15 - Бабушка собирается на войну

   Про народную сказительницу из Петушков Елену Васильевну Волкову вся страна узнала еще до войны. Столичная газета "Московский большевик" - потом она называлась "Московская правда" - опубликовала про бабушку Олену удивительно добрый очерк Николая Васильева "Сказительница Волкова" в N7 от 9 января 1940 года.
   Выступала Волкова с большим успехом и на Всесоюзной Сельскохозяйственной выставке (ВСХВ) в Москве в 40-е годы. В одном из архивов я нашла фотографию колхозницы, которая собирает помидоры. Меня заинтересовала подпись с этому снимку: "Участница Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) 1941 года колхозница колхоза "Смычка" Игнатова М.В. В колхозной теплице, автор съемки не уточнен, дата съемки 1941г., Россия, Московская область." Интересно, о том ли самом колхозе "Смычка", где трудилась Елена Васильевна, идет речь? Или в Московской области было несколько хозяйств с таким названием? Симпатичная девушка в белом платке и трикотажной полосатой кофточке срывает с ветки крупные плоды томатов и, к сожалению, не может мне ничем помочь! Но я все-таки думаю, что она именно из того самого колхоза, что и бабушка Олена! Она слышала народную сказительницу из Петушков, ее замечательные сказы про житье-бытье деревенское. Выступала Елена Васильевна и в Колонном зале дома Союза, по радио со своими стихами, посвященными родному колхозу, женщинам, Москве, Выборам в Верховный Совет, Конституции и И.В.Сталину.
   В грозные годы Великой Отечественной войны Елена Васильевна Волкова проводила на фронт троих сыновей: Николая, Павла и Сергея. "Павел ушел на фронт первым, за ним Николай. Потом Сергей снарядился. Что бы ни делала Елена Васильевна, все думы были о сыновьях! Чьи же это, сердечные, в шинелях вдоль деревенской улицы идут? Выбежала Елена Васильевна за околицу, ведро с водой подхватила. Пока бойцы пили, по-матерински оглядев каждого, заговорила:

                "У меня на фронте тоже три сыночка.
                Мой Павлуша на войне с первого денечка,
                А когда их провожала, говорила: в добрый час!
                Только хочется проведать, где находится сейчас!"

   Позже она написала пронизанное материнскими чувствами стихотворение "Провожала сынков".
                "Прожила я на свете семьдесят лет,
                Горя видела в жизни немало.
                Ленин путь проложил,
                Сталин вывел на свет,
                Человеком теперь я стала.
                Есть ли доля на свете счастливей,
                Чем доля моя?
                Все теперь меня уважают,
                За работу меня награждают.
                Встану я на заре, посмотрю на рассвет.
                А думы, думы мои без конца и без края,
                Прожила я на свете семьдесят лет,
                А идти на покой не желаю!
                Когда же война подошла к рубежам,
                И труба заиграла тревогу,
                Я собрала сыновей и сказала им:
                - Собирайтесь, сыночки, в дорогу!
                Провожала сынков, не сдержала я слез,
                Посмотрела на просторы родные,
                - В бой за Сталина, в бой за родную страну
                Поезжайте, мои дорогие!
                Деритесь, сыночки, деритесь, как львы.
                Не позорьте моей седой головы!
                А если который погибнет в бою,
                Я свято хранить буду гордость свою."

   В первые же месяцы войны сказительница сложила волнующий лирический сказ "Уж кабы были у меня крылья сокола". Он позже был опубликован в журнале "Крестьянка" N19-20 за октябрь 1942 года. Я держу в руках этот номер и читаю на пожелтевших страницах короткую историю жизни бабушки Олены. "Вся сила ее большого материнского сердца выливается сейчас в стихах, в беспредельной ненависти к врагу и в безграничной любви к родной стране".

                "Уж кабы были у меня крылья сокола,
                Поднялась бы я выше облака,
                Полетела бы я быстрее ветра буйного
                Через поля широкие, через реки глубокие,
                Через леса высокие, через луга зеленые.
                Уж прилетела бы я на поле бранное,
                На поле бранное да на кровавое.
                Уж нашла бы я там товарища Буденного,
                И взяла бы у него саблю острую,
                А еще бы взяла пулю меткую.
                Уж разыскала бы я своего сына милого,
                Вместе с ним пошла на кровавый бой.
                Стали б бить, громить силу вражью,
                Поразбили бы всех до единого.
                Отомстили бы за нашу кровь пролитую, неповинную.
                А потом бы пошла я по полюшку,
                Поднимать бы стала я своих раненых.
                Слезами своими омыла бы их,
                Волосами своими отерла бы их.
                Стала бы раны им перевязывать,
                Словом ласковым-материнским их обадривать.
                А потом сели бы на машинушку скорую
                Да поехали во Москву нашу матушку белокаменную.
                Уж подошли бы мы ко стенам Кремля,
                Нашли бы мы товарища Сталина.
                И сказали бы ему таковы слова:
                - Дорогой ты наш, отец родной,
                Мы приехали к тебе с поля бранного да с кровавого,
                Уж привезли мы тебе весточку радостну,
                Что разбили мы силу вражеску.
                Полегла она, что трава подкошенная, навеки подрубленная.
                А теперь ты нас отпусти домой,
                И не с чарками, и не с подарками.
                А отпусти нас со словом ласковым.
                Мы до пояса тебе кланяемся,
                Да и впредь тебе кланяемся,
                Что не быть врагу в Москве-матушке!
                Не живать ему на советской земле!"

   Этот сказ с большой теплотой был воспринят красноармейцами-фронтовиками, и получил заслуженную широкую популярность в стране. Елена Васильевна так похожа в своем сказе на Ярославну! Плач Ярославны перекликается со сказом бабушки Олены. Все она готова отдать, чтобы защитить сынов своих и чужих, Родину любимую!        И наград никаких не просит!

   Каждый день Волкова с волнением приникала к репродуктору, слушая сводки Совинформбюро. И когда немцы подошли к столице, в тяжелые дни обороны Москвы в 1941 году Волкова продиктовала письмо во Всесоюзный Дом Народного Творчества имени Надежды Константиновны Крупской с просьбой отправить ее на фронт. Она хотела вдохновенным словом звать бойцов на подвиги.
    "Однажды Елену Васильевну вызвали в райком партии. Оттуда она пришла домой задумчивая, но радостная. Невестке сказала: "Уезжаю к сынкам!" Молодая женщина не поверила ушам своим. А Волкова, доставая из шкафа теплые платки, шерстяную кофту, объяснила: "На фронт еду! С бригадой! Москва посылает."
   Разнеслась по Петушкам весть: бабушка Олена на фронт едет!
Сколько трудностей ждало народную сказительницу на кровавых дорогах войны! Сколько горя и невзгод пришлось ей пережить! Сколько радостных лиц увидела Елена Васильевна на своих концертах! Народная сказительница тоже внесла свой вклад в Победу в Великой Отечественной войне!
               

   


Рецензии