлеченности работами Пикассо, его биографией, смутное желания заглянуть поглубже в его творчество... попытки осознать, осмыслить, понять, ЧТО люди и поклонники находят в его работах...

Медитативные часы в Антибах в замке Гримальди, где он когда-то провел некоторое время...и вот... делюсь... своими размышлениями, найденными секретами, которые помогли мне уйти в неизведанные пространства мыслей, чувств, творчества...
но ведь надо же было с чего-то начинать?
Собственно, для путешествий во времени и пространстве и существует Творчество... для познания самого себя! only! ( как я сейчас понимаю)...13 02 16

Легендами становятся ещё при жизни...
и не важно...что после...
Мне, как на странно, ближе Пикассо Антибского периода...
так вот КАК ЭТО происходило... видео сохранилось...замечательно...
женщины... они его любили...и рожали ему детей....
а ОН?
Франсуаза Жило ( писательница) родила от него двоих...внебрачных...дочь Палома стала весьма выдающимся модельером...
Ольга Хохлова - русско-украинская танцовщица стала первой официальной женой... родила старшего сына...
но дело не в этом... как всё условно...все правила...манеры...как можно? как нельзя?
Главное не в этом...
и вообще....12 02 16

Всё же я нашла текст почти 12-летней давности... в начале 21-го века (сик!!!!) меня очень интриговало творчество Пикассо... кажется в Дрездене я купила книгу на английском в Цвингере " Пикассо и его женщины..."...довольно тяжелую, надо сказать по весу, конечно...глянец с фото...я путешествовала по Европе и этот груз прямо скажем, был для меня существенен...но всё же привезла её в Москву, прочитала ( частично, конечно), пересмотрела все фото... Потом Антибы, замок Гримальди с работами Пикассо...и медитации в попытке понять и принять его творчество...конечно, я себя в определенном смысле уговаривала... но потом поняла через осознание и какой-то эзотерический опыт...я привезла в Антибы всю свою семью, я наблюдала за реакцией близких при созерцании работ Пикассо... перед глазами всплывает пикантная картинка "обращения" моего сына с пикассовскими скульптурными шедеврами... раззкажу при встрече в рамках очередного творческого вечера... а пока... пока - моя статья опубликованная в 2003-2004 гг с некоторыми вариационными нюансами в разоичных журналах...наиболее полная версия - перед Вами...

она для журнала " Самые красивые женщины". который издавала моя приятельница Марина Верхолетова... Решение о публикации материала о Пикассо было принято в мастерской скульптора и художника Григория Потоцкого нв Творском бульваре, среди бюстов Андрейченко, Депардье и пр. знаменитостей, которых Григорий увековечил в своих работах...

ИТАК...

ПАБЛО ПИКАССО В моем осмыслении много лет назад...

Я не призываю дочитать текст до конца, поскольку в междустрочии, как всегда, я упрятала ТАЙНЫ... для ТЕХ, кто ищет истину... маленькие и большие Тайны, которые помогают понять самого себя и место в этом мире... а иначе зачем? зачем всё ЭТО многословие? ДА?
13 02 16

Елена Вагнер Федосеева (2000 - 2004 гг.)

МУДРОСТЬ ОСОЗНАНИЯ:

Все гениальное – просто… А может король и в самом деле «голый»?

Его полотна украшают самые престижные музеи мира и уникаль-ные частные коллекции мировой элиты. Они создают плодотворный фон и вдохновенную среду для творчества сов¬ременных создателей изысканных форм. В 50-е гг. туристы приезжали в Европу, чтобы увидеть Папу и Его.

Никто не оставался прежним. ЭТО случалось с каждым, кто прикасался к нему и его работам даже взглядом.

Сколько можно "ломать копья"? Нравится - не нравится, пони¬маю - не понимаю. А может "король" и в самом деле "голый"? Да, его картины позднего периода буйством фантазии, видением внешнего мира и палитрой красок, действительно, порой напоминают рисунки ребенка, только научившегося вычленять из окружающего ми¬ра геометрию наиболее важных для жизни форм. Не отвлекаясь "по мелочам", они передают самую суть вещей, явлений природы и чело¬веческой жизни. Нужно только научиться распознавать ее за кажущейся сложностью человеческих отношений, отягощенных раз¬нообразием придуманных для удобства «фетишей», чтобы подчеркнуть богатство или замаскировать отсутствие содержания.

ЕГО объявляли героем Сопротивления. Но не потому, что он поступал хорошо, а потому, что все вокруг поступали плохо. ОН никогда не писал войну, но она отразилась в его картинах. Люди голодали. И ОН писал лук, колбасу, хлеб, даже скрежет кастрюли и свист чайника. Но каким же воображением надо обладать, чтобы разглядеть это? На ЕГО родине в Испании глаза называют «половым органом» и уверены, что можно «изнасиловать глазами»… Ну, довольно! Именно Пабло Пикассо (а речь не может идти не о нем) «устраивал встречу швейной машинки с зонтиком». Он мог превратить радиатор в аккордеон и объяснить дуракам эту метаморфозу как нечто доступное. Пикассо был Игроком. Он играл с жизнью и с людьми. Но его игра – это искренность. Он играл в жизнь удивительно искренне.

Давно замечено: все гениальное - просто. Но можно ли научиться воспринимать простоту в ее сложности? Вернее не воспринимать, а осознавать. Посредством гениальных по простоте картин Пикассо антибского периода осуществляется своеобразная связь времен, непрерывный диалог Мастера с потомками. В Музее французского города Антиб выставлены полотна знаменитого художника, написанные им за несколько месяцев жизни в этом удивительном по красоте уголке земли.



Замок, в котором находится Музей Пикассо представляет собой удивительную смесь остатков древних сооружений и относительно современных построек. Он расположен на берегу Средиземного моря, на том самом месте, где раньше был древнегреческий акрополь Антиполиса, затем Романская церковь и средневековая епархия. Неудивительно, что часть его комнат с низкими дверями под круговыми сводами напоми¬нают кельи. С 1608 года замок принадлежал семье Гримальди, имя которой и носит до сих пор. В 1928 году город Антиб приобрел замок под Музей Ис-кусства, Истории и Археологии. Здание просто уникально, как и картины, выставленные в нем.

В 1946 году Пикассо, живший в Гольф-Жуане с Франсу¬азой Жилот, принял предложение куратора Музея г-на Дор-де-ля-Со¬шер устроить в замке студию. За несколько месяцев, проведенных в замке Гримальди, худож¬ник создал много работ, выполненных в необычной манере с исполь-зованием нетрадиционной техники и материалов ( промышленные крас¬ки, фиброцемент, фанера). Созданные в этот период картины отража¬ют трудные послевоенные годы, но и свидетельствуют о неординарных способностях художника экспериментировать с новыми материалами. Воплощенные в цвете, образы выражают ра¬дость жизни после освобождения страны.

«Когда я работаю, я оставляю разум за дверью, как мусульманин оставляет обувь при входе в мечеть»,- говорил Пикассо. Несомненно, эти слова своеобразный ключ к осознанию тайны его творчества. Посредством образов, воскрешенных из глубин воображения, Пикассо в работах в исключительно мягкой манере пе¬редал нежные чувства влюбленных, верность и преданность избран¬ных друзей, неугасимый огонь любви. Он говорил: «Живопись сильнее меня. Она мне все диктует. Моя рука, держащая кисть, подчиняется не моему разуму, а чему-то другому, над чем я не властен». Его картины оставляют ощущение незаконченности. Но Небожитель считал, что закончить картину, значит «нанести ей удар, уничтожить ее, убить ее душу».

В порыве откровений Пикассо признался Франсуазе Жилот: «Когда я кончу писать, я умру». Но видимая незаконченность создает ощущение вечности. Изображенные на полотнах фав¬ны, кентавры и другие мифические создания способствуют живучести легенды о Саде Эдеме, Священном Рае, сердцем которого является женщина-цветок, олицетворяющая грацию и изящество, гар¬монию и радость жизни. Пикассо любил повторять: «Цветы на моих полотнах – результат моего дурного вкуса, зато я понимаю в женщинах и детях…».

Действительно, в женщинах он «знал толк». Они и любили, и ненавидели его. Многих женщин он погубил. И каждой говорил, страстно, искренне в момент любви: «А теперь – только ты. Ты для меня – все. Если я грущу, то только потому, что не могу быть с тобой столько, сколько хотелось бы… Мои слезы ничего не значат, если прольется хоть одна твоя». Но слезы его женщин лились рекой и все же они были счастливы. Никто не оставался прежней, происходила метаморфоза от соприкосновения с Великим Игроком. Его возлюбленная Дора говорила: «Пикассо – это отравляющий газ, но другим воздухом Вы дышать уже не можете. После него – пустыня, только Бог».

И ради этого странного чувства любви и боли женщины готовы были терять свободу. Пикассо мог блестяще задобрить женщину, обращаясь с ней как с домашним животным: «Люблю кошек: всегда беременны, всегда думают о любви». Пикассо умел заставить женщину думать о любви. Он любил животных. Людей он не любил: «…от них одни неприятности». Подчиняя себе женщин, сам он предпочитал оставаться независимым: «Я хожу или не хожу куда хочу, сплю или не сплю с кем хочу».

Когда у Пабло появлялась новая женщина, ее образ отражался в его картинах, менялась его устремленность. В его работах появлялась какая-то неясность как выражение его беспокойства и неугомонности. Даже керамические работы отражают его отношение к женщине: «Они хотят, чтобы я их шокировал. А когда я улыбаюсь, они разочарованы. Чтобы вылепить женщину, надо сжать ей горло». Лишь о Франсуазе Жилот, которая присутствует в его картинах в образе загадочного цветка, после их расставания Пабло Пикассо сказал: «Женщина-Цветок осталась без изменений, зато она изменила меня. Это я петушок с перерезанным горлом. Она – это нож. Она бросает меня». Но это неправда, что Франсуаза Жилот не изменилась. Она, одна из немногих, возродилась с Пикассо буквально из пепла как Птица-Феникс. Он открыл в ней Живопись. Он говорил: «Научить живописи невозможно. Не пытайся повторить Пикассо. Будь сама собой!».

Возможно, эти слова таят секрет бессмертия картин Пикассо, так напоминающих порой детские рисунки: всегда быть самим собой, всегда оставаться ребенком в душе, даже когда идет большая игра, называемая Жизнью и зло пытается разрушить нетленную человеческую душу, используя самые изощренные орудия убийства.

Полвека спустя, эпатажный для непосвященных, гениальный для избранных, кутюрье по призванию и маркиз по происхождению Жан Шарль де Кастельбажак подтвердил эту истину: «Образ ребенка впечатляет и будоражит мое воображение и чувства. Это своеобразный мир. Нет более плодородной почвы для творчества, чем детство. Поэтому моя Женщина, даже будучи взрослой, сохраняет в своем облике детские черты, символизируя чистоту сердца и души. Она способна радоваться и давать радость другим». Радость ведет к счастью, а горе ведет человека в изгнание. Радость, возникающая в сердце от соприкосновения с видимыми образами в виде черных линий, оставленных Пикассо, на белом фоне полотна в замке Гримальди, заставляет людей возвращаться в музей еще и еще.

Созерцание примитивных, на первый взгляд рисунков, намеренно возведенных Пикассо в разряд гениальных картин, наводит на мысль, что эти простые линии, проведенные рукой Мастера, – есть код, своеобразный ключ к Вечности, к радости жизни и творчеству. Любые притворство, «красивость» и «добрость» могут казаться, но не могут БЫТЬ таковыми, если в душе художника, артиста, человека присутствует фальшь. Не даром секрет экранного бессмертия Жана Габена – жить на экране, но не играть жизнь.

«БЫТЬ или КАЗАТЬСЯ?» – вот в чем вопрос, на который каждый должен ответить себе сам.

Неизвестный мыслитель сказал: «…когда приходит любовь править миром, и люди открыто глядят друг другу в глаза – тогда является великолепие Божественного откровения». В начале XXI-го века мы открыто глядим в глаза картин Пикассо, оставленных им для потомков и бережно хранимых в старинном замке города Антиб. А неугомонный Пабло посредством созданных образов продолжает также открыто смотреть в наши глаза и в наши сердца нежно вливается блаженство Божественного откровения. Бог наделяет каждого человека мыслью, словом и делом в зависимости от дня, места и личности и укрывает там образы, чтобы они вели людей к служению ему.

«Великомученица» Дора Мар говорила о Пикассо: «…без него Вы – ничто… Ему нравится превращать всех в рабов и люди добровольно становятся ими». Храбрая Дора «бросала в глаза» Пикассо обидные слова: «Может ты и великий художник, но ты живешь злой жизнью. Человек не должен заклевывать слабого до смерти». В ее мемуарах можно прочесть следующие строки: «Картины Пикассо могут оказаться бессмертны не больше, чем скелет умершей хищной птицы». Только Франсуаза Жилот сумела подняться над личными обидами. Вспоминая момент расставания с Пабло, она писала: «В свои семьдесят четыре он начинал новую жизнь с новой женщиной, но я благодарна ему за все, чему он научил меня…».

А мы продолжаем углубляться в процесс познания символов, скрытых в линиях, формах, цвете, мыслях, ритме творений и дел Пикассо, во все, что даровано было ему Богом и что предписывалось ему свыше день за днем. Мы постепенно постигаем мудрость осознания тайн бытия.

Музей Пикассо а Антибе был официально открыт в 1949 году. Это событие положило начало крупным пожертвованиям и дарам. Позднее первона¬чальная коллекция была значительно пополнена изделиями из керами¬ки, гравюрами, скульптурами.

С каменной террасы Музея Пикассо в солнечную погоду открывается великолепный вид на лазурные воды Средиземного моря, сливающегося с синевой неба. Среди цветов и зелени деревьев на террасе представлена постоянная коллекция замечательных работ выдающегося скульптора Жермена Ришье (Germain Richier). Созданные скульптором шедевры отражают представление автора о судьбе человечества, ко¬торое отождествляется со страдающими или спокойными образами лю¬дей.

Перекликаясь с полотнами Пикассо, работы Жермена Ришье как бы утверждают, что разум человека вмещает райский Эдем, Сад Блаженс¬тва и Мудрости, в котором растет Древо Познания Добра и Зла. Че¬ловек стремится к его познанию. По свидетельству мудрецов, поз¬нание преумножает скорбь. Вызвано ли страдание на застывших лицах скульптур осознанием несовершенства земной жизни? Вкусили ли они плод от Древа Познания Добра и Зла? Кто знает? Воистину Ад и Рай внутри каждого из нас. Одни люди приходят на землю, чтобы радо¬ваться жизни, другие мучиться и страдать... В страданиях очищается душа? Или это проявление Великого Космического Закона Причин и Следствий?

Среди мягкого великолепия Средиземноморья, на фоне белых яхт, лазурных морских волн и синего неба страдающие фигуры выгля¬дят странно... Земля и небо Южной Франции не располагают к дли¬тельной скорби. Скульптурные образы Жермена Ришье, на лицах кото¬рых застыли непоколебимое спокойствие и радость жизни имеют не¬сомненное сходство и черты жителей Средиземноморья. Автор отразил свои наблюдения в камне ... Так существует ли земной рай?

Среди других мастеров, представленых под голубым небом Антиба на живописной террасе Музея Пикассо, Миро (Miro), ко¬торый воссоздал в камне воображаемые образы, инспирированные ми¬фологией и посвященные Средиземноморью. Бернард Пейджес (Bernard Pages) вдохновленный архитектурой и стилевым материалом замка Гримальди, вместившего дух нескольких эпох, изваял фантазийную белокаменную колонну, которая своими причудливыми формами четко вырисовывается на фоне лазурного моря и синего неба. Скульптурные работы Анн и Патрика Пуаре (Anne and Patrick Poirier), как и у Пи¬кассо, обращены к древней мифологии. Достойная компания для утон¬ченных натур…

В 1951 году Дор-де-ля-Сошер положил начало новой коллекции Современного Искусства, которая впоследствии была пополнена за счет подарков от художников, чьи работы выставлялись в Музее, а также за счет исключительных приобретений, сделанных за эти годы городом Антиб. Коллекция включает работы художников, представ¬ляющих основное направление в искусстве 20го века: Gleizes, Ernst, Magnelli, Picabia, Hartung, Atlan, Balthus, Brassai, Mu¬sic, Tapies, Klein, Hains, Arman, Cezar, Spoerri, Raysse, Vial¬lat, Dezeuze, Pages, Buraglio, Pincemin, и пр.

На верхнем этаже Музея, где располагалась студия Пикассо, экспонируются работы Николаса-де-Стаела (Nicolas de Stael), воск-решающие в памяти его пребывание в Антибе (с сентября 1954г. по март 1955г.). Экспонируемые картины и рисунки были написаны Нико¬ласом всего в нескольких десятках метров от места, где они выс¬тавляются сегодня. Действительно, волшебное место для художест¬венно одаренных натур ...эмоциональный земной Эдем... Море, чай¬ки, лодки, все вдохновляет здесь художников в их неутомимости удивляться, выражать свои надежды и сильные чувства в видимой форме.

Незамысловатые по форме работы Николаса производят неодноз-начное впечатление. Они соединяют в себе страстное желание любить и боль человека, страдающего от одиночества. Хотя, что может быть естественнее одиночества? Человек всегда, в определенном смысле, одинок, находясь наедине с самим собой. Кажущееся присутствие ко¬го-либо или чего-либо, в конце концов, если доверять философам, есть лишь иллюзорное отражение действительности в нашем сознании, дан¬ное в ощущениях цвета, формы, звука, вкуса, запаха, вызывающих у нас чувства ненависти, страха, любви... Желать любви и любить - разные категории сознания. Каждый волен выбирать, нужно только понять разницу этих состояний. Ад и Рай. Страдание и Блаженство. Любовь и Ненависть ... Мера понимания, в соответствии с основами духовной мудрости, есть степень любви. Можно выучить уроки жизни дословно, и все-таки остаться мертвой биологической формой, если не согреется сознание любовью...

Можно ли научиться понимать полотна живописцев, внешне на-поминающие детские рисунки ? Будят ли они в нас подсоз¬нание? Не привносят ли эмоциональные оттенки в сухую логику мыс¬лей, выраженную в лабиринтах слов?... Вероятно, Пикассо прав… Научиться понимать живопись нельзя. Ее нужно «открыть». Не пытайтесь понять Пикассо! Смотрите в «глаза» его творений и «при входе в образ», оставьте разум за дверью, «как мусульманин оставляет обувь при входе в мечеть». Вас не будет мучить вопрос «голый ли король»? Будьте самим собой! Все гениальное - просто...

Елена Вагнер Федосеева

2000 - 2004, Москва, Париж, Канны, Ницца, Антибы, Монте Карло.


Рецензии