Интеллигенция

Тема, безусловно, деликатная и непочтительное отношение к ней – это кощунство, если действительно унижают само понятие «интеллигенция».

Сознание людей не может отойти от определений понятия «интеллигенция», изложенных в словарях и энциклопедиях, поскольку изложенный там материал, есть продукт сознания. Сознание выносит суждение по результатам наблюдений за поведением людей и делает выводы, вкладывая в них обобщённое содержание, заключая в конкретные определения.
 
Поэтому, многие считают интеллигентом, носящих галстук, да ещё и шляпу одел. Если это вызвало смех, как я думаю, то это как раз и отражает массовую точку зрения. А смешного то и нет, ведь галстук и шляпа, атрибуты, которые указывают на склонность индивидуума к опрятности, чистоплотности и стремление к красоте, в индивидуальном понимании.

Подражателей интеллигентности много и это естественно, и очень хорошо, потому, что интеллигентность – это внедрение в сознание людей человеческих качеств в социальной среде. Человеческие качества существуют только и только в положительном значении.

Отрицательных человеческих качеств в информационном пространстве не существует. Существует не понимание сознанием сути человеческих качеств, от это и все беды в социальном обществе. Профессиональную ошибку, приведшую к трагедии, сознание выдаёт за человеческий фактор.  Вот это и есть кощунство.

В оправдание своей неполноценности сознание, а в этом не приходится сомневаться, потому, что сознание находится в процессе развития, оно ещё не совершенно, но уже выработало защитную концепцию: - «Не ошибается тот, кто ничего не делает».

Интеллигентность, как форма внедрения программы дальнейшего развития сознания людей. Как всегда, программа, прежде всего, осознаваться и только потом внедрятся в социум на примере отдельных индивидуумов социума. Это одна из форм превращение информации пространства в материализованную оболочку через сознание людей в их поведение.
 
Если интеллектом обладают все без исключения люди (в разной степени, естественно), то интеллигентностью наделены немногие, хотя большая масса людей, обладающих интеллектом относит себя к сословию интеллигенции, ведь это так приятно для самосознания чувствовать своё «превосходство» над остальными. Но чувство превосходства уже говорит об отсутствии интеллигентности.

С информационной точки зрения, содержание информации, которое заключено в понятие «интеллигентность» существует вечно и только при Римской империи впервые, сознание тех людей, выделило эту информацию, как интеллектуальную, в форме доступной для восприятия сознанием. Поэтому, все последующие поколения людей ссылаются на латинское происхождение этого понятия.

Уже тогда, в период существования римской империи, сознание тех людей стало обращать внимание на различные умственные способности людей. Вероятно, что публичные выступления древнеримского философа и политического деятеля Марка Туллия Цицерона (106 до н. э. – 43 до н. э.) и других его соотечественников, и дала возможность сознанию сделать первый вывод относительно интеллектуальных способностей среди людей.
 
Нельзя исключать, что это могло произойти намного раньше, существования Римской империи, но других достоверных источников нет.

Сознание всех последующих поколений понятие «Интеллигенция» наполняли своими обобщениями, при этом, включая только положительные качества и свойства. Людей, относящих к сословию интеллигенции принимали в обществе как образец для подражания. А выражение «интеллигент в третьем поколении», служило доказательством или утверждением статуса интеллигента. Для убедительности принадлежности к интеллигентной среде, сознание ввело целый комплекс атрибутов во внешний облик индивидуума (одежда, гарнитура, парфюмерия), на которые реагируют окружающие.Без выделения – нет интереса и прогресса.

Но как всегда, сознание некоторых влиятельных личностей, исходя из логики, соответствующей времени, выделили сферу деятельности людей, которая по словарю Т. Ефремовой, делятся на лица и социальную группу лиц «профессионально занимающихся умственным - преимущественно сложным и творческим – трудом, развитием и распространением образования и культуры и отличающиеся высотой духовно-нравственных устремлений, обострённым чувством долга и чести».

В то же время, в Германии, по материалам русского писателя П.Д. Боборы;кина (1836 - 1921г.г.), интеллигенцией считали часть общества, которая занимается интеллектуальной деятельностью. Всё по немецки четко. О духовной части личности не упоминается.

Духовная составляющая интеллигенции – это приоритет не только российской мысли, а мышлению славян. Владимир Даль, автор «Толкового словарь живого великорусского языка», наделённый интеллектом высокого уровня, обобщил истинное содержание понятия «интеллигенция» в «значении собирательном – разумная, образованная, умственно развитая часть жителей».

Всем знакомое выражение «интеллигентное лицо», не как индивидуум, а его черты лица. Это определённые черты лица, которые воспринимаются окружающими как красивые или симпатичные и заслуживают внимания и уважения. Даже, такой элемент, как лицо, имеет характеристику, от-носящуюся к интеллигентности. Действительно интеллигентное (без кавычек) обладает элементами красоты, к сожалению, не всем достающиеся, но всем нравящиеся. В этом вопросе интеллигентность не даёт права на разделения людей по красоте лица. Обладатель красивого лица, использующий природный дар в своих целях не может быть интеллигентом.

Сознание людей из поколения в поколение всё больше начинает осознавать весь комплекс содержащейся информации в понятии «интеллигентность».

Интеллигентность — это плод разума и его внешняя характеристика сознанием. Интеллигентность раскрывает возможности проявления разума через сознание в поведении людей. Человек всегда интеллигентен – это аксиома. Вопрос лишь в том, кого считать Человеком. Чтобы получить ответ на этот вопрос, достаточно самому определится с содержанием, которое вкладываешь в понятие «Человек».

Уровень интеллигентности социальной среды, можно определить по со-держанию в информационном пространстве Интернета. Наблюдая за процессами, происходящими в социальных средах (государства) можно сделать выводы, что ни один, конкретно взятый из критериев, заложенный В. Далем в определение «интеллигентность» не даёт основания говорить об интеллигентности социальной среды вообще. Интеллигентная среда формируется комплексов человеческих качеств.

Если есть разумная часть жителей, то они не имеют влияния на социальную атмосферу, присутствует и образованная прослойка населения, и её влияние на социальную среду проявляется в материализованном виде решений научных, технических и технологических проблем.

Умственно развитая часть населения, как составная часть интеллигентности обеспечивает морально – этический и психологический климат социальной среды. Она является структурой, определяющей социальные взаимоотношения и представляет суть государства. Государство не может существовать без умственно развитой среды социума. Отсутствие соответствующей среды социума - ведёт к деградации.

Если кто-то считает государственную власть основой государства — это заблуждение. Власть формируется из той же умственно развитой среды, на которую указывал В. Даль. Какая умственно развитая часть социальной среды, такая и власть. Здесь предельно всё ясно. Вот, что и представляет собой содержание информации, заключённое в понятие «интеллигенция».

Опасное направление для разумного, высоко духовного развития интеллигенции, а там, где её заменяет образованная часть социальной среды, стало использование ею свойства развития социальной среды в личных целях.  Стремление не к народу, а к власти, превращает интеллигенцию в оппозицию к власти, избранной народом. Это явление свойственно всем слоям относящим себя к интеллигенции, не зависимо от государственного строя. Государственный строй только, в разной степени и разными способами, ограждает такое желание «помочь» народу.

Зарождение интеллигенции как новой социальной среды в на территории Российской империи осуществлялось, в отличие от европейской интеллигенции, на человеческих ценностях, прежде всего, а не по профессиональной деятельности. Но этому не суждено было сбыться в полной мере.

Социальная среда представляет открытую систему самоорганизации. Безусловно, что только разумная, умственно развитая и образованная часть жителей, является средой для проявления системы интеллигентности. Образование само по себе явилось катализатором образования социального сословия и только.

Профессиональная деятельность является средой для образования различных профессиональных объединений, которые являются питательной средой зарождения интеллигенции. Объединения слагаются из индивидуумов – специалистов, но не каждый из них соответствует критериям интеллигентности.
 
Быть интеллигентом специально не учат, но основы интеллигентности закладываются в моральном облике семьи. Социальная среда лишь шлифует моральный облик и не всегда в том классе чистоты, который соответствует стандарту человеческих качеств, как бы выразились специалисты профессионалы.
 
Не понимание истинной роли интеллигентности в развитии социальной среды, приводит к её принижению или пренебрежению. К сожалению, советская интеллигенция прошла этот путь. По сути её не могло быть, поскольку основной дух российской интеллигентности был истреблён революцией, которую организовывали люди, считавшие себя интеллигентами.

Об интеллигентности много сказано, казалось бы всё известно, но вопрос не исчезает, потому, что вероятно, сознание людей ещё не овладело тем объёмом информации, который содержится в понятии «интеллигентность».

Уже в современной России понятие «интеллигентность» воспринимается в более широком понимании.  Интеллигентность – это не привилегия не только высокообразованных людей, занимающихся интеллектуальным трудом, а доступна и наблюдается в разных сословиях социальной среды, не зависимо от профессии.
Это проявляется не только в социальной жизни, а прежде всего в отношении исполнения своего долга, предназначения Человека и его отношении в труду, как форме бытия вообще. Интеллектуальная деятельность — это тоже есть труд с затратой энергии, требующий специфических способностей и наклонностей.

Интеллигентность - это, прежде всего, моральный облик индивидуума.  Развитие открытой социальной системы не всегда идёт в желаемом направлении под воздействием того же сознания.
 
В результате общество получает квази-интеллигенцию (подобие), доводящую понятие «интеллигентность» до абсурда, разлагающего отрицательно влияющую на моральную этику социальной среды. Интеллигентность – это не только внешняя, а прежде всего внутренняя чистоплотность сознания, подконтрольная информационным чувствам совести и чести.
Быть интеллигентом очень ответственно, и, к сожалению, не каждый может справится с ответственность возлагаемой информационным содержанием, заключённым в понятии «интеллигент», по причине, как субъективных (характер), так и объективных (воздействие внешнего психологического воздействия) причин.


Рецензии