злато рабочее в силе

 О творчестве поэта и прозаика Евгения Борисова

  Старшее поколение псковских поэтов ушло из жизни так и не успев передать поколению грядущему эстафету русской поэзии. Процессы, происходящие в стране, не способствовали этому, да и у современных поэтов появились совершенно другие задачи, отличные от задач их предшественников. И есть отчего – жизнь стала другой, страна другой. И в современной поэзии только поэт Евгений Борисов оставался связующим мостиком поколений: поколения, жившего в СССР и поколения постсоветской России. В нравственном плане задачи обеих поколений совершенно одинаковы, но вот исходный материал – разный. В переломные эпохи нравственность никогда не пользовалась спросом, а в эпоху «дикого капитализма» навязанного нашей стране и подавно. Насилие, нахлынувшее на нас с экранов телевизоров, наркомания, преступность всё дальше отодвигают те духовные устои, которые всегда исповедовала русская поэзия.
«Сеять разумное, доброе, вечное» - вот её главный девиз. Творчество Евгения Борисова как никогда актуально в наше непростое, жёсткое время. Ведь его поэзия – гимн простому человеку, не гению, не герою, не богачу, а тому, кто сродни с нами. Люди его поколения, дети войны, пережившие ужасы войны, оккупации, фашистского плена, выжившие во имя свободы и лучшей жизни, возвеличившие нашу страну, достойны быть Учителями для нового поколения.
И один из них – поэт Евгений Борисов.
    Евгений Андреевич Борисов родился в 1932 году на Псковщине, в семье сельских служащих. Отец был председателем сельского Совета, мать – продавцом сельмага. В пятилетнем возрасте он был привезён в г. Псков и в дальнейшем воспитывался у бабушки Прасковьи Игнатьевны, с которой пришлось делить и радости, и беды. Его отец был репрессирован в 1938 году и больше сын его не видел. Мать была арестована уже во время войны  фашистами за связь с партизанами, испытала все ужасы фашистской неволи: лагерь в Моглине около Пскова, лагерь в Саласпилсе под Ригой, каторжные работы в далёкой Франции, вернулась из плена больная, измученная, так и не успевшая пожить в радости.
Всю войну маленький Женя не расставался с бабушкой: и в оккупации в Пскове и в фашистских лагерях в Литве и в Германии.
                В детстве был стариком,
                Пацаном не бывал…
Скажет потом о себе поэт. Он познал всю жестокость фашистских лагерей, мыслимые и немыслимые мучения и унижения.
                В концлагерь, маршрутом по аду,
                Плетусь я подбитым птенцом.
                Стою на ветру за баландой
                С недетским горящим лицом.
   Бабушка с внуками была освобождена из лагеря только весной 1945 года. Вернулись в город Псков на развалины.
                Мы возвращались из неволи
                На пепелища в поздний час…
                Поклон старушке-колокольне,
                Что первой приютила нас. 
И далее:
                Нам – под лестницей, в проломе,
                Нашлось местечко для жилья.
   И детям, едва окрепшим, пришлось вместе с взрослыми каждую неделю разбирать руины, завалы, восстанавливать город.
   В 1950 году Евгений Борисов закончил семилетку и в 1951году был призван в армию, на флот. Учился в г. Ленинграде, в школе подводного плавания им. Кирова, стал классным гидроакустиком, служил в течение 5 лет в Либаве, в Кронштадте, в Ленинграде. В 1955году начал печататься в газете «Страж Балтики». После демобилизации работал в г. Пскове на железной дороге, на стройке, в котельной.
                Не в контору меня оформляли,
                Я на подпись бумаг не несу.
                По профессии – раз, два – взяли,
                Я зачислен приказом в СУ.
  Работал и, одновременно, закончил среднюю школу. В это же время он писал стихи и печатался в псковских изданиях: в альманахе «На берегах Великой», в газетах «Молодой ленинец», «Псковская правда»,   в московском альманахе «Поэзия рабочих рук» под редакцией Ярослава Смелякова. Творчество Евгения Борисова тепло было встречено известными советскими поэтами: Михаилом Дудиным, Сергеем Орловым. Пройдя творческий конкурс, в 1960 году был принят в Литературный институт им. М. Горького. Учился в семинаре поэта Дмитрия Ковалёва. Будучи студентом, познакомился с поэтами Николаем Рубцовым, Владимиром Фирсовым, Иваном Лысцовым.
    В Литинституте у Борисова выработалось жизненное кредо, которому он будет следовать всегда. Это кредо было озвучено Феликсом Скудра, поэтом из Риги, однокашником Евгения Борисова: «Из пижонов ничего не получится: ни прозаиков, ни поэтов, слишком они сытые и обеспеченные, а гениальные строки пишутся на чердаках. Толк получится только из простых ребят: вечно голодающих, неустроенных, не от мира сего». Литературному институту Борисов посвятил своё стихотворение. Вот отрывки из него:
                Я к тебе пришёл с хорошей верой,
                Как земля и сложным, и простым,
                …………………………………….
                Я принёс терпенье и страданье,
                Светлость льна, чем славится мой край.
                Ты взамен мне дай образованье
                И назад в деревню посылай.
   Вот такую судьбу выбрал себе поэт, вот его жизненное кредо.
   В Пскове поэт был замечен и хорошо принят писателями, работающими в Псковской области:  Никандром Алексеевым, Игорем Григорьевым, Львом Маляковым, Александром Бологовым, Энвером Жемлихановым. Многолетняя дружба связывала Евгения Борисова с Олегом Тиммерманом, удивительно тонким, лиричным поэтом, рано ушедшим из жизни. Учась в Литературном институте заочно, Борисов работал кочегаром, строителем, даже корреспондентом, но как говорил сам поэт: «Чиновником никогда не был».
  На далёкой Камчатке работал стропалем в нефтеразведке.
  Постепенно поэзия Евгения Борисова набирала силу, у поэта появился свой неповторимый голос и своя тематика, что и завершилось успехом: в 1970 году в издательстве «Советская Россия» вышла первая книга поэта «Срочный груз», которая была тепло встречена читателями. В своих стихах поэт не делает каких то умозрительных заключений, а пишет о себе, о своей работе, о людях работающих рядом, но пишет так, как не всякому поэту удаётся:

                Многочисленных строчек не дашь
                В пекле громких огромных строек,
                Если чаще, чем карандаш,
                В руки брать приходилось ломик.
                Надо мной автогенный свет,
                Подо мной бетонные стойки.
                Сочинений великих нет,
                Зато есть великие стройки.
  Или ещё:
                Я службу нёс не как придётся,
                Я стал акустиком и коком,
                И корабельным стихотворцем.
                Я хоронил на службе близких
                Под слёзы горькие, скупые.
                Мои стихи на обелисках
                Тогда печатались впервые.
   В 1977 году в Лениздате вышла следующая книга стихов Евгения Борисова «Каменистое поле». Об этой книге в журнале «Наш современник» была опубликована статья Станислава Золотцева «Камни и зёрна», где автор сравнивает творчество поэта с творчеством Василия Шукшина, а это сравнение дорогого стоит:
                Я молод, не знаю горечи слёз,
                Радуюсь
                Бодрому маршу колёс,
                И вижу
                Зелёный огонь в окне.
                Зелёная улица
                Составам и мне!
                А рельсы уходят
                На север и юг.
                Не любит их мама               
                За тяжесть разлук.
                А я говорю,
                Поняв её грусть:
                «Отец не вернулся,
                А я вернусь!»
     В этой книге впервые появилась тема Камчатки, развитая в третьей книге поэта «Гостинец», которая вышла в Лениздате в 1990 году. Камчатке и людям, её населяющим, посвящён цикл стихотворений «Охотоморье».  И опять созвучные жизненному кредо Борисова стихи:
                Потому и мотаюсь по свету,
                Не ищу с удобствами кров.
                Не из комнат выходят поэты,
                А из гор, берёз и ветров.
     Сильно сказано, да и очень верно. Сидя в кабинете, за письменным столом, да ещё и в нарукавниках, очень трудно написать вот такие строки:
                Окружила трактор вода,
                Что в кабину врывалась со свистом.
                Он в трясину ушёл навсегда
                Вместе с грузом и трактористом.
                И вздохнул механик: «Судьба».
                Парню памятник – мох и осока,
                Да ещё выхлопная труба,
                Очень схожая с перископом.
   Для того, чтобы написать эти 8 строчек надо знать, что на белом свете есть трактора, что если тонет трактор, вода врывается в кабину со свистом, что на болоте растут мох и осока, что выхлопная труба очень схожа с перископом и что сердце рвётся на части от гибели парня, которому ещё бы жить и жить.
   Чиновник не прочувствует всей драмы происшедшего, даже если прочитает дюжину книг  об этом.
    А какие сильные стихи в цикле «Портрет бабушки» из книги «Гостинец». Простая русская женщина спасла в войну троих малолетних внучат. Вот только несколько штрихов к портрету Прасковьи Игнатьевны:
                На шее, в прорези рубахи,
                В плену, вдали от наших мест,
                Пакет семейных фотографий –
                Носила бабушка, как крест.
   Или вот ещё о ней:
                Блаженствует бабка за чаем,
                Весь мокрый от пота лоб.
                Такую страсть замечая,
                Я с детства был водохлёб.
  И ещё к портрету бабушки:
                Стол у бабушки беден,
                Нечего там хранить.
                Учит хмурых соседей,
                Как очистки варить.
                Всем голодным поможет,
                Каждому – по блину.
                Кухня общая всё же
                Выручала в войну.
   Доброта, умение делиться последним, радоваться самой маленькой удаче – отличало русских людей в лихую годину.
                Картошка к зиме готова.
                Морковка лежит по углам.
                В тепло наша бабка толково
                Готовится к злым холодам.
    Следует отметить особенный дар Евгения Борисова – умение рассказать в стихах и метко, и точно о людях рабочих, о труде простом, но таком необходимом. Строки стихов наполнены удивительной теплотой, немного грубоватой, но такой вот: от земли, от печки, наконец - от батареи центрального отопления. Ведь за теплом реальным всегда стоят конкретные люди, в которых поэт ценит прежде всего надёжность, которые способны подняться по крутой лестнице мастерства, не боясь загреметь с верхотуры. Как в стихотворении «Трос»:
                Стальная проволока охватит груз
                Узлом надёжным, силе не сдаётся.
                А мягкая не выдержит (конфуз) –
                Как хилая верёвка, разорвётся.
                Про мастера все также говорят,
                Что он тихонь не любит мягкотелых.
                Пусть будет парень с виду грубоват,
                Зато, как трос, надёжен он для дела.
    В 1991 году Евгений Борисов был принят в Союз писателей России. В 1992 году вышел на пенсию, которую, как говорил поэт: «Заработал не пером, а горбом, отработав на различных предприятиях почти сорок лет».
    В 2001 году вышла книга прозы Евгения Борисова «Ольгинский мост». Книга прозы как бы досказывает то, что не было досказано в стихах. Это проза умудрённого жизнью человека, и жизнь свою и обстоятельства осмыслившего. Его проза автобиографична, взять хотя бы повести «Ольгинский мост» и «Гибель Казанской обители». Достаточно привести несколько строчек из повести «Ольгинский мост», Чтобы понять всю силу прозы Евгения Борисова.
     «От бабушкиных слов я долго не сплю, ворочаюсь. Но светлый образ мальчика у Христа на ёлке и прогулка в светлый заснеженный лес уводят меня от плохого и жестокого. Потом я мучительно засыпаю, обнимая худенького братишку». Что тут ещё скажешь?
     Из очерков особо выделяются: «Человек с рюкзаком» и «Остаюсь навечно тут».  Они - о творческом пути Леонида Творогова и Олега Тиммермана, написанные не только мастерски, но и с особой теплотой.
    Надо сказать, что стихи Евгения Борисова хорошо принимаются и читателями и слушателями. Они просты, написаны разговорным языком, так, как мы говорим в обыденной жизни. Наверно всё дело в соседстве слов и умения их правильно подобрать, в умении как у художника, двумя-тремя мазками обозначить суть. И, конечно, присутствие души поэта. В ряду своих учителей поэт упоминал Дмитрия Ковалёва и Михаила Дудина. А это уже классическая манера письма. Стихи Евгения Борисова легко западают в душу и часто вспоминаются. Их не надо заучивать, они органичны и непосредственны:
                Пусть над полем и оврагом
                Машет вьюга белым флагом,
                Занавеской рваной вьётся –
                То зима весне сдаётся.
   Голодное детство, репрессии отца и деда, фашистская оккупация, послевоенная разруха наложили отпечаток на поэзию Евгения Борисова, но оттого она стала крепче, увереннее. Ему не пришлось ходить по мягким коврам кабинетов и, наверное, слава Богу, он познал жизнь до самых глубин, он не изменил своему кредо.
   Но с другой стороны работа кочегаром, грузчиком мало располагала к творчеству. И если нет особого душевного запала и мощной физической закалки, вряд ли кто сядет сочинять стихи. До стихов в данной ситуации расстояние больше, нежели до рюмки водки. И очень трудно быть в равной удалённости от того и от другого.  Борисову это удавалось. Но стихи выходили задиристые, в лучшем случае с гонорком, а в некоторых случаях – протестные. Потому что уж больно отличалась жизнь чиновника от жизни простого кочегара – даже в советское время, а теперь и подавно. По стихам поэта чувствуется, что его всегда раздражало снисходительно-фамильярное отношение власть предержащих к людям творческим. Не потому ль рождались горькие строки:
                На поэта смотрит хмуро
                Важный псковский губернатор:
                - Что за щуплая фигура?
                - Некто Пушкин, литератор…
   Для чиновника что главное: не был, не участвовал, не привлекался, тёплое место и возможности.  А для поэта главное другое – не утратить поэтическое чутьё, всегда быть готовым к тому, чтобы с кончика пера полилась мелодия, слышимая поэту и людям. Стихи Евгения Борисова и подвигают человека видеть и слышать Поэзию, чтобы в другое время и в другой обстановке соотносить свои впечатления, свои переживания со стихами поэта и действовать во имя добра.
   Творческая судьба поэта сложилась также трудно, как и жизненная. Его книжки выходили с 10-летним интервалом. Не торопились издательства доставить радость и поэту, и читателю. Воистину справедливо замечание Евгения Борисова: «Всю жизнь, ради куска хлеба, приходилось совмещать тяжёлый физический труд с творчеством».
   Поэт был полон творческих замыслов, но им не суждено было осуществиться. В марте 2004 года Евгений Борисов трагически погиб, похоронен на Дмитровском кладбище в городе Пскове. Для нас и наших потомков остались его замечательные книги, которые учат добру и справедливости.
               
               


Рецензии
Иван Васильевич!
Спасибо за Добрую Память!
Хорошо написал.
Здоровья!

Одно время говорили,
что "Ольгинский мост" -
Это единственная псковская книга,
Которая окупила затраты по своему изданию.

Василий Овчинников   02.08.2017 12:01     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв! У Евгения Борисова была тяжёлая судьба. А он находил время для творчества и "Ольгинский мост" прямое тому подтверждение. А вот А. Донецкий никогда о нём не вспомнит и это весьма печально, поскольку озабочен одним - себя продвигать.
С уважением!

Иван Иванов-Псковский 2   25.02.2017 22:31   Заявить о нарушении