Нарчатка

НАРЧАТКА1
31.500
               
               «Н А Р Ч А Т К А»
         (Сказка о княгине-воительнице , 13 век)
                Сценарий Юрия Арбекова
 
                ДЕТСТВО КНЯГИНИ

 1.   Весна. Щебечут птицы. Солнце встаёт над лесом, отражается в широкой реке. К ней на водопой выходят звери — олень, кабан, барсук, зайцы…
     ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
— Много лет тому назад в густых лесах Поволжья жил великий князь Пуреш.

Звучит боевая музыка, по реке плывёт большая ладья. Воины гребут, за кормовым веслом стоит кормчий Юрджин, а на носу — красивый бородач лет 30-ти в национальном мордовском костюме. Длинные волосы князя перетянуты тонкой серебряной нитью, с шеи на грудь свисает старинное колье, в центре которого золотое солнце «Ра» — знак Великого Княжения.
Ладья подплывает к берегу. Звери разбегаются. Князь выходит на сушу, подносит ко рту ладонь и кричит на весь лес:
КНЯЗЬ — Эге-гей!!!
  Звучит песня «Лесная фея»:
          В том краю, где среди скал,
          Спорят небо с Мокшей, кто из них синее,
          Я однажды повстречал
          Златокудрую, как луч, лесную фею.
              Улыбнулась мне она
              И умчалась прочь в зелёное сплетенье,
              Я без отдыха и сна
              Всё ищу своё волшебное виденье.
          
  Из-за деревьев выглядывает лесная белокурая красавица в разноцветном сарафане, узнаёт князя и бежит к нему со всех ног. Они нежно берутся за руки.
КНЯЗЬ. Я говорил, что вернусь из похода?
ВАЙДА. Говорил…
КНЯЗЬ. Что назову тебя своей женой?
ВАЙДА. Говорил, милый князь…
КНЯЗЬ. Ну вот… Я вернулся, моя лесная фея! 
ВАЙДА. Любимый! (Прижимается к его груди).

Припев:
         Фея! Куда меня дорога завела?
Фея! Ты мне приснилась или наяву была?
Фея! Я все твои владенья обойду…
Фея! Я всё равно тебя, любимая, найду!

Князь подхватывает её на руки и несёт в ладью. Воины  дружно приветствуют будущую княгиню, вздымая копья и щиты.
Ладья отплывает. Звери возвращаются и смотрят вслед своей любимице, олень входит в воду по пояс…
Она машет им рукой и смахивает слезу.
 
2.    ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
 — Так женился князь Пуреш на лесной красавице Вайде. И родились у них сынок Атямас и дочка Нарчатка. Времена были суровые, вокруг враги и дикие звери, а потому воспитывали сына как храброго воина.

    Берег Мокши. Между рекой и лесом — дворец князя. В центре обширного двора — огромная деревянная изба под тесовой крышей. По двору ходят воины, привязаны кони.
Из дворца по широкой лестнице спускается князь Пуреш и ведёт за руку трёхлетнего малыша — Атямаса. Следом идёт Вайда и несёт годовалую девочку — Нарчатку.
КНЯЗЬ. Эй, Юрджин! Коня молодому князю!
Юрджин приводит боевого коня. Пуреш легко поднимает Атямаса, тот садится верхом и хватается ручонками за гриву.
КНЯЗЬ. Держись крепче, сынок! Поскакали?..
Воин отпускает коня, он скачет по двору. Малыш держится изо всех сил.
КНЯЗЬ. Молодец! А теперь покажи, какой ты стрелок?
Воин останавливает коня у забора и подаёт малышу детский лук и стрелу. Атямас целится... Стрела попадает в забор.
КНЯЗЬ. Умница, Атямас! Но вот нападают враги…
Юрджин спускает мальчика с коня, подаёт детские меч и щит. Атямас яростно рубит крапиву возле забора.
КНЯЗЬ. Не забывай закрываться щитом, мой мальчик! Вот так, смотри!
Пуреш выхватывает из ножен острый меч, срывает со спины блестящий щит и бросается на Юрджина. В мгновенье ока тот обнажает своё оружие. Могучие воины бьются так, что искры летят!

3.  ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
     — Девочек воспитывали по-другому, но Нарчатка с юных лет равнялась на брата.
 
Девочка тянет ручонки к лошади.
ВАЙДА. Чего ты хочешь, доченька? Погулять?..
Ребёнок капризничает и вновь указывает на животное.
ВАЙДА (мужу). Ты посмотри, дорогой: Нарчатка тоже просится на лошадь! Рвётся так, что не удержишь!
КНЯЗЬ. Рано ещё. (Смеётся над дочкой). Ходить не умеет, а туда же — верхом!
ВАЙДА. Это она за старшим братом: куда он, туда и мы!..
КНЯЗЬ. Ну давай подержу немного…
Берёт дочь в руки, сажает на лошадь. Нарчатка хватается за гриву и весело смеётся. Довольный отец на секунду отпускает ребёнка…
В это мгновенье огромный шершень садится на круп лошади, она с громким ржанием срывается с места, несётся по двору, вокруг дома… Родители  в панике, но лошадь возвращается… и все видят Нарчатку, которая по-прежнему сидит верхом!
ВАЙДА. Доченька!
КНЯЗЬ. Красавица ты наша! (Берёт ребёнка на руки, целует). Ну, Нарчатка!
ВАЙДА. На ногах не стоит, а верхом сидит — не сбросишь!
ЮРДЖИН. Заправским всадником будет юная княжна!

4.  ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
— Прошло ещё пятнадцать лет, дети подросли… Всему, что умеет старший брат, он учит свою сестрицу.

Княжеский дворец, Атямас, рослый красивый юноша с луком и колчаном стрел за спиною, спускается с крыльца.
АТЯМАС. Эгей, сестрица!
На крыльцо выбегает юная красавица, тоже держит лук и стрелы…
           НАРЧАТКА. Что, братец?
АТЯМАС. Я еду стрелять уток на озеро. Ты со мной?
НАРЧАТКА. Конечно! Давай, кто вперёд?

Они бегут к коновязи, вскакивают на лошадей и весело несутся в ворота дворца, оттуда на берег озера.   Звучит весёлая песня «Старший брат»:
В этом озере уток не счесть!
Здесь стрела — молодецкая честь!
Меткий выстрел не всегда
И мужская даст рука,
Ну а что же может девичья?

             Стрелы метко летят!
             Так учил меня брат,
  Старший брат — любимый брат!

     ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
— Наука та была суровой!

АТЯМАС. Вставай, вставай, сестрёнка! Сегодня едем на серьёзную охоту!
НАРЧАТКА (капризно). Там холодно! Я спать хочу!
АТЯМАС. Ну гляди, лежебока! Мы едем на волков!!!
НАРЧАТКА. Да-а?! Я с тобой!

И снова они скачут на конях, но теперь в руках не луки и стрелы, а копья и мечи. В лесу жёлтая осень, падает первый снег.
Продолжается песня «Старший брат»:
 
А волков этих нынче не счесть!
            Здесь копьё — молодецкая честь!
Здесь удачно не всегда
И мужская бьёт рука,
Ну а что же может девичья?

             Копья метко летят!
             Так учил меня брат,
  Старший брат — мой милый брат!


ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ

1. ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
              — Но не только с волками дрались воины князя Пуреша. Его главным врагом был великий Пургас — князь соседнего племени. Он был так могуч, что пытался захватить даже русскую крепость Нижний Новгород.
          Не сумев одолеть её, Пургас пошёл войной на князя Пуреша.

КНЯЗЬ (Атямасу). Всё, сынок! Хватит по лесам носиться, пора заняться серьёзными делами.
АТЯМАС. Я готов, батюшка. Что нужно делать?
КНЯЗЬ. Я с дружиной иду в поход...
АТЯМАС. А я?!..
КНЯЗЬ. А ты, мой сын, остаёшься за старшего. В моё отсутствие будешь Великим Князем! Все ключи тебе отдаю — от ворот, от кладовых, от тюрьмы...
АТЯМАС (с улыбкой). В нашей тюрьме давным-давно никто не сидел! Там повариха припасы хранит…
КНЯЗЬ. Не сидели, так будут! Мы идём на войну, Атямас, а там берут и пленных. Не таскать же их за собой! Пришлю тебе — стереги их до моего возвращения!
АТЯМАС. Понял, батюшка Великий Князь. Сберегу!

2. ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
— Князь как в воду смотрел. В первые же дни войны попался в плен не кто-нибудь, а младший сын великого Пургаса — Кашкай. А в первую же ночь его наведала любопытная Нарчатка.
 
   Май. Ярко светит полная луна. Нарчатка  тайком пробирается по двору к крохотной темнице. У запертой двери крепко спит стражник. С другой, освещённой стороны — тюремное окно с решёткой, в которую нетрудно заглянуть. Нарчатка заглядывает и видит красивого юношу, который лежит на куче соломы. Глаза его открыты. Пленник мечтает о побеге.
 
   НАРЧАТКА (не громко).  Эй, соня!
   КАШКАЙ (подбегает к окну). Ты кто?.. Чего тебе?
   НАРЧАТКА. Это тебя взяли в плен?
КАШКАЙ. Я сам виноват. Пошёл охотиться на озеро, а там ваши воины…
НАРЧАТКА. Понятно… На кого охотился?
КАШКАЙ. На уток. Их там видимо-невидимо!
НАРЧАТКА. Не видел ты наши озёра! Вот где видимо-невидимо!
КАШКАЙ. Можно подумать, и ты охотишься?
НАРЧАТКА. С малых лет. На гусей, на лосей, на медведя…
КАШКАЙ. Смелая ты!.. А вывезти меня отсюда сможешь?
НАРЧАТКА. Не знаю… А зачем?
КАШКАЙ. Вот ты чудная! Чтобы сбежать домой…
НАРЧАТКА (с усмешкой). А мне от этого какой интерес? Сбежишь — и поболтать не с кем …
КАШКАЙ. А что? (Прихорашиваясь).. Я тебе нравлюсь?
НАРЧАТКА. Да так… У меня ещё не было парня, сравнивать не с кем.
КАШКАЙ. И не целовалась ни с кем?!.. Хочешь, научу?
НАРЧАТКА. Через решётку?!.. Сиди уж, учитель!
КАШКАЙ. Дай руку!
НАРЧАТКА. Это зачем?
КАШКАЙ. Ну дай! Не укушу, не бойся…
НАРЧАТКА. Ничего я не боюсь! (Протягивает руку сквозь решётку, Кашкай хватает её, гладит и нежно целует).
НАРЧАТКА (выдёргивает ладонь). А это зачем?!
КАШКАЙ (смущённо).  Я и сам не знаю… Ручка маленькая, нежная…
НАРЧАТКА (смотрит на свою ладонь). Рука как рука… Глупый ты! (Треплет ему волосы). Сиди, жди! Завтра снова приду... (Убегает)

3.   ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
— Каждую ночь Нарчатка приходила к тюремному окну, говорила с пленником… И случилось то, что не могло не случиться в их возрасте. Кашкай и Нарчатка влюбились друг в друга!

Вновь светит полная луна, влюблённые стоят по обе стороны решётки, держатся за руки.
НАРЧАТКА. Брат получил известие: отец вот-вот вернётся из похода!
КАШКАЙ. Что же делать, любимая?
НАРЧАТКА. Я знаю, где ключи, и украду их. А за воротами в укромном месте спрячу меч и копьё. Ты смелый, отобьешься от волков!
КАШКАЙ. За себя я не боюсь. Но что будет с тобой, дорогая?!

   От громких голосов молодёжи старый стражник просыпается, заглядывает на лунную сторону, подслушивает…

НАРЧАТКА (с тяжёлым вздохом).  Батюшка убьет меня!
КАШКАЙ. Ты же говорила, что он тебя любит?
НАРЧАТКА. Отец любит, он простит. А Великий Князь никогда! Он сам издал закон о пленных и не вправе его нарушать… «Кто поможет пленному бежать, тому верная смерть!»
КАШКАЙ. Я понимаю, милая. Мой отец такой же…

   Стражник бежит во дворец, будит Атямаса: «Князь, князь! Там, похоже, побег готовится!». Атямас вскакивает и бежит следом.
   
НАРЧАТКА. А что будет с тобой, когда вернётся мой отец?
КАШКАЙ. Я враг для него, мы воевали… Казнит, наверное…
НАРЧАТКА (вскакивая от страха). Я тоже жить не буду! У меня есть знакомая скала… Брошусь с неё!
КАШКАЙ. Но, если смерть грозит и мне, и тебе, не лучше ли бежать обоим, дорогая?! Умчимся в тот край, где нас никто не знает, и будем жить долго и счастливо!
НАРЧАТКА. Милый!!!
  Держатся за руки и смеются от счастья.

В это время на свет выходят Атямас и Стражник.
СТРАЖНИК. Вот они! Сбежать хотели! Я слышал!            
      АТЯМАС (указывает на пленника). Связать его! И так держат до возвращения Отца!
              Стражник входит в тюремную камеру, вяжет Кашкая.
      НАРЧАТКА. Тогда и меня вяжи, Атямас! И сажай вместе с ним! Мы любим друг друга!!!             
      КАШКАЙ (из-за решётки). Говорят, ты храбрый воин, Атямас? Давай сразимся — ради неё! (Кивает на Нарчатку). Будем биться на чём пожелаешь!
 АТЯМАС (гордо). Я сражаюсь с вольными людьми! А ты пленник и держать оружие не вправе. (Подаёт руку Нарчатке). Пойдём, сестра!
      Нарчатка плачет, но уходит, не в силах ослушаться брата: ведь он сегодня Великий Князь! Обернувшись, она кричит влюблённому:
НАРЧАТКА. Держись, Кашкай!
КАШКАЙ. Не плачь, Нарчатка!

4. ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
— А утром со своей дружиной вернулся из похода Великий Князь Пуреш. Он вышел на Большое крыльцо и сказал мудрые слова.
ПУРЕШ. Войны хороши тем, что рано или поздно кончаются. Мы помирились с князем Пургасом! Я освобождаю его сына!
     Подаёт знак и Юрджин выводит на крыльцо Кашкая. ПУРЕШ. Развязать его!  (Юрджин разрезает верёвку). Ты свободен, храбрый юноша!
НАРЧАТКА. Милый! (Бросается Кашкаю на шею, они целуются).
ПУРЕШ (удивлённо). Это ещё что такое? Нарчатка!.. Ты так рада окончанию войны, что целуешь вчерашнего недруга?!..
НАРЧАТКА (отцу). Великий князь! Мы любим друг друга!.. Благослови нас, батюшка!
ПУРЕШ (чешет в затылке). Один в тюрьме, другая на воле — когда успели влюбиться?
КАШКАЙ (низко кланяясь). Благослови, великий князь!
ПУРЕШ (Вайде). Ну а ты что скажешь, мать? Здесь и твоё благословение требуется…
ВАЙДА. Что тут скажешь, муженёк? Нам стариться, им молодеть... (Юноше). Но ведь ты не сирота, Кашкай?.. Мать живая?
 КАШКАЙ. Живая, слава Богу!
 ВАЙДА  Извелась, поди, тебя не видя?..  (Мужу). Надо, чтобы родители жениха тоже благословили сына.
ПУРЕШ. Ты как всегда права, моя лесная фея!

Великий Князь озабоченно думает — и, наконец, принимает мудрое решение.
 ПУРЕШ (Кашкаю). Милый зять! Завтра с утра я дам тебе свою лучшую ладью и храбрых воинов, они вмиг домчат тебя до дома! Ты обрадуешь мать и отца, вручишь им подарки от нас и вернёшься обратно. А мы тем временем подготовимся к вашей свадьбе!
     Все на площади кричат «Ура», машут копьями и мечами.
     ГОЛОС ЗА КАДРОМ.  Между собой племена воевать не любили, а мир и даже свадьба бывших врагов всегда считались добрым знаком.

       Кашкай низко кланяется будущим тестю с тёщей, обнимает и целует свою невесту. Они переглядываются и бегут к лошадям.

5.   ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
       — И умчались влюблённые в тот уголок, о котором говорила Нарчатка Кашкаю. На ту скалу, с которой она обещала спрыгнуть, если бы его казнили. Теперь она стала «Скалой любви»!
       
        Молодые люди скачут на боевых конях вдоль реки Мокши, всё выше и выше, поднимаются на любимую Нарчаткой гору. Привязав коней к деревьям, взбираются ещё выше, на скалу. Подходят к тому обрыву, о котором говорила Нарчатка. Он высокий и страшный — не дай Бог сорваться!
        Отступив в сторону, на широкую поляну, молодые целуются, дурачатся, разводят костёр — всё так, как делают и нынешние влюблённые, вырвавшиеся на природу. 
       Наступает ночь, звучит песня «Ночной костёр»:

                Ночной костёр —
                рубины россыпью!
                Ночной костёр
                нас сделал взрослыми,
                Придёт рассвета час
                и разлучит он нас,
                Но память сохранит
                ночной костёр.

             ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
              — Здесь, на высокой мокшанской скале, в тёплую летнюю ночь, достигла своей вершины любовь Нарчатки и Кашкая. Они стали мужем и женой.
А на следующий день он отплыл домой. Надолго ли? Об этом мы расскажем позже.
Вновь звучит последний аккорд песни:
                Придёт рассвета час
                и разлучит он нас,
                Но память сохранит
                ночной костёр.

           Утро. Большая княжеская ладья отчаливает от берега. Воины гребут, Кашкай машет рукой, а с берега его провожают плачущая Нарчатка, её отец, мать и даже брат, уже примирившийся с бывшим пленником.

               
                ВОИТЕЛЬНИЦА
               
               
1. ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
— Сегодня здесь, рядом с Пензой и Сурским морем,  ведутся раскопки Золоторёвского городища. А в 13 веке гремела жестокая битва…

Звуки сражения. За ним наблюдают с горы великий полководец Субэдэй и его правая рука Джэбэ.
СУБЭДЭЙ ( командиру). Вперёд! Вперёд, я сказал!!! Вы ленивые бараны, а не грозные воины «Золотой Орды»!
ВОИН. Прости, великий Субэдэй! Враги дерутся, как шайтаны! На место павшего встают три новых!
СУБЭДЭЙ. Не рассказывай мне сказки! Если и сегодня не возьмёшь городище, завтра пойдёшь в бой простым лучником!
                Воин кланяется и убегает.
ДЖЭБЭ. А мы не действуем прямолинейно, великий Субэдэй?
СУБЭДЭЙ (с усмешкой). Тебе ли это говорить, брат?
Ведь это тебя Чингизхан назвал «Джэбэ» — стрела! А стрела летает прямо!
ДЖЭБЭ. Это так, всемогущий. Но сильный ветер меняет полёт. Одно племя можно уничтожить, а другое сделать своим другом.
СУБЭДЭЙ. Друзья «Золотой Орды» это — Боги!!!
ДЖЭБЭ. Я хотел сказать слугой. Это лучше, чем терять своих бойцов.
СУБЭДЭЙ. Слуги так не воюют...
ДЖЭБЭ. Согласен, мудрейший. Но и терять их не жалко.


2. ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
— Одолев городища, полчище Субэдэя вышли к Мокше…

     Княжеская ладья плывёт по реке. Воины гребут, кормчий Юрджин правит, а Кашкай сидит возле него.
    
ЮРДЖИН (озабоченно). На ближайшей ночёвке надо подлатать кормовое весло. Скрипит, собака!
КАШКАЙ. А ночёвка скоро?
ЮРДЖИН (весело). Солнце на закат — путник рад! Время дрова рубить, шулёмку варить…
КАШКАЙ. Это хорошо!.. Кстати, смотри, какой берег! И причалить легко, и лес недалеко! А поляна для костра — царская! 
ЮРДЖИН. Ну что ж, хозяин-барин! (Гребцам). Суши вёсла, ребята! Причаливаем!

   Ладья врезается в песчаный берег, её дружно вытаскивают, идут в лес за дровами. Лишь Юрджин остаётся на корме, возится с веслом…
   Темнеет. Пылает костёр… Тихие, как барсы, монгольские воины окружают поляну. По команде Джэбэ они пускают стрелы, бросаются с мечами и копьями…
     Погибают все, кроме Юрджина. Он незаметно спускается в воду и бесшумно плывёт в камыши…

3. ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
— И ночь и день плыл отважный Юрджин,  пока не достиг своих.

     Дворец князя Пуреша. От реки к нему бредёт смертельно уставший, по пояс голый Юрджин. Из последних сил он стучит в ворота и падает.
     Стражники, открыв ворота, на копьях и щитах несут его во дворец. Оттуда выбегают Атямас и Нарчатка, выходят князь и княгиня…
ПУРЕШ. Что случилось?.. Ты жив, мой верный кормчий?
ЮРДЖИН. Беда, государь! Монголы!
              НАРЧАТКА (предчувствуя горе). Где мой жених, Юрджин?!
ЮРДЖИН. Нет его, княжна! Всех побили... 

 Шатаясь от горя, Нарчатка доходит до коня, вскакивает на него и мчится прочь.
ВАЙДА. Останови её, Атямас! Она недоброе задумала!
             Атямас мчится следом.
ПУРЕШ (воинам). Запирайте ворота надёжнее! Дозор днём и ночью! Враг приближается грозный!

4. ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
— А Нарчатка скачет не куда-нибудь — на свою заветную скалу.
     Мчатся в гору сестра и брат, на крутом обрыве он догоняет её, удерживает от прыжка…
 НАРЧАТКА (вырываясь). Пусти, Атямас! Я не буду жить, если нет моего любимого!
АТЯМАС. А враги его жить будут?! Будут! Они спасибо тебе скажут, что не мстишь за Кашкая! 
       Нарчатка опускает голову и горько плачет на плече у брата.

5. ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
— А назавтра великие полчища захватчиков окружили дворец Пуреша. Все встали на защиту, но каждый понимал, что сражение будет недолгим…

    На сторожевой башне — юный князь.
ПУРЕШ. Много их, Атямас?
АТЯМАС. Видимо-невидимо, отец! 
ПУРЕШ. К нападению готовятся? 
АТЯМАС. Не заметно, батюшка...  Послы идут… Тебя просят, Великий Князь!
ПУРЕШ. Скажи, что сейчас выйду.
АТЯМАС. Может, я вместо тебя?.. (Спускается с башни).
ПУРЕШ. Нет!!! (Обнимает сына). В случае чего… Будь мудрым, сынок! Думай прежде о народе своём — о себе в последнюю очередь.

6. ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
— Среди монголов лишь Джэбэ знал чужие языки. К нему явился Пуреш для переговоров.

           Походный шатёр полководца. Вход охраняют воины. В центре на дорогом ковре сидит темник Джэбэ. Подойти ближе можно лишь под золотым шнуром, склонившись до земли.
          Поборов свою гордость, Атямас склоняется и подходит.
ДЖЭБЭ (с усмешкой). Великий князь Пуреш?.. Сколько же воинов у великого князя?..   
ПУРЕШ. Поле боя покажет, Джэбэ!
ДЖЭБЭ. У моего отца, он кузнец, было два подмастерья. Два! (показывает на пальцах). Я — темник. У меня десять тысяч воинов… Веришь?
ПУРЕШ. Верю, Джэбэ.
ДЖЭБЭ. А следом идёт Субэдэй. У него десять темников — таких, как я. Сколько будет?
ПУРЕШ. Сто тысяч.
ДЖЭБЭ. А следом — великий Баты-хан… Сколько у него, знаешь?
ПУРЕШ. Нет.
ДЖЭБЭ. И я не знаю. Никто не знает. Столько рыбы в море! Столько звёзд в небе! Веришь?
ПУРЕШ (глубоко вздыхая). Верю.
ДЖЭБЭ. Ступай домой и расскажи своим, что слышал.
 ПУРЕШ (удивлённо). И это всё?!
ДЖЭБЭ (лениво). Мы идём на закат… Киев, Краков, другие города… Хочешь с нами — другом будешь, нет — раздавим, как мышь!!!

7. ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
— Ничего не оставалось князю Пурешу, как подчиниться. Вместе с сыном и воинами они отправились в поход на Европу, дрались храбро, скучали о доме…
     Прошли осень, зима, и новой весной Нарчатка родила крепкого малыша, которого назвала Кашкай, в честь отца. А уж как любила его бабушка-княгиня!

   В саду благоухают яблони и сливы, с крупной ветки свисает детская люлька, которую качает красавица Вайда. Она поёт «Лесную колыбельную»:
               
              Баю-баю, спят зайчата
              И еноты, и барсук,
              Спят послушные бельчата
              И лиса, и бурундук…
Только филин две недели
Спать не хочет почему?
Потому что мы не спели
Колыбельную ему.

              Спи, мой милый, спи, мой мальчик,
              Пусть придут к тебе во сне
              Солнечный весёлый зайчик
              В заколдованной стране.
А, чтоб филин нам не ухал
И ни ночью, и ни днём,
Мы ему, дружок, над ухом
Колыбельную споём.               
               
8. ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
— Всё изменилось весной 1241 года в Польше. Во время осады крепости Сандомир и города Краков мокшане понесли огромные потери. Князь не выдержал и пожаловался старику Субэдэю.

ПУРЕШ. У меня не осталось ни людей, ни оружия! Мы воюем третий год, и всегда в авангарде! 
СУБЭДЭЙ (качает головой). Ай-я-яй! Прости, дорогой! Завтра — дома сиди, отдыхай!
ДЖЭБЭ. Сам отдыхай, а мечи нам отдай. 
ПУРЕШ (настороженно). Это зачем?!
ДЖЭБЭ. Не волнуйся, князь. Завтра обоз придёт, возьмёшь себе новые… Ступай!
                Пуреш выходит.
СУБЭДЭЙ (весело). Как ты говорил, Джэбэ?.. Слуги дерутся плохо, зато терять их не жалко?
ДЖЭБЭ. Обычно  так, великий Субэдэй. Но мокшане дрались хорошо! (Вздыхает и молится). Пусть с миром идут на небо…

9. ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
— В ту же ночь слуги Субэдэя ворвались в шатёр князя и закололи Пуреша, Атямаса, их воинов… Лишь немногие сумели вырваться и добраться до дома.
       Горько плакали княгини, потерявшие мужа и сына, отца и брата. Им хотелось умереть, но удержала мысль о маленьком Кашкае.

   Яркая лунная ночь, светлица, люлька… Княгиня и княжна тихо беседуют между собой.
ВАЙДА. Что ты задумала, дочка? Я ведь вижу: на тебе лица нет.
НАРЧАТКА. А каким ему быть, если всего лишили враги: мужа, отца, старшего брата! Не осталось в моём сердце ни любви, ни жалости. Одна месть!!!
ВАЙДА. Я понимаю, милая. Но мстить — забава для мужчин…
НАРЧАТКА. А разве нет во мне мужской сноровки, мама?! Кто сравнится со мной в стрельбе из лука, в верховой езде, в сраженье на мечах и копьях?..
ВАЙДА (с улыбкой). Да, ты ни в чём не уступала Атямасу, а он был славный воин!
НАРЧАТКА. Я понимаю, что сил у нас не много.  Мы не сможем сразиться с монгольской тысячей, сотней даже…
ВАЙДА. Ну и не надо. Наша доля страдать — и растить новых воинов (качает люльку)…
НАРЧАТКА (размышляет). Мимо нас ходят обозы монгольские. С оружием и припасами для армии, с награбленным — для «Золотой Орды». Охраняют их не боевые ратники — ожиревшие ленивые старики…
ВАЙДА (горестно вздыхая). Рано или поздно враги догадаются — и тогда пощады не будем никому! Ни старикам, ни малым детям! (Вздыхает над люлькой).
НАРЧАТКА. Я думала об этом, матушка. Жалко мне расставаться с Кашкаем, но делать нечего. Я отвезу вас к бабке с дедкой, в лесную хижину, где ты родилась. В той глуши никто вас не найдёт!
ВАЙДА (повеселев). Там — да! В нашем лесу даже волки плутают, не находя дорогу.
               

10. ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
— Вырвавшись из плена, домой возвращались другие воины…
 
 Дворец Пуреша, обеденный стол, широкие лавки. Нарчатка и верный Юрджин кормят трёх оборванных до нитки голодных людей. 

НАРЧАТКА. Господи! На кого вы стали похожи — славные воины князя Пуреша!
АЛДИН. Что делать, княгиня? Бежали по ночам, скрывались по лесам, оборвались, истощали…
НАРЧАТКА. Да вы ешьте, ешьте, бедняги! Нам предстоят большие дела!
АЛДИН. О чём ты, княгиня?
ИНСАР. Говори смело!
УРКАТ. Мы умеем молчать!
НАРЧАТКА. Монголы привыкли к покорности. Нас считают слугами и ведут себя по хамски. Пусть считают! Днём… А ночью мы напомним им, кто хозяин в этом доме! 
             Воины переглядываются.
АЛДИН. Дай Бог  тебе удачи, княгиня!
УРКАТ. Мы думали, что будем прятаться по лесам, искать вожака себе… А теперь у нас есть вожак!
ИНСАР. Мы хотели сколотить шайку…
НАРЧАТКА. Никакой шайки! Мы будем мстить врагам, и только. Не дай вам Бог обидеть бедняка, ограбить мирного торговца! 
                (Стучит копьём об пол).
АЛДИН.  Да никогда!
НАРЧАТКА. Днём мы будем покорны и смиренны, как ангелы. Даже по глазам враг не должен догадаться, что творится в душе!
ИНСАР. Не догадается, матушка!
НАРЧАТКА. Мы не шайка. Мы волчье логово! Но враги должны видеть в нас… овец.
           Все пятеро со звоном вскидывают мечи — клянутся.            
               

11. ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
— С этого дня мирный княжеский двор стал западнёй для обозов, которые шли из «Золотой Орды» на запад — и обратно.

Лето. Вечер. За воротами недовольный крик:
— Эгей! Ворота открывай, ленивые бараны!
Ворота распахивают Инсар и Уркат, низко кланяются приезжим. Въезжают тяжелогружёные телеги в сопровождении пожилых, толстых монгольских воинов.
ИНСАР. Запозднились, господа хорошие?.. Что везём?..
МОНГОЛ. Не твоё собачье дело! Куда ставить?
УРКАТ. Мы сами...
ИНСАР. Распряжём коней, дадим овса …
УРКАТ. А вы ступайте в дом, добрые люди.
ИНСАР. Мы вас проводим...
      Низко кланяясь, открывают дверь, входят следом…
                Звучит песня «Месть»

               Вонзает ложь иззубренное жало
               Во вражеские души и сердца…
               Была любовь, и вот её не стало,
               Гляжу на всё глазами мертвеца.

               Но яд измен, признаемся без лести,
               Убивши душу, тело не убьёт,
               Пустую грудь наполнит жаждой мести
               И яростью холодной обожжёт.
               
      На двор выходят вооружённые Нарчатка и её воины. Идут к телегам, смотрят содержимое.
НАРЧАТКА (радостно). Оружие!
АЛДИН. В Польше  у нас забрали мечи — перед тем, как начать резню. Теперь мы их возвращаем!
УРКАТ. Да, это кстати!
ЮРДЖИН. Можно заново собирать дружину!...
НАРЧАТКА. Что я и хочу!.. (Указывает в сторону реки, строго). Обоз в ладью и на остров, Юрджин!  Там, в пещере, начнём копить мечи для нового отряда.
    Звучит окончание песни:
                Я нынче ваш, интриги и коварство,
                Я ваш по крови, заговор и месть!
НАРЧАТКА:  Когда моей любви разбито царство,
                Вы лучшее, что в этом мире есть!

12. ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
— Другой добычей «волчьего логова» стали мешки с рисом и сушёной кониной… Этого количества хватило бы на целую армию. В третий раз, «изъяв» подводу из Европы в «Золотую Орду», воины княгини Нарчатки глазам своим не поверили, столько было в мешках драгоценной церковной утвари.

НАРЧАТКА. Вот она, Орда… Недаром золотой зовётся!
ЮРДЖИН. Ты так думаешь, княгиня?
НАРЧАТКА. Говорят, шатёр Батыевский весь изнутри обвешан золотом! Вот оно откуда — из чужих храмов!

13.   ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
— Так продолжалось до осени, но не заметить пропажи обозов было невозможно. Армия Батыя задыхалась от недостатка оружия и припасов. По следам пропавших грузов был направлен большой отряд.

        Поздний вечер осеннего дня. В ворота княжеского дворца негромко стучат.
ИНСАР. Кого несут черти?
ДЕТСКИЙ ГОЛОС. Тикайте, дяденька! Монголы пришли по вашу душу!
     Подходит Нарчатка, кивает головой. Инсар приоткрывает ворота, входит мальчишку лет 10-ти.
НАРЧАТКА. Ты кто, сынок?
МАЛЫШ. Николка я... Из соседней деревни…
НАРЧАТКА. Знаем…
МАЛЫШ.У нас голод был, так вы прислали телегу риса и конины… Вся деревня кланяется вам!
НАРЧАТКА. А сейчас то что?
МАЛЫШ. Пришли монголы, окружили деревню — воробей не пролетит! Завтра чуть свет нападут на вас…
ИНСАР (недоверчиво). Воробей не пролетит, а ты пролетел?
МАЛЫШ. Меня чижиком зовут, проскочу где хошь!
НАРЧАТКА (треплет его волосы). Ну спасибо тебе, Николка-чижик! Голодный? Пойдём, накормлю тебя.
        Обнимает за плечо и ведёт мальчишку во дворец.

14. ГОЛОС ЗА КАДРОМ: — В эту ночь княгиня Нарчатка приняла нелёгкое решение…
 
   Тронный зал дворца. Княгиня в кольчуге, с мечом и щитом восседает на троне. Вокруг — её вооружённые воины с суровыми лицами.
НАРЧАТКА. Я выслушала вас. И понимаю тех, кто рвётся в бой. Но сегодня нас меньше. А потому вот слово Великой Княгини: (встаёт) мы отступаем непобеждёнными! (Повелительно). Все челны на воду! Плывём на остров, забираем оружие и снова по Мокше — вплоть до владений князя Пургаса! Тестя моего.

       Рассвет. Ладья княгини плывёт по Мокше первой, следом видны вторая, третья… Юрджин, как всегда, на корме, рядом княгини Вайда, Нарчатка, люлька с младенцем и Николка-чижик, определённый дядькой юного княжича. Он этим польщён и ни на минуту не отходит от люльки.

ЮРДЖИН (стоя у кормового весла, глядя вперёд). Ну что? Оторвались мы от погони?
ВАЙДА. Оторвались, Юрджин, молодец!. Недаром князь называл тебя великим кормчим.      
 НИКОЛКА (вглядываясь вдаль). Пожар!
ВАЙДА. Где?
 НИКОЛКА. А вон... Где дворец ваш был, княгиня…
 ВАЙДА. Ах! (Держится за сердце, тихо падает).
НАРЧАТКА. Не догнали, так подожгли, ироды! (Смотрит на мать). Мама!.. Не расстраивайся так. Мы новый дворец построим, клянусь тебе!.. Мама!!! (Подхватывает мать и горько плачет, прощаясь с ней).
  Звучит песня «Лесная фея»:
            Фея! Куда меня дорога завела?
Фея! Ты мне приснилась или наяву была?
Фея! Я все твои владенья обойду,
Фея! Я всё равно тебя, любовь моя, найду!

 
15.     ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
            — Так враги отмстили Нарчатке. Её мать, княгиня Вайда, не смогла пережить гибели дворца, где так счастливо жили они с князем, где родились их сын и дочь, их внук…
          Похоронили «Лесную фею» на том самом месте, где погибли Кашкай и воины княжеской ладьи.

ЮРДЖИН. Вот она, песчаная коса, княгиня!
НАРЧАТКА. Причаливай!
Ладья ткнулась носом в песок, воины вытягивают её.
Княгиня и кормчий идут по берегу.
НАРЧАТКА. Где они погибли?
ЮРДЖИН. Вот здесь, княгиня. На поляне. Вокруг костра. 
НАРЧАТКА (решительно). Здесь будет храм невинно убиенным! А кладбище… (оглядывается)  — над рекой! Чтобы все плывущие по Мокше видели её героев!
          Звучит печальная музыка, воины несут гроб с телом княгини Вайды, а второй — с останками Кашкая и гребцов, убитых монголами.
         Юрджин несёт на руках юного князя Кашкая, рядом преданно идёт Николка-чижик.
НАРЧАТКА. Спите спокойно, мои дорогие! Здесь, рядом с вами, будет новый дворец возведён, лучше прежнего! Я назову его Наручат. А вот и хозяин его — великий князь Кашкая! (Поднимает на руки младенца)
 
 
16.       ГОЛОС ЗА КАДРОМ:
            — Эта история случилась в 13 веке от Рождества Христова на берегу реки Мокши, что впадает в славную Оку — приток великой Волги.
    На том месте, где княжна Нарчатка заложила новый дворец, позже вырос славный Наровчат, на месте гибели героев — мужской монастырь. 
     Наровчат — родина великого Куприна и многих прекрасных людей. Они, далёкие потомки, и заложили на месте дворца скульптуру прославленной княгини Нарчатки.
    Так же, как 800 лет назад, стоит бесстрашная воительница с мечом и щитом, защищая от врагов свой славный край и милую Мокшу. А местные красавицы и сегодня носят в ожерельях золотые монеты с профилем своей далёкой княгини — Нарчатки.

               


Рецензии
Вы наверное из Пензенской области. Я когда в экскурсию ездила Наровчат -Сканово меня сильно образ Нарчатки впечатлил.

Зуева Наталья Александровна   20.03.2017 15:49     Заявить о нарушении