Гегель и евробезопасность

   
  Великий Гегель оставил нам в наследство не только философскую   систему, выстроенную логично во всех отношениях, но и  свой метод. Диалектика учит, что мир развивается от простого к сложному, от  низшего к высшему  через определенные состояния,  которые перетекают при накоплении количества и перехода его в качество с помощью скачка.  При этом важно, что состояния  повторяют свойства друг друга с перескоком через  одно.  Посмотрим, как это работает в социальной материи.
 Обратимся к истокам европейской цивилизации. Там  мы обнаруживаем  сначала Греческую ойкумену , а потом Великую Римскую цивилизацию, в которых   развиты товарно-денежные отношения, царит частная собственность, определенные социальные  гарантии для свободных граждан, налаженный быт.  Важную роль  в обществе играют ученые, поэты, философы. Взлет Греции был в условиях демократии, а Рим превратился в величайшую империю  с авторитарным правлением. Возникает римское право, и религия не доминирует. Полным ходом идет  античная модернизация, затрагивающая все сферы жизни. Здесь и многоэтажные дома, и водопровод, бани, идет строительство дорог, гарантирующих коммуникационную систему. Можно               
говорить, что Европа находилась в состоянии первоначального архаичного модерна.
  Проходит время,  и под напором варваров Рим рушится.  Наступают темные века.   Европа  вступает в новое состояние, во многом противоположное  античному модерну.  Разрушаются товарно-денежные отношения, возникает эпоха натурального хозяйства,  забываются  технические достижения   Рима. Наука оказывается в загоне, чернокнижие душит ученых. Мир начинает                развиваться по   теократическому  пути. Христианство входит в каждый дом, в каждую семью, в каждого человека. Светская власть подчиняется церкви. Средневековые  философы  заявляют, что мысль изреченная есть ложь и что верую, потому что абсурдно.  Эту эпоху  называют европейским премодерном.
 Жизнь течет по законам гегелевской диалектики. На смену  мрачному средневековью  приходит модерн, как полная противоположность предыдущему состоянию. Эпоха Возрождения становится переходным периодом к новому состоянию социальной материи.  В модерне складываются снова товарно-денежные отношения, развивается капиталистический рынок, полным ходом идет индустриализация и промышленный переворот. Общество освобождается от религиозных догм. Ницше пишет, что Бог умер. Вновь в фаворе оказываются ученые. Наука становится новым Богом, новым солнцем, освещающим столбовую дорогу  цивилизации. Оформляются нации и государства, образуются огромные               
промышленные империи, которые распространяют прогресс по всему миру. На этом этапе человеческий труд начинает заменяться   машинами, энергия мышц - паром, а потом  углеводородами. Однако и модерн не вечен. Он также проходит стадии зарождения, наивысшего взлета и постепенного угасания.
  XX  век стал переходным периодом из модерна в постмодерн. Новое состояние социума  опять же  во многом  противоположно предыдущему.  Традиционная классическая наука эпохи модерна подвергается беспощадной критике.  Наносится удар по фундаментальным  ньютоновским законам, по дарвиновской теории эволюции. Возникают новые  религиозные взгляды. Бога начинают искать в черных дырах и темной материи, т.е.  там, где человек еще не бывал. Идет разрушение свободы предпринимательства, как основы рыночной экономики, возникают монополии и ТНК.  Рождается     глобализация, которая    размывает               
нации и отдельные государства. Разрушается сама личность, которая лишается индивидуальности и предпринимательской активности. На смену приходит корпоративность, даже  толерантность становится противоположностью  модернистского воинствующего атеизма. Европейский постмодерн особенно проявляется в  поведении  молодежи XXI века.  Юноши и девушки порой субтильные, не имеют жизненных целей и ориентиров, не знают своей истории, не осознают национальности и даже гендерных  особенностей.  Перед нами порой предстают               
некие постоянно плачущие существа без всяких целей в жизни, не готовые ни к учебе, ни к работе: настоящие тела без органов, кочевники асфальта, дети цветов.
    Как мы видим, постмодерн и премодерн имеют  общие черты. Стоит ли удивляться, что нынешняя Европа открыла  двери для  миллионов представителей традиционных азиатских и африканских обществ.  Воспитанные  в  мусульманских традициях   беженцы  из премодерна  вливаются  в сонный мир европейского постмодерна.  Сто лет назад Шпенглер написал знаменитую работу "Закат Европы".  Он  многое утрировал, но подметил главное: Европа стала меняться как политически, социально, экономически, а теперь еще и этнически.  Возникает новый огнедышащий котел, который , пройдя через новые темные времена,  породит другое состояние цивилизации, название которому еще нет. По своим параметрам  оно будет близко к модерну, а значит ускорит общечеловеческий прогресс. Не известно, однако, когда постмодерн придет к своему концу   и  наступит следующая эпоха в развитии человечества.
  Удивительно  как повторяется история.  Когда-то демократические Афины были побеждены  архаичным аграрным тоталитарным Пелопонесским союзом во главе со Спартой. Афины были великой морской державой и как всегда в условиях демократии обладали высоким уровнем технического  развития.               
        Чего стоил один   блестящий флот. Однако демократия всегда проигрывает тоталии. Вы спросите почему?   Во главе демократии  приоритет закона. Личность выше государства. Свобода гражданина - высшее достояние такого мироустройства. Главной ценностью считается человеческая жизнь. В тоталии все наоборот. Армия, состоящая из свободных людей  обычно проигрывает тоталитарному войску, созданному по принципу муравейника.
  В ХХ веке европейская демократия взрастила Гитлера как тоталитарное оружие против сталинской деспотии.  XXI век принес новые проблемы и угрозы. Демократический постмодернистский Евросоюз  оказался рядом с поднимающейся  новой авторитарной системой, опирающейся на идеологию русского мира.  На Востоке появился новый правитель, сильный хозяин, который решил строить внешнюю политику по правилам XIX  века путем расширения собственной территории. Орудием  достижения этих целей становятся " вежливые зеленые человечки" и гибридные войны. Проблема усугубляется тем, что у новой империи на вооружении термоядерное оружие, способное уничтожить весь Земной шар. Как этому может противостоять демократический Евросоюз с его толерантностью и стремлением отменить национальные границы и этническую идентичность?
   Вот в Евросоюз хлынул поток миллионов беженцев  из Азии и Африки.  Они идут с культурой премодерна и высокой степенью  исламской религиозности. Полиция,                чиновники, правительства Евросоюза закрывают глаза на все происходящее, а случается там многое. Беженцы сколачиваются в банды, грабят, обкладывают данью магазины, кафе, насилуют женщин. Они устанавливают свои средневековые порядки. Кто то думает, что Европа сошла с ума, что она превращается в стаю китов, которые выбрасываются на мель, кончая жизнь самоубийством.
     Дело здесь в другом. Европа выбирает из двух зол наименьшее. Опасаясь термоядерной империи, она заселяет свою территорию мусульманами, полагая, что они в случае необходимости,  станут той силой, которая сможет противостоять     любому агрессору. Мало кто захочет  сталкиваться лоб в лоб со всем мусульманским миром.   В европейских политиках  и ученых живет надежда, что  мусульманские беженцы  вольют свежую кровь  в старушку Европу  и  придадут  сил для дальнейшего поступательного движения этого высокотехнологичного модернизированного региона. Включение  в себя новых этносов сродни тяжелой операции, результат которой  непредсказуем.
   Мы живем в эпоху нового переселения народов, когда могут возникнуть другие центры силы и поменяться политические векторы.
 


Рецензии