Н. И. Надеждин. О первобытных народах в России

Николай Иванович Надеждин (1804 – 1856)

О ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДАХ В РОССИИ
(«Телескоп», 1835 г., № XXV, С. 594 - 609)


Статья сия прислана при следующем письме к Издателю:

«Милостивый Государь!
Не боясь плоского слова наших говорливых, но не словесных книгопродавцев: «он выписался, он записался», я было решился напечатать одну из моих записок: «О пришествии Словено-Русов в нынешнюю Россию», особою брошюркою; но кто знает, как может расширяться над бесприютною моею брошюркою это убийственное «он выписался, он записался»? А потому я прибегаю в покровительство вашего журнала! Вы, Милостивый Государь, будете уметь спасти меня от всех ширяющих и расширившихся!
Не спорю, что в моей брошюрке много смелого и, может быть, дерзко-фантастического: я иду против введённого порядка в Древней Русской Истории; я мечтаю, как Вильям-Блек и расстраиваю мерные такты нашей Истории, освещённые временем. Мои мысли за Рубиконом возможного. Знаю, что так будут думать, так будут говорить о мне!
Но какое ж до того дело, мне страннику, охотнику странствовать в прошедшем? Я, как Колумб, как Америк-Веспуций, пустился в море неизвестное, и, если не ошибся, то скоро заметил изменение стрелки компаса, мною взятого, скоро увидел бурю и - кто знает, может быть, ещё управлю моим челном и не разобью его о камни насмешливых и скептиков; может быть, достигну пристани мирной - кто это знает?
В прежде напечатанных отрывках из записок о нашей Древнейшей Истории, есть многое, быть может, одно другому противное, одно с другим спорящее; есть также и что-то мечтательное, что-то худо доказанное. Всё это я знаю, и пою мои первые песенки зардевшись!.. Я даже равнодушно жду всех храбрых натисков журнальных, впрочем, по их дельности и благонамеренности, всегда мною уважаемых!.. Но что будет, то и будет.

ВЛАДИСЛАВ ОТВАЖЕНКО , слушатель лекций 18** года [Николай Надеждин]».



О ПЕРВОБЫТНЫХ НАРОДАХ В РОССИИ


В непамятное время, заверяют Азиятские сказания (1), быстрое умножение жителей на островах Индийского Океана и с ними, довольно близких им и только ещё сим островитянам известных, диких жителей Новой Голландии (2), равно умножение же бесчисленных обитателей ещё и доселе мало постигнутого Китая, в восточной половине Индийского Полуострова, обратили завистливое внимание всех сих разнородцев на цветущие поселения и благоденствующей народ западной половины Полуострова.
Туземцы сего края, умножаясь в лесах и пустынях Королевства Сиямпы (С’ьямпа), сначала, населяли там пространную область Дунайскую (3) и, по догадкам некоторых ученых, едва ли не были родоначальниками всех племён Словено-Русских?.. Этот Дунайский народ, так сказать, вдруг вырос из народов неизвестных. Можно полагать, что крепкие дикари Южно-Индийские и Северные туземцы Ново-Голландские, никем ещё не постигнутые, были первыми его отцами. Сторонние люди прозвали этот народ Сиямскрытом (по его самоскрытности?); сам же себя он разделял на две части и называл оседлых своих жителей Сильваналш, Салвенами, Словенами и проч., а своих воинов, большею частью, удалых мореходцев - Русью. Это название дано было сим удальцам в отличие от черноголовых жителей Азиятских. По крайней мере, так, или почти так, говорит (по заверению старых путешественников) сказки туземные (4). Мы не знаем сих сказок (5); но позволяем себе верить их существованию, по их близости к очевидной истине.
Словене составляли собою украшение древней земли своей; они для сбережения себя от зверей и дикарей-соседей, кои были лютее самых зверей, тотчас оградились Горами или Городами (Gora, Gorodas) и вместе с тем, ранее всех народов, засевали в сих Горах или Городах (Оgorodas) какую-то особую образованность, начально предпочтительно касавшуюся дел богослужебных и домовитости. Однородцы сих Словен, Русь или Русые, укрепляя такими же Горами или Городами, родимые берега морей, озёр и рек, скоро соделались страшнейшими и смелейшими удальцами на всех водах окружных (6), и с той поры морское удальство Руси почиталось непобедимым.
Но, не взирая, однако ж, на все могучие осторожности Словено- или -Сильвано-Русов, дикари-соседи, их завистники, беспрестанно, или как только возможно было, имели войну с ними; дрались с Сил’вано-Русью, грабили Сил'вано-Русь, разрушали всё, ею созидаемое, и наконец сии же несметные толпы диких: чернокожих, широкорожих, курносых, плосконосых и проч. и проч., сломили трудолюбивых. И вот одна главная часть оседлых должна была расстаться с Дунаем, страною рожденною Сильваном (7) или Сильфом (богом лесов). С тем же вместе оставлены ими были и все их Горы, Городы, На-Городы и проч. Бедные Сил'вано-Русы должны были бежать из отчизны в горы, в леса, куда глаза глядят! Может быть, у них была уже надежда и в дали неизвестной, где-нибудь, найти для себя покойную оседлость. Они в своих устах несли имя Дуная и все имена родного, и на мамонтах, слонах и вельблюдах, вместе с жёнами и детьми, везли изображения своих домов и капищ, юных и несовершенных архитектурою, но для других многих народов, и в самом своём младенчестве, премудрых и непостижимых (8).
«Так было, или так почти было с нашими древними отцами!» - говорю я - смельчак безаттестатный на всякую учёность! Впрочем, то же согласие изъявляют со мною учёные Германцы, Французы и даже важные глубокомысленностию Англичане. Посмотрим, как давно они указывали нам Индию, как давно они роднили с языком нашим язык Самскритский?.. Но мне уже начинает быть страшно, как первому мореплавателю на водах девственных, ещё ни одним веслом не рассеченных!.. И подлинно: возможно ли, чтоб Индийских Дунайцев вести из Индии прямо на Русь: на земли Московские, Кевские - и Бог знает куда? Найдётся ли другой археолог, который бы Славен или Словен вдруг начал выводить от Бога Лесов Сильвана или Сальвена-Соловена, присоединяя к нему и Пана?.. Что это такое! Кому неизвестно, что все эти боги из глубочайшей древности, давно уже были выкрадены менее древнейшими Греками и Римлянами? Как возможно было без Греков и Римлян, Сильванам или Сальвенам иметь понятие о Панах, Супанах и проч. и проч.?
Но подумаем и заглянем (в наше время) в настоящую Индию. Эта Индия ещё и до сей поры со-храняет мёртвый язык Самскритский, и в этой же Индии есть ещё многие города, сёла, урочища, которые по своим именам весьма близки нам Русским.
Пойдём по землям Самскритскимь. И вот в провшщш Богорской (Bogor - Бугорской, от слова: Бугор – Бугристый) есть и город Бугор (Bougor); вот и другой, там же, город Рам-Горе (Ramgor - Рамо или Венец Гор); третий Нагор (Nagor - Город Нагорный); четвёртый Напор или Начтпор (Napor ou Nachpor); пятый Шарнигор или Черногор (Charnigor ou Chernigor). А вот и всем известная Калькута или Калакута (Сутолока): эта Колокута ещё очень, очень знакома нашим простолюдинам: кто из них, на своём веку, не покалакутил!
Замечательно, что все вышеупомянутые города, получившие свои именования от гор (9), именно и до сего времени находятся ещё в горах, на горах, или подле гор Индийских; что ж касается до Калькуты, то это самое лучшее торговое место, самый лучший Индийский рынок: там народы ещё не преставали быть на сутолоке, не преставали калакутить.
Выше в Тибете есть ещё река Буром-Поот (Воигот-Роoty - Бурям-Путь); а ниже во владении Непаул (Nepoouly - Наполье) существует ещё, в древности, весьма крепкий городок Горка, а выше сей Горки, с самою страною Nepoouly (Напольем) граничит страна Сар-на-Гор (Tsar па Ноrу - Царm-Нагорный), и тут же ещё цветёт городок с чисто Словено-Руским именем, его называют: Белоспор (Bialospoor).
По одну сторону Ганга в Империи Великого Могола, между разными городами и владениями, кроме Калькуты (Колокуты) мы находим ещё провинци Ноограхтскую и даже город Ноограхт (Nooch-grachte); Новгород на Самскритском языке произносится, как Noograd. Далее видим: Рай-Спор (Raiy-Spor), Кабулу (Каboula) или Кабулий (Кабылий) Стан (Kabouly-Stan), Рати-Спор (Ratys-Spore) и проч. За всем сим, по сю же сторону Ганга, мы знаем город: Коний-Мор (Koniy-Mere), далее: Поле-Kam (Polia-Kate), а ещё далее: Коний-Мор (Коniy-Мооr) и проч. Жители Полеката не родоначальники ли поселенцев Польских?
И нынешний Словено-Рос, странствуя по Индии, ещё много найдёт для себя близкого и родного. В стране Гидробад (Chitroboud - Xumpoбуд), остановят его столько же родные места, как и выше. Вот город Жизни-Мир, перековерканный в Giziemile (Жизьемир): сколок с него у нас ещё хранится и доныне; это наш Жит-Мир или Жито-Мир. В самом сердце Индостана река Нерыб-Уда (Neribouda) также довольно замечательна своим названием, как и выше оной к Северу провинция Яз-Мир (Jaz-Mir – Аз-Мир) и город Chutor (Хутор).
В Гузарате, при самой голове или начатке гор Индостана, мы находим еще город Жина-Гор (Gena-Gor - Жена-Гор); а в самых горах Индостанских города: Турров (Tourrow), Нагор (Nagor), Ратигор, переиначенный в Routingor (не Rousingor ли?). Замечательны также провинция Лукнов или Лугнов (Lougnow) и провинция же Уд (Oude) с городом того же имени. Все это весьма близко Славено-Руси.
Неподалеку от Голконды и Tinyага (Тень-Яра), встречаем городок Тресинны-Поля, как выражают туземцы, а иностранцы называют его Triatchinno-Pole
Наконец, посмотрим на остатки от древнейших властелинов Индийского Моря. Берет Малабар на языке туземцев называется еще Malaporousse (Мало-по-Русь), и точно также один из заливов того же моря сохранил, на том же языке, туземном имя Manaross (Мана-Рос). При заливе Бенгальском замечателен город Bialawzor (Беловзор), а на берегу Малабарском город Kolecye или Kalyche (Калиш?).
Между Гидробадом и Гузаратом всякого наблюдателя остановят: залив Кучий (туземцам известный под именем залива Кущей), а против него мыс Россклад (Rossklade); там же другой мыс сохранил название: Мути-Вал (Moutywal) ИЛИ Мутный Вал (Moutnywal).
Теперь идём по горам, в разных их направлениях к Северу, за вытесненным народом здешних прежних туземцев. И вот по их следам, на пути к Кавказу ещё встречаем отметки тех же близких нам туземцев в названиях озёр: Царей (Tzarey), Киефта (Kiefte) или Киефа (Kiefe);, в городах: Град (Grade), Ком (Коте), Coв (Cowa); а против самого Киефского озера, за горами, найдёте даже и Велес-Герд (Weles-Gerd) или Волос-Град (Wolosgrёd). Теперь всё это во владениях Персидских и лежит на путях горных от Индии вверх к Северо-Западу, где вероятно, может быть, наши Индийские странники думали ещё удержать свою оседлость и пожить, по крайней мере, не в дальнем расстоянии от отчизны; но они тут не удерживались, а все были гонимы далее и далее в неизвестность!..
Непроходимые переходы Кавказа успели скрыть Словено-Руссов от напора сильных - и Словено-Руссы явились наконец в нынешних землях Русских - и мы их потомки!..
Но как далеко, иногда, могут завлечь нас мечты о прошедшем?..
Впрочем, кроме архитектуры, известной нашим предкам, хранящейся ещё в образе наших храмов, кроме наших городов, не изгладивших со своих стен названий своей древнейшей отчизны-Индии, остались у нас и другие отличительные заметки (посылки к той же Индии). Это: одежда многих из наших простолюдинов; в Молдавии - название земледельцев Царанями (Saraапу); одно из названий верхней части города Кишинева - Русскою Моголою; названия некоторой женской одежды, как у Русских, так и у Молдаванок по-Индийски, например, сарафан (sara-faniy) рокия нлп рукия (roukia ou rousky) - одежда Молдавск.; именования кушанья, как то: кукуруза (koukouroussiy), мамалыга (mamaligiy), каша (kаcha) и проч. Припишем также древнему обычаю Индийцев и большее разведете у нас так называемых индийских кур (индеек), право содержания которых наши древние предоставляли только именитым людям и жрецам. Напоследок много в себе Индийского заключают ещё имена большой части наших рек и урочищ.
Столько же замечательны ещё почти живые обычаи наших некоторых Сибирских поселенцев. Кто не помнит, как эти Сибиряки, подвешивая гробы на высоких деревьях, в них хоронили своих усопших. Они не говаривали им последнего слова: «Земля вы и в землю идите!», нет, они, предполагая себя творением неба, небесам же жертвовали и мёртвыми. Их слово было: «От Незримого дан, и Незримый да приимет тебя к себе на лоно; по лучам Солнца, к Солнцу дойдёт твоё тело за твоей душою!» (10). У нас в некоторых Великороссийских Областях сохранился ещё остаток, конечно, того же обычая: там, после умерших привешивают к деревьям оставшееся платье, пояса, ленты и проч. Некоторые на могилах оставляют шубу, палку, кушанье и проч. Добрые люди уверены, что всё это перебирается на mom свет само собою и проч.
Разные остатки неизвестных каменных идолов и камней, испещренных знаками, весьма нередко находимые в степях и полях Русских, также имеют форму Индийскую (11).
Русский филолог столько же может обратить своё особенное внимание на слово Стан (stane), родоначальное словам: станица, становище, станище, пристань, расстань и проч. Никто не поспорит, чтоб все эти слова не принадлежали издревле Русским. У древних обитателей Индии те же самые слова имеют одно и то же значение с нашими; да и до сего времени это же значение осталось в самом названии Индо-Стана , Авги-Стана, Бел-Удши-Стана, Лари-Стана, Курды-Стана, Рати-Стана и проч. В первоначальных словах, слитных или соединяющихся со Станом, вероятно, скрывается значение имени Старшин или Вождей Народных. Все сии значения, кажется, не все близки Словено-Руссам; но можно, однако ж, следуя произношению некоторых Горских Народов, приспособить например: Индо-Стан к инде или к инных-Стану; а в Бел-Удши-Стан нет ли чего близкого Стану Белых-Ушей? Есть одно поколение Горцев, которое и доныне известно Русским под именем Белоухих (Belooutchy). Но гораздо замечательнее то, что все сии Станы расположены, начиная от Западной Индии, по протяжению берега Аравийского пролива, к одной стороне, мимо пролива Ормуса, по берегу залива Персидского, и наконец касаясь сухопутных границ Персии с Азиятскою Турциею, все оканчиваются сею последнею, в соседстве с Армениею.
Название Станов, сколько нам известно в точности, наше родное; мы на Руси ещё часто встречаем Стан такой-то или Станица такая-то, далее: то-то Становище и проч.; например: Стан Окологородный (в Рязани), Ермачково Становище (близ д. Перекола под Рязанью), Стан Заречный (нынешнее Замоскворечье), Стан Нагорный (за Волгою, около Саратова), Станы Немецкие (под Москвою), Княжий Стан (в Черниговской Губернии) и проч. Всё это можно встретить и по другим нашим Великороссийским Губерниям.
По означенным Станам, как по полкам, как по ротам, или в другом смысле как по владениям, как по областям и по округам, древние наши делили и означали своих владельцев или начальников народных, принадлежавших роду того или другого соплеменного или союзного с ними народа. Но вообще масса всех сих народов управлялась одним только главным Старшиною или Паном, все же прочие назывались под-Панами, и впоследствии Су-Панами. До сей поры у Малороссиян сохранилось ещё название одежды сих последних: Жу-Пан.
В упоминаемых мною Станах, кроме Индо-Стана и других некоторых Областей, внутри Курди-Стана есть ещё также чmo-mo близкое Русским. Например, Малый Курд туземцам ещё известен под именем Малы-Курда; там же есть городок Муж, урочище Бид-Лис (Бед Лес) и проч. Всё это глядит по-Русски.
Реки Тигр и Евфрат, о которых упоминают почти все наши летописцы, как о реках, нам пограничных и, которых иные не вздумают ли искать в Египте? - текут через Армению и Кавказ. И вот до сих-то рек, во времена наших прапраотцов (как они оставили нам память) простирались владения Индо-Стана.
Наконец, сами Кавказские горы своим протяжением докажут всякому (на каждой карте) своё соединение или своё слитное протяжение с горами Индостанскими. Это один и тот же корень, семейство одних и тех же гор - радушных проводников в нынешние наши земли, древних отцов наших, угнетённых и обиженных сильными народами.

ВЛАДИСЛАВ  ОТВАЖЕНКО [Николай Надеждин]



ПРИМЕЧАНИЯ:
(1) Так замечено в Записках Французского Народного Института, изданных под надзором Граждан Лаланда и Ментейля, в V год Республики, Книгопродавцем Тардье.
(2) Не только Новая Голландия, но даже Америка, как некоторые полагают, издревле были известны всем соседним с ними прибрежным жителям Азии. Каждый Камчадал имел понятие о Северной Америке; всякий Индиец, Борнеец и другой островитянин давно уже постигали пятую часть света.
(3) Вот единственное известие, которое я могу дать о нынешнем положении области Дунайской...
Учёный Английский Географ Вильям Гютри говорит о ней: «Le Royaume de Ciampa, au midi, est rempli de bois et de deserts, de tigres, d’elephans etc. La Province de Dounay est la plus grande».
(4) Богемский Историк Иван Меригнула, живший около 1374 года, думает также, что родоначальники первых народов давали себе названия именно по цвету волос, так например: Чернь, Русь, Чермнь, Белуши и проч. (Tcherniy, Rousiy, Tchermniy, Belouchy etc). Другие отличались лицами и другою особенностью волос, таковы: Плосконосы, Широкорожи (Kallamouky), Кудряки, Мурины (чёрные) и проч.
(5) Сколько мне известно, первыми свидетелями существования сих сказок были: Араб Ягойн (Ягун) Турецкий сказочник, и наш Ханжа (Хаджи) Петун Зимкович, о котором мы будем говорить особо в статье о древних Русских Хаджах.
(6) И до сей поры ещё простой древесный чёлн (дуб) дикаря не страшится никаких морских напастей. В союзном же деле сии лодки, сцепляясь или связываясь между собою, переплывают неизмеримые пространства морские. Таким точно образом Олеги и другие удальцы могли ходить под Константинополь.
(7) Вот от чего в одной древнейшей Русской песне сохранился ещё припев:
«Дунай мой, Дунай Сильванович (не Соловенович ли?) Дунай!»

Эта песня вот как начинается:

Ах! звали молодца,
Подзывали удальца,
На игрище поиграть.
   Дунай, мой Дунай!
   Селиванович Дунай!
Шёл молодчик удалой,
По дорожке столбовой,
Во кафтане голубом!
   Дунай, мой Дунай!
   Селиванович Дунай!
Во кафтане голубом,
В красной шапке набекрень,
Машет шёлковым платком!
   Дунай, мой Дунай!
   Селиванович Дунай!
Встрели девки молодца,
Взяли девки удальца
Под могучие плеча.
   Дунай, мой Дунай и проч.
Попросили молодца,
Посадили удальца
За дубовые столы!
   Дунай мой Дунай и проч.
Угощали молодца,
Угощали удальца
Сладким мёдом и вином
   Дунай мой Дунай и проч.
Не напьюся я вина,
Сладка мёду не хочу:
Доброй молодец сказал.
   Дунай мой Дунай п проч.
Красну девицу хочу!
Даст мне девка поцелуй,
Поцелуем буду сыт.
   Дунай мой Дунай и проч.

И девки бросаются кормить молодца поцелуями; но ему бывает не сладко!
(8) В баснословии и в сказках принесены ими: Бог Сива, Полу-Богиня Ягая-Баба и проч.; а с домашним бытом перенеслись к нам: индийскиея куры, кролики, и проч., цветы подсолнечники, кукуруза, просо и проч.
(9) Селения: Нагорье, Загорье, Напорье, Черногорье, Угорье, Подгорье, Бугры, Бугор и проч., у нас на Руси, как говорится, сплошь да рядом! За сим нельзя ли здесь поставить и слов Нестора. Вот как он начинает одну известную нам (древнейшую) Летопись: «Был язык Словенский от племяни Афетова, нарицаемый Нориций, иже суть Словяне. По мнозе же временех насели су Словяне по Дунаеви, где и ныне суть, иже есть У-горская земля и Бол-гарская...». Что этого яснее?.. Но время ещё скажет: как и откуда брал Нестор рассказ о Дунаеви, о землях У-горской и Бол-гарской (Boggard Инд.?). Что это: подлинники да самобытные, или только сколки с подлинников Азиятских?.. Всё, всё это объяснят последствия!
(10) Тут видимое поклонение Солнцу; то же подтверждают наши праздники ожидания Солнца под Иванов день, прыганье через огонь и проч. Всё это Индийское!
(11) Таковые оставались ещё в Губерниях Тамбовской, Воронежской, Саратовской, в Крыму и проч. Статуи сии почти везде называются просто Бабами (без различия изображаемого ими пола). В Козловском Уездном Суде некогда было дело о сведении одной из таковых баб с поля в сад.


Рецензии