Психология. Студенческое

Учёба всегда давалась мне легко. Хорошая память, умение сосредоточиться на главном позволяли  освоить материал без особых усилий, без нервотрёпки и зубрёжки. А если ещё не прогуливала лекций, то сдавала зачёты и экзамены  «автоматом».
  Но, чтобы жизнь мёдом не казалась, судьба подкидывает нам сюрпризы. Таким сюрпризом для меня стал предмет  Психология на последнем курсе ВУЗа.  Старшекурсники ранее предупредили нас, что этот предмет ведёт преподаватель с очень сложной судьбой и не менее сложным характером.  Он считал свой предмет главным . И из этого постулата исходило всё его поведение. Чтобы сдать экзамен по психологии надо было обладать достаточным количеством знаний. Прослушав все лекции, я поняла, что это мне не под силу,  этот предмет был для меня хуже китайской грамоты. Не запоминалось ничего – ни термины, ни определения, ни психологические цепочки. Впервые я ощутила себя уязвимой и беспомощной. Но сдаваться без боя я не собиралась! Характер не позволял.

Преподаватель был одиноким человеком лет 55-ти. Однажды, вернувшись из  столицы, где участвовал в каком-то симпозиуме, так, как имел учёную степень, нашёл свою жену убитой в собственной квартире. Не было ни следов взлома, ни следов грабежа. Он сам оказался под подозрением, шло долгое тяжёлое следствие, но убийцу так и не нашли. Это наложило отпечаток на его характер. Всё время он находился в институте, проводил дополнительные консультации, оформлял какие-то анкеты, стенды, кабинеты.  Был нелюдим и своеобразен. Угрюмый, ушедший в себя зануда. Студенты, народ выносливый, и ходили к нему на пересдачу зачётов и экзаменов по несколько раз, в итоге получали заветный «удовл» в зачётке. И только единицы получали оценку с первого раза.  Я обязательно должна её  получить! Чем быстрей, тем лучше.
  Перед экзаменом иду к преподавателю на дополнительную консультацию. После консультации подхожу с дополнительным вопросом, и прошу дать для подготовки к экзамену его личный учебник так, как в библиотеке учебники были только в читальном зале, а я не могла там проводить много времени, дома ждал маленький ребёнок. Учебник мне он даёт на несколько дней, и просит начертить для кабинета   какую-то наглядную схему-плакат на ватмане 24 формата. Такой себе «баш на баш». Соглашаюсь, с надеждой на снисхождение  на экзамене.

Приношу отдать учебник и плакат за час до начала экзамена, чтобы не забыл меня в лицо. Отдаю учебник, благодарю. Открываю тубус в котором принесла плакат, а оттуда высыпается……колода игральных карт. Сыночек, 2-х лет от роду, удружил, нафаршировав тубус красивыми бумажечками.
Немая сцена … Я ничего не могу сказать от неожиданности и стыда ( что я могла рассказать бездетному человеку о проделках наших любимых «вредителей»?). Преподаватель смотрит на карты, поднимает на меня глаза, в глубине которых светится лукавая улыбка. Да! Он был живой, этот зануда.
- Сыграем? - спрашивает. Я молчу. - А вообще карта выпала  на сегодня удачная. - Разворачивает плакат, одобрительно кивает, благодарит. И я ухожу в аудиторию, где будет проходить экзамен.
Начинается экзамен. Я всегда иду сдавать в первых рядах, не могу терпеть этот мандраж долго. Захожу первая, тяну билет, быстро глазами пробегаю вопросы и, едва, ни теряю сознание, не найдя там ни одного знакомого слова. Чтобы рассчитывать на снисхождение преподавателя надо сказать, хоть, что-то!  Преподаватель, пытается внести меня и номер, вытянутого мною, билета в ведомость, но обнаруживается, что он забыл её в деканате.
- Кто мне поможет, принесёт ведомость?
- Я могу….
Он смотрит на меня некоторое время и соглашается.
- Только, билет Вам придётся тянуть другой.
- Хорошо. – Соглашаюсь я с облегчением , уповая на ещё один шанс.
Оставив тубус и сумку в аудитории, отправляюсь в деканат и приношу ведомость. Вытянула другой билет, первым вопросом в котором стояла тема « Компенсация в психологии и её механизмы». И это была та «счастливая карта» из тубуса! Это была единственная тема, которую я поняла и могла рассказывать, приводить примеры и делать выводы , сколько угодно, долго! Что успешно и сделала, без подготовки. Я не помню, какие темы были в двух следующих вопросах билета, потому, что я до них не дошла , была остановлена преподавателем, получила в зачётку «отл», забрала сумку, тубус и вышла из аудитории. Сокурсники, увидев зачётку, мягко выражаясь, были слегка удивлены и стали настойчиво интересоваться, что было в тубусе? Я была, как выжатый лимон, эмоционально опустошённой от всех волнений и перипетий и пошутив –«коньяк», ушла домой.

 На следующий день мне рассказали, что наш староста воспринял мою шутку всерьёз, сбегал в общежитие за тубусом, по дороге купил коньяк и смело пошёл сдавать экзамен. Преподаватель грустно посмотрел на коньяк и сказал
- Карты…Коньяк… Боюсь представить, что вы мне  ещё сегодня предложите...
Коньяк стоял на столе до конца экзамена, потом был доставлен  ним в деканат ( держал в руке как гранату, за горлышко) и предложен коллегам. Потому, что преподаватель Психологии не пил. Совсем не пил. Старосту долго мучил вопросами, но экзамен принял и оценку поставил. По слухам, наша группа была первой, в которой большая часть студентов сдала экзамен с первого раза. Что тому стало причиной?  Карты? Звёздочки на коньячной бутылке? Или человеку, просто, надоело жить в «футляре»? Его душа требовала контакта и общения с другими душами? Кто знает...
Это был последний курс ВУЗа. Мы были благополучно «выпущены» в полном составе и разлетелись по просторам необъятной… Многие, наверное, ни разу не вспомнили преподавателя Психологии и тот необычный экзамен. Только я, иногда,  вспоминаю и грущу.


Рецензии
Наверное, догадался, что карты в тубус положил ребенок. И вздрогнули какие-то давно заглушенные струны его души. С признательностью, Александр

Александр Инграбен   01.03.2017 23:14     Заявить о нарушении
Да, пожалуй. Спасибо за отзыв! Удачи.

Галина Куриленко   01.03.2017 23:21   Заявить о нарушении