Личность в парандже 1-2 глава

                ПРОЛОГ


Толпа  женщин в  чадрах голубого цвета окружили меня.
Я не понимаю,  что они говорят, я даже не вижу их глаз, всё  скрыто под плотной сеткой. Их так много… я теряюсь и испуганно озираюсь по сторонам в поисках моего коллеги.  Закон подлости – когда надо, его нет.   Все эти  женщины  пытаются что-то сказать, некоторые просто кричат и  бесцеремонно хватают за руки. Они озлоблены, подавлены и унижены.  При сегодняшнем правлении -  это не удивительно :  они просто призраки - без прав и надежды на будущее.
Среди  этой толпы,  сразу обращаю внимание  на одну женщину. Она ничего не говорила, не лезла в толпу и ничего не требовала. Она отстранённо наблюдала за происходящим. Я чувствовала на себе её пристальный взгляд,  и мне становилось не по себе.
    Мы остановились в городе Торхам на границе с Пакистаном.  Здесь относительно спокойно,  много беженцев. Все они хотят одного - спокойно жить. Все устали от бесконечных войн и режима талибана. Они едут к новой жизни, которую сами себе придумали.  Франция,   Германия, Турция или Греция – не важно. Самое главное,  быстрее покинуть страну  не выносимой для нормальной  человеческой жизни.  Им предстоит трудный и опасный путь, но людям, замученными  войной и лишениями, терять нечего.
    Тогда я мало что знала о женщинах этой не простой многострадальной страны. Да и о самом Афганистане   знала элементарные вещи. Но одно я знала наверняка-эту страну, ни смотря на давние войны ещё никто не смог победить!  Невероятно, но и по сей день, Афганистан остаётся не побеждённым, хоть и замученным не прекращающимися  гражданскими войнами.
Меня отправили сюда по заданию редакции. Моя задача – беженцы из Афганистана: их проблемы и пути их решения. В идеале,  я должна пройти с ними до конечной цели и на собственной шкуре прочувствовать все трудности их переправы за лучшей жизнью. Побывав здесь неделю и насмотревшись на ужасы войны и её последствия, меня пугала больше перспектива сложной и опасной переправы, состоявшей из трёх этапов : 12600 км и  137 дней в пути – это  путешествие афганского беженца – нелегала из Кабула в Германию. Конечно, я не была в восторге от такого путешествия, в мягко скажем не  совсем комфортных условиях, к тому же, мы рисковали своими жизнями и это пугало больше всего. Но я была молода, хотелось экстрима и новых впечатлений, к тому же, тогда карьера была для меня на первом месте и эта командировка, возможно, обернулась бы  большим повышением.  Естественно, я  даже  не могла представить, какой  ад меня здесь ждёт.  Руководство редакции предложило мою кандидатуру на эту поездку и, я не отказалась. Со мной вместе  вызвался поехать мой давний друг и коллега Патрик. Без мужчины в этой стране, женщине одной делать нечего. Поэтому Пат был для меня практически проходным билетом или  « временным мужем»  для бесконечных вопросов :
 - Кем вам приходится эта женщина?
  Сейчас, когда прошло более пятнадцати лет, я вспоминаю эту командировку одновременно  с болью и  тоской. Этот народ, их традиции, уклад жизни и менталитет –невозможно понять. Здесь нужно родиться, прожить жизнь и умереть. Только тогда всё разложится по полочкам и только тогда,  эта страна откроется с той стороны, с которой видят её афганцы.
 Мне  удалось… пускай частично, но я погрузилась в мир афганской любви, ревности, обиды, высокомерия и жуткой мести, ставшей отправной точкой во всей этой истории.
Я видела жизнь афганской женщины…своими глазами… я прочувствовала это на себе…  Увиденное, до конца жизни будет преследовать меня…   
     Мы прибыли сюда вместе с добровольной  бригадой с гуманитарной помощью, дабы лично посмотреть, оценить  обстановку и взять интервью  у местных жителей и беженцев  для одной  американской газеты, в которой мне приходилось трудиться.

Прошло пятнадцать лет…
Как песок в пустыне – его просторы  бесконечны, а пейзажы не меняются …
После всего случившегося и пережитого,  время для меня стало бесконечным и бессмысленным.   
Если бы всё это оказалось сном, кошмаром, который  приснился, я бы  молила Бога о том, что бы этого не произошло… но реальность оказалась куда более страшнее и реалистичнее,   а боль от произошедшего – невыносима. Боль, больше моральная, но именно она приносит такие страдания. Никакая физическая боль не сравнится с ней.
У меня получилось  начать новую жизнь, но это скорее подобие жизни. Это её жалкое отражение, но именно мне было суждено через это пройти…  Это испытание, которое я выдержала.




                Глава 1



-Эмма, ты идёшь? Или предпочитаешь сжариться на солнце?- окликнул меня Патрик.
Я отвела взгляд от женщины, которая привлекла моё внимание  и улыбнулась коллеге.
-Да Пат, спасибо! Солнце  действительно меня скоро поджарит.
Вытерев пот со лба, я направилась в наш лагерь, где можно было укрыться от палящего солнца и немного прийти в себя от орущей толпы.
Зайдя в палатку,  жадно выпила два стакана холодной воды, отметив про себя,
что вкуснее, пожалуй, ничего нет. Откинувшись на стуле,  прослушала  пока ещё «сырой» материал и с большим удовольствием задремала.
-Помогите мне! – услышала я сквозь сон.
 Для мест, где мы оказались, даже такой английский считается большой редкостью, особенно если на нём говорит женщина.
Передо мной стояла та самая женщина из толпы.  Почему то,  я сразу поняла, что это она,  но от усталости и жуткой жары,   совершенно забыла о ней, как только зашла в палатку.
 Рука машинально потянулась за  диктофоном.
-Могу я поговорить с вами?
- Вы говорите по -  английски?
-Да, объясняться смогу.
-Но чем я могу вам помочь?
Женщина одним движением сняла паранджу,  оставшись в довольно широких шёлковых штанах и прекрасно вышитой блузке.  Её длинные, черные волосы были аккуратно зачёсаны назад, а не броский  макияж подчёркивал восточную красоту девушки. «Эта девушка, явно не из бедной семьи»- отметила я про себя.   Среди сотен неухоженных, в грязных чадрах, орущих женщин, она довольно отличалась, но,  пожалуй, никто не обратил на это внимание.
-Вы журналист, а значит, сможете выслушать и обнародовать то, что я вам расскажу. Я рисковала жизнью, приехав сюда. Вы должны выслушать меня. Это мой единственный шанс, рассказать всему миру о настоящей жизни женщин в Афганистане и их ущемлённый правах. То, что вам показывают по телевидению - это взгляд мужчин,  но никто не спрашивал нас, женщин! Они цитируют  аяты  из Корана,  но только делают это так, как им выгодно,  пользуясь малограмотностью местного населения.
Она  подошла ближе ко мне  и только оказавшись на близком расстоянии от неё, я увидела тоненькие белые шрамы  покрывавшие всё её лицо.  Косметика и умелые руки творят чудеса! Стоя от неё в двух метрах, я бы и не заметила этого дефекта. Эти шрамы, настолько не подходили  её красивому лицу, что казались  чужеродными. Я немного смутилась,  в какой-то момент, даже на секунду представила, что испытала эта женщина, и мне стало не по себе. Но журналистский интерес  взял верх.
-Почему вы думаете, что именно я смогу вам помочь?
-Я видела как вы смотрели на меня в толпе. И это не просто человеческое любопытство. Вам абсолютно плевать  на всех этих женщин и их проблемы. Вы высматривали что-то интересное и не стандартное. Я вас понимаю и не осуждаю…. Это профессиональное желание найти что-то  сенсационное… то, за что вы получите хороший гонорар. А увидев меня,   вы подумали, что здесь, возможно, будет что-то интересное. Я не права?
-Как вас зовут? – я сделала вид, что не услышала её вопроса.
-Меня зовут Лейла, я из провинции Кунар . Можно присесть?
-Конечно… простите, я настолько растеряна, что забыла  предложить вам  присесть. Может воды?
-Если можно.
Наливая воду в стакан, краем глаза  наблюдаю за гостьей. За всё время,  проведённое в этих краях, я не видела женщины красивее. Афганки не отличаются красотой. Но эта девушка была олицетворением восточной красоты, по крайней мере, в моём представлении.  Если бы меня спросили,  как выглядели самые красивые наложницы в гареме султана, я бы описала именно её. Довольно маленький рост не выше пяти футов, изящная фигура и маленькие, почти кукольные стопы, правильные черты лица,  блестящие длинные волосы  и не передаваемые, завораживающие глаза дополняли идеальную картину. Если бы не одно но… шрамы, белые и почти незаметные издалека, вблизи довольно выделялись, что не могло не отталкивать. Из-за этих шрамов, я не могла определить даже примерный возраст женщины. Ей могло быть от 25-40 лет.
-Сколько вам лет?
-Двадцать – увидев, что я немного опешила, ухмыльнулась. – Да, мне всего лишь двадцать  лет. И поверьте, здесь это уже почти старуха, особенно, если она еще не замужем. Это позор для всей семьи девушки. К двадцати годам, женщина должна обзавестись мужем и как минимум тремя детьми. Чем раньше она уйдет из своей семьи, тем лучше для всех её родственников.
-Я знаю немного о ваших обычаях и…
-Вы ничего не знаете, поверьте! – перебила она меня. Вы знаете лишь то, что вам положено знать. Если хотите узнать больше, то я вам расскажу,  но это займёт достаточно много времени.
-Сколько времени у вас есть?
-Три дня ровно, потом я уеду туда, где меня не найдут.  После моего откровения, я не смогу вернуться домой и жить прежней жизнью.
-Вы уверены, что хотите этого?
-Я долго думала…да, я уверена. Возможно, благодаря моей истории, женщинам Афганистана  будет не много легче, а их права благодаря огласке, хотя бы право на образование и работу, будут соблюдены. Может не сразу, но наши дочери, наши девочки, будут жить чуть лучше, их будут считать людьми, с ними будут считаться. Сейчас, возможно, я вам покажусь не совсем адекватной, но я готова умереть за эту правду! Я сделаю то, что должна сделать.



                ***


- Аллах не может мне послать ещё больше испытаний, я не выдержу.
 Наверное, я в чём-то провинилась перед ним? Но ведь я с рождения  не нарушаю законов Аллаха, я следовала всем наставлениям пророка и была, порой, более богобоязненной, чем соседские девочки, с которыми мы посещали сельскую школу, пока нам (девочкам) не запретили этого делать. Даже в тот момент, поняв, что останусь без образования, умея только писать и читать, что уже считалось слишком много для женщины, я приняла это с должным пониманием: раз наш мулла Али так говорит, значит так надо, он знает больше. К тому же, что ещё нужно уметь женщине?  Готовить, убирать, стирать и рожать сыновей. Да-да, именно сыновей. Не это ли главное предназначение женщины? Будет ли Аллах мной доволен, если я нарушу его наставления? Как я предстану перед ним в Судный день? Раз уж  родилась женщиной ,что уже наказание,  то наверное,   я провинилась перед Всевышним, значит должна покорно и с достоинством  нести своё земное наказание и много молиться, чтобы получить довольствие Аллаха и попасть в рай. 
   Так, с самого рождения в сознание девочек закладывались основные принципы и понятия существования на грешной земле. Конечно, в больших городах всё было по-  другому.  Пока нам можно было учиться,  мы много слышали о жизни в городе, таких как Кабул или Герат.  Сын нашего муллы  Сабир, был достаточно современным для нашей деревни, он носил джинсы и кроссовки, любил  рок- музыку и предавался сладким мечтаниям на индийских фильмах, как и большинство его ровесников. Пару раз, он ездил с отцом в Кабул и рассказывал вещи, в которые было невозможно поверить! Женщины там часто ходили без платков, а некоторые даже в юбках, что больше всего запало в сознание десятилетнего  мальчишки. Они могли работать стюардессами, на телевидении и радио, курили на улицах и сидели с мужчинами в ресторанах. Мы верили и не верили одновременно. Нам, чья честь считалась главным и неотъемлемым  условием, всё это казалось не реальным.
Всё изменится с приходом талибов…Мы поймём,  что жили! Пускай с множеством ограничений,  но того требовала наша вера,  да и жизнь в небольшой провинции всё-таки  отличалась от жизни в большом городе. Талибы уравняли жизнь всех женщин Афганистана.  Уничтожали морально и физически. Отняли свободу, а с ней и жизнь. Война, бои – я  и сама знаю только это со дня своего рождения. Но даже при советской оккупации, под ракетными обстрелами, в развалинах  мы оставались свободными в своём городе.
     Я начала читать Коран, когда мне было девять лет. Уже тогда, не понимая и половины того, что там написано,  я была убеждена, что Али искажает священное писание.  Слушать бы меня всё равно никто не стал, но я  продолжала читать и  в моей, тогда ещё детской голове, постепенно  собирались пазлы, которые абсолютно противоречили тому, что я наблюдала.   
Как же много времени мы потеряли! Мы жили во лжи.
Надеюсь,  Али и его соратники горят в аду.
               





                Глава 2


-Ахмед! У твоей жены начались схватки! Быстрее иди к ней, может Аллах услышал твои молитвы и у тебя родится долгожданный сын!
Жители небольшого села уже собрались возле дома Ахмеда. Все с нетерпением ждали хорошей новости. Три раза его жена Аиша рожала девочек. На этот раз, как и три предыдущих, ждали  появление  мальчика.
 Мужчина стремительно бежал к дому. У него испачканное в саже лицо и  грязный фартук, но он не обращает на это внимание. Это результат работы в  маленькой пекарне, которая не приносила золотых гор, но помогала сводить концы с концами и не голодать.  Запыхаясь и не обращая внимания на толпившихся людей, которые благословляли его на рождение мальчика, он зашёл в дом. С мечети ещё не доносился призыв  к вечерней молитве, но его губы задрожали в бесконечном прошении о чуде.
- О Аллах! Прошу тебя, пошли мне сына! Будь милосерден ко мне! 
Из соседней комнаты доносились жуткие крики роженицы. Уже который  раз, прислушиваясь к крикам жены и не переставая вышагивать  из одного угла  в другой, его не покидала мысль о том, что если на сей раз родится дочь, то обязательно  нужно жениться ещё раз, может вторая жена сможет  подарить ему сына!  Он может жениться, но хватит ли у него денег? Ахмед не  был бедным, но он не зарабатывал достаточно, чтобы содержать двух жён.
А как же дочери, которых он должен вырастить и выдать замуж? А если родится четвёртая? Сможет ли он их всех прокормить и при этом ещё жениться?
Мужчина обхватил голову руками. На  мгновение, он увидел себя выходящим из дома, с младенцем на руках:
-Это мальчик!!!! - кричал он, обезумев от счастья. Всё вокруг озарилось каким-то светом, все улыбались и поздравляли его, а он, передав драгоценный свёрток счастливой жене, отправился обратно в лавку допекать хлеб с чувством умиротворения и бесконечной благодарности к  Всевышнему.
-Ахмед! Ахмед! Ты здесь? – услышал он за спиной осипший голос своей жены и тут же вскочил с кресла. Зайдя в спальню, он увидел бледное и измученное лицо своей жены. Она бессмысленно смотрела в одну точку.  Рядом лежал младенец и надрывно кричал, но никто не пытался успокоить ребёнка, для  женщин, находившихся в комнате, его не существовало…это была девочка! Мужчина, не сказав ни слова, вышел из комнаты и направился к себе в лавку.               
Всё! Все молитвы напрасны, все надежды рухнули. Конечно, Аиша ещё достаточно молода, ей 18лет, но сколько ещё нужно сделать попыток: три, пять, десять для того, чтобы жизнь его не прошла даром и родился сын? 

               

               
               

                ***


-Я родилась никому не нужной. Родиться девочкой в нашей стране – это значит обрести себя на повиновение и существование для мужчин. Это значит, не иметь собственное мнение,  возможности учиться и работать, да просто возможности выйти из дома без сопровождения брата, отца или мужа. – Лейла опустила глаза и долго смотрела на стакан с водой.
 - Если я вылью воду на пол,  останется мокрое место,  но оно быстро высохнет и его никто не заметит и не вспомнит. Также поступают с женщинами. При правлении талибов их могут убить за любую провинность. Жизнь женщин здесь ничего не значит. Она как мокрое пятно, которое через время высохнет и забудется.
Маленькая девочка –  большая ответственность, это целая проблема и головная боль  для родителей.  Правильное поведение девочки – это залог благочестивости её родителей, но проблема в том, что никто в нашей деревни не знал, как правильно должна вести себя девочка. Чтобы не делали девочки, они всегда были не правы! Ты женщина, а значит ты не права! Не так посмотрела, не так быстро опустила глаза, не так повязала платок, не то сказала, не тем тоном или не тем шагом прошла, вышла без махрама (сопровождения) или, не дай Аллах, заговорила с мужчиной не из своей семьи.  Везде искался происк  шайтана и находили его в женщинах. С  приходом талибов,  наше и без того не завидное положение ещё больше ухудшилось.  Жизнь превратилась в ад! Точнее - она прекратилась.
  В нашей деревни  живут  малограмотные, религиозные фанатики, которые верили только одному  человеку. Его называли чуть ли не пророком.
Али!  – Она сжала стакан с такой силой, что он  треснул.  По её руке, тоненькой струйкой потекла кровь.  Внезапно, её руки разжались, и стакан с грохотом упал на пол. Лейла посмотрела мне в глаза и прошептала:
-Я ненавижу его! Да пусть простит меня Аллах, но это чувство сидит во мне так глубоко, что я никогда не смогу простить его!



 
                ***



-Аиша, я хочу взять ещё одну жену. Ты так и не родила мне сына, от тебя только одни убытки! Четыре девчёнки! Сколько мне ещё ждать? Год? Два? Десять?
Аиша безучастно наблюдала за мужем, она уже давно поняла, что не способна родить мальчика, она обречена. Дочери, за воспитание которых она теперь отвечала, совершенно её не волновали. Ей казалось, что любить она будет только сына.  Ему бы она отдала всю себя и положила бы жизнь на его воспитание.  Ей  как женщине  казалось, что свою функцию она не выполнила, а значит, должна уступить и согласиться на повторную женитьбу своего мужа. Единственное, что её радовало на тот момент – она будет первой женой, а значит, главной.  Её слово перед второй женой  будет решающим,  пока….пока кто-то  из них не родит  сына, но даже при таких обстоятельствах, только слова мужа, произнесённые три раза о разводе, являлись ключевыми. Но в Афганистане  разводиться не принято, нужна очень серьёзная причина и  рождение девочек поводом быть не может. Но Аиша не допустит даже намёка на это! Пускай  она рожает одних девчонок, но для мужа, она станет самой главной и незаменимой женщиной – опорой и смыслом жизни. Не зря мать назвала её Аиша, в честь  любимой жены пророка Мухаммеда.
- Если ты так решил, то я согласна, Ахмед. Единственная  моя просьба: позволь  помочь тебе в выборе жены.  Эта  женщина будет не только твоей, но и моей частью семьи, поэтому я должна поладить с ней и научить её делать счастливым тебя. Это важно для меня. Если будешь счастлив ты, то и мне будет хорошо.               
 




               


Рецензии