Встреча 1. Узнала по глазам 42 года спустя

Вы школьные стены покинули,
Последний звонок прозвенел
И жизнь закружила вас взрослая:
Карьера, семья, много дел.

 Ребятки, мои вы любимые,
Давайте  начнём «отдыхать»,
Все ваши проказы и шалости
Минуя года вспоминать.

Школьные годы чудесные… У многих эта фраза вызывает безумную ностальгию по прошлому.  Собраться в неформальной обстановке, вспомнить смешные истории из школьной жизни, радует душу каждого.   Порой заботы и дела не дают  даже один раз в году вырваться из взрослой жизни в школьную пору воспоминаний.  Встретившись же,  хочется вспомнить какими веселыми и беззаботными были! Как умели дружить и веселиться, но и об учебе не забывали! 
Первая суббота февраля 2017 года.  Для меня этот год был особенным. Вы узнаете это,  прочитав мой рассказ В этот четвёртый день февраля,  многие  бывшие ученики  пришли в школу   для встречи   с одноклассниками , чтобы вместе  сказать своим любимым и не очень любимым   учителям спасибо. Звучит всегда это приблизительно так : « …. Именно вместе с вами я учился жить, получал необходимые знания и в результате стал тем, кто я есть сегодня! Именно благодаря вам всем я узнал, что такое дружба, любовь, честь и совесть! Здоровья вам всем, милые мои!»
 Пишу, так как истинный знаток этого, много раз слышала  эти слова, сказанные выпускниками. В такие минуты, когда что-то звучало в мой адрес, у меня появлялась  мысль: « Хоть в этом  маленькая частичка правды, а остальное лестная ложь, слышать это приятно». Такая уж, наверное, натура человеческая.
В эту встречу, такая мысль не промелькнула. Встреча с многими впервые произошла через десятки лет. Внешне мои ученики изменились, но я УЗНАЛА ИХ ПО ГЛАЗАМ. Тогда им было 15 -16 лет, сейчас плюс 42 ,  т.е.57 -58 лет. Но их глаза не изменились.  Они такие же нежные, добрые, ласковые , любящие и доверчивые.  Как же я была рада видеть их!
 Из  Гирейской восьмилетней школе №48,  они выпускались 42 года назад .  В тот год  выпускников было  около 100 человек в трёх классах: часть из  них  продолжила обучение в средней школе №10, другая часть учащихся продолжила учёбу в профессиональных училищах, третья часть поступила в техникумы.  В техникумы  поступило много отличников, их  принимали  без экзаменов. Я вела математику во всех классах, а в 8  «В» ещё и физику, и была  классным руководителем.
  После торжественной части и концерта, «отчёта»  выпускников разных лет, я получила три приглашения на неофициальную часть. Этот год был особенным в моей жизни, потому, что в трёх    выпусках юбиляров  разных лет, были учащиеся, которых я  учила.   Дала согласие  выпуску, в котором были мои   ребята из восьмилетней школы №48. Некоторых из них я  не видела с дня выпуска. Мне за два дня до встречи сказали, что   меня   будет сюрприз.
Сюрприз, как потом стало понятно, состоял в том, что все три выпуска юбиляров  собрались  в одном и том же кафе «Уют», хотя в посёлке ещё семь  кафе.  Значит,  договорились. Было очень приятно, скрывать не стану.
Конечно, выпускников  было  несколько десятков. Из учителей  -  я одна. Других классных руководителей нет в живых. Мне, в июне сорок два года назад, было 30 лет, другие были на 10 и 13 лет старше.
 Более шести часов, конечно, с перерывами, я выслушивала, секреты всех желающих, раскрыть их. Рассказывали  каждый о своём. Что-то было в их рассказах общепринятым, но больше личным.    
 Вася  Кревенчинко из  8 «Б»,  вспоминая школьные годы, частично касаясь и моей личности.. Начал он с того, что  сегодня  увидел меня, идущую   той же походкой и с той же короной на голове. Вспоминал правила и формулы по арифметике и алгебре, свойства и признаки равенства и подобия треугольников  по геометрии и многое другое, подчёркивая, что помнит это благодаря моим урокам.
Вася рассказывал, что  для привития любви к математике своим детям, использовал советы, которые получал  на моих уроках : «Знания правил по математике – это «математический» капитал, который пригодится вам в решении многих жизненных задач и проблем, в том числе, поднять свой авторитет в глазах будущих детей и внуков. Благодаря своим знаниям, каждый из вас,  выполняя неотложные домашние дела, сможет беседовать со своим чадом, помогать при необходимости  выстраивать алгоритм решения уравнения, упрощать выражения, разрешать все возникшие проблемы.  применяя  нужные определения, теоремы, правила и формулы. Участвуя в жизни своих детей, вы поможете им   пополнить знаниями их условные математические  кошельки.  Всё, что вы выучите сейчас, останется в вашей памяти на всю жизнь».

  - Я, Нина Фёдоровна, до сих пор  помню, что сумма квадратов не разлагается на множители, хорошо знаю  разложение разности квадратов, суммы и разности кубов на произведение двух множителей и т. д. Мои дети и внуки отличники по математики. Внуки – ученики  пока начальной школы. -
Я  не перебивала, старалась внимательно его слушать, но  слова «… с короной на голове», не давали мне покоя, сверлили буравчиком  мои мозги. На минутку он призадумался,  и я прервала   его мысли, заговорила с ним:
-  Вася,  меня радует, что в какой-то степени уроки  и нравоучения мои были  тебе полезными .  Но , что  за корона у меня на голове тогда и сейчас? –
 - Вы что так и не узнали секрета мальчишек 8 «Б» класса ?-
-  Вас же выпустили.! Как можно было узнать? А что за секрет?.-
-  Короной мы называли Вашу причёску. Особенно нам нравился локон, слегка прикрывающий лоб с правой стороны. Это было главное  для нас в ней.  Прошло  сорок  два года, а у Вас та же корона волос. Мне кажется, тогда волосы были  светлые. Вы, действительно, не знали об этом? Значит, меня никто не сдал? Здорово! Сам тогда придумал и сам сейчас раскрыл  тайну!-
Я даже подумать не могла и услышала это впервые на восьмом десятке лет своей жизни, чтобы пятнадцатилетние мальчишки говорили о причёске учителя. Девчонки допускаю - могли. Сама такой была До сих пор помню.
Мне стыдно было признаться Васе, но я не не могла вспомнить  его мальчиком- выпускником..   Как будто он прочёл мои мысли, Встал и ушёл, но быстро вернулся с выпускной фотографией  в виде книжки, где был увеличенный его  детский портрет .  В     мужчине, в  57 лет, выглядевшем на 10 лет моложе, трудно было увидеть того худенького с чёлочкой мальчишку. 
Сейчас хрупкий мальчик -  лучший фермер в районе. Об этом, я несколько лет назад читала в районной газете. Тогда я не подумала, что это мой бывший ученик. Из газеты  я узнала, что к  дяде Васе -  фермеру приезжают поучиться фермерскому делу со всего края  молодые люди, и не совеем молодые.  Сельскохозяйственный институт он  окончил с отличием в СССР, Знает хорошо своё дело и делился накопленным личным опытом с другими.   
Смотрю на него с улыбкой, размышляя про себя, что  я тогда и не предполагала, что для Васи это так важно, что он многое, сказанное на уроках,  запомнит. Может только он один и запомнил? Это всего лишь один процент от моих учеников- выпускников того года. Это всего лишь один росточек. Прошло много времени, росточек стал полноценным ростком,  укоренился, выросло дерево. Оно крепко стоит  на  Земле.   В его успешной деятельности,  я вижу скромные плоды своего  труда. ЖИТЬ ЗДОРОВО!


Рецензии
Нина! Мне уже много лет. Я окончил школу в 1948 году, но до сих пор хорошо помню почти всех своих учителей, а вот одноклассников многих забыл...
Будет время и желание прочтите у меня "Школа" http://www.proza.ru/2013/09/16/428 и "Город юности моей" http://www.proza.ru/2013/02/02/1225
С уважением -

Анатолий Комаристов   10.02.2019 13:57     Заявить о нарушении
"Школа" http://www.proza.ru/2013/09/16/428 . Спасибо. Вы вернули меня в школьные годы чудесные.
С уважением Нина

Нина Климович 3   10.02.2019 15:31   Заявить о нарушении