Бетховен, Девятая симфония Ода к радости

Бетховен, Девятая симфония – «Ода к радости»
12 февраля пошла слушать Девятую симфонию Бетховена в исполнении оркестра под управлением Кристиана Кнаппа, хора и солистов Мариинского театра. Давно не слышала, да и Бетховена сейчас играют сравнительно редко, хотя он считается самым исполняемым композитором. Очень обрадовалась, увидев последнюю симфонию Бетховена в афише театра, хотя ее люблю меньше других. Но его знаменитые симфонии – третью, пятую и седьмую – сегодня тоже нечасто исполняют. А жаль. Они у меня самые-самые, слушанные-переслушанные, почти наизусть выученные. Музыка Бетховена с детства для меня всегда была самой любимой и самой меня волнующей, наверное, потому что ее любила мама и постоянно слушала. Ей нравились, а потом и мне, энергия и жизнеутверждение в его музыке, композитор был борец, активный человек, он приветствовал перемены, воспевал геройство. Не зря он посвятил свою Третью симфонию – «Героическую» – Наполеону, правда, разорвал посвящение, когда тот провозгласил себя императором.
Мама слегка прикоснулась в юности к музыкальной среде, где много исполняли Бетховена и говорили о нем. Она училась в МГУ, ходила в альпинистские походы и дружила с дочерью Генриха Нейгауза от второго брака, о котором мало пишут, – Милицей, она звала ее Милкой. Бывала и у них дома, слушала игру великого пианиста, что называется, в рабочей обстановке. Мамины студенческие друзья из околомузыкальной среды, в которую входила и дочь пианиста, были завсегдатаями Большого зала Московской консерватории, обсуждали достоинства и недостатки исполнения фортепианных и симфонических произведений Бетховена и Шопена (у них последний был антиподом Бетховена) разными пианистами и дирижерами. Они четко делили их на тех, у кого хорошо звучал Бетховен, но не Шопен, и наоборот. Нейгауз и сам исполнял их, и его прославленные ученики Святослав Рихтер и Эмиль Гилельс. В конце 1940-х – начале 1950-х годов была модной тема, может ли музыкант, у которого хорошо звучал волевой Бетховен, так же впечатляюще исполнять лиричного и меланхоличного Шопена? И были убеждены, что не может! Эти дискуссии продолжались и позже, я прекрасно помню споры приходящих к нам в гости маминых друзей, а также ее рассуждения об этом при прослушивании записей «нечётных», лучших, как она считала, симфоний и наиболее известных сонат Бетховена, а также ноктюрнов, прелюдий и этюдов Шопена. Большинство советских дирижеров, за исключением самых маститых, вроде Мравинского, подвергались критике. Часто противопоставлялись Эмиль Гилельс и Святослав Рихтер, наверное, это пошло еще от их учителя – Генриха Нейгауза, который обожал последнего и смотрел с прищуром на первого…
Девятую симфонию Бетховена мама недолюбливала, поэтому ее слушали дома редко. Особенно ей не нравилось, что в ней поют. Это новаторство композитора резало ей слух. А мне, когда я впервые услышала «Оду к радости», как оказалось, такую цитируемую, такую ликующую, она понравилась сразу. От нее у меня всегда мурашки по телу бегали, и в душе возникали непонятное волнение и восторг. Именно это я испытала и при исполнении этой симфонии 12 февраля в Мариинском театре! Чистая радость, торжествующая сила жизни, райское блаженство и божественная милость – все слилось в мощном звучании оркестра, хора и солистов (Виктории Ястребовой, Надежды Сердюк, Дмитрия Воропаева, Ильи Банника). «Ода к радости» – это апофеоз всей симфонии, которую Бетховен завершил за несколько лет до смерти. Сегодня странно представить, что он умер совсем еще не старым (57 лет), но совершенно глухим. Что может быть страшнее для человека, посвятившего себя музыке? И при таком непоправимом несчастье – такая светлая «Ода», такая энергичная симфония. Хотя, если внимательно слушать, в ее музыке многое наводит на размышления. В ней Бетховен словно часто задумывается, вспоминает прошлое, здесь проскальзывают узнаваемые интонации и даже мелодии более ранних его творений, когда он еще слышал и то, что было вокруг, и музыку, которую исполнял… В нескольких местах композитор настойчиво повторяет одни и те же аккорды, словно старается их расслышать, будто он хочет сдвинуть с места забуксовавшую фантазию, и она проливается веселой, почти танцевальной мелодией. Кажется, перед глазами художника промелькнула картинка молодости, может быть это любимая девушка, та самая, кому написана знаменитая «К Элизе», а, возможно, это и не она, но что-то не менее приятное и радостное. Но музыка опять угасает, словно рука пианиста замирает на клавишах… И снова что-то вроде перетоптывания на месте, как перед стартом. И, действительно, на свободу вырывается мощная, призывная, героическая мелодия, словно воин вспоминает свои давние битвы, героев-соратников, лихие вылазки и долгожданные победы. Но опять уходят воспоминания, и некоторое время мелодия бесцельно блуждает в поисках нового интересного фрагмента жизни. Меланхолия чередуется со всплеском энергии, воодушевления, веры в будущее, легкая растерянность – с уверенностью и радостным восторгом… И перед финалом, композитор, будто нащупывает мелодию, трогает ее, поворачивает так и сяк. Пока все не завершается фонтаном эмоций, самых светлых, на которые только способен человек! И это парадокс: эти ликующие прекрасные звуки создал великий творец, который мог слышать их только внутренним слухом, и жил в царстве безмолвия, лишенный музыки бытия! Но, может быть, именно поэтому завершает симфонию «Ода к радости», поэтому в ней звучит исступленный гимн жизни, любви, теплоте человеческих отношений? Несправедливо, однако, только потеряв что-то, можно в полной мере оценить то, что имел! Человек, отгороженный от других своей глухотой, мечтает вместе с Шиллером, автором стихов, на которые написана «Ода к радости», о единении с миллионами, с братьями, призывает к всеобщей радости, к примирению, к принятию райского духа, слетевшего к людям. Фактически это молитва о человечестве, о человеке и о себе, облеченная в гениальную музыку! Не зря ее сейчас знают даже те, кто никогда не слышал ни о какой «Оде к радости». Ее цитируют в кино, в рекламе, в мультфильмах, в телепередачах, используют как гимн Евросоюза.
Мне понравилось 12 февраля исполнение Девятой симфонии Бетховена в Мариинке, особенно порадовала «Ода к радости», благодаря оркестру, хору и солистам я почувствовала столь желанный восторг от этого светозарного гимна земной и райской жизни! Хотя я привыкла к более мужественному звучанию музыки Бетховена, тем не менее, трактовка ее дирижером Кристианом Кнаппом мне показалась весьма интересной, эмоциональной, породившей в моем воображении множество картин из жизни композитора! Люблю Бетховена! С удовольствием послушала бы и другие его «нечетные» симфонии… А еще увертюры «Эгмонт» и «Кориолан». Но где?


Рецензии