Термины проекта Пианола-Трио

  Проект "Пианола-Трио" в совокупности с используемым методом по-периодного синтеза музыкального звука породил ряд понятий и терминов.
  Они оформились в более менее чёткие определения не сразу, а постепенно, в ходе работы над проектом, и представляют собой в настоящее время некий самосогласованный лексический набор.
  Трактовка этих терминов даётся ниже.
 =========================================

  Аккорд - вводится в партитуру аккордным назначением, пометкой, имеющей вид G=/, где вслед за слежей цифрами указываются количества полутонов - смещений последующего аккордного звука относительно предыдущего. Перед слежей указывается число семплов, на которое происходит задержка каждого звука, появляющегося в аккорде. Таким образом, при озвучивании возможно создание арпеджиато.

  Амплитуда сэмпла представляется целым числом от -32768 до 32767. Амплитуды семплов, следующих один за другим, записываются программой ТРИО в файл формата WAV.

  Виды обертонов. Обычный - синусоидальное или обуженное возведением в нечётную степень колебание с частотой, отличной от основной частоты.
 Возобновляемый обертон - обертон, колебание которого возобновляется в начальной фазе с началом каждого периода.
 Неполный обертон - в котором некоторые колебания пропускаются. В частности, неполный обертон может демонстрировать лишь пол-периода своего колебания.
 Квазиобертон - возобновляемый обертон, колебания которого в следующем периоде оказываются в противофазе к его колебаниям в предыдущем периоде.

  Группы параметров. В звуковых функциях программы Трио имеются три группы переменных, определяющих развитие звука, и связанных с различными алгоритмами счёта. Это -
группа звуков фортепьяно, группа Виолы и группа рельефа. Имеется также отдельная группа из 4-х обертонов. Каждая группа имеет три Основных параметра (см) и ряд дополнительных.
 Группа фортепьяно специализируется на создании синусо-подобного колебания с некоторой деформацией его формы.
 Группа Виолы заполняет период колебаниями пичковой формы.
 Группа рельефа воспроизводит рельеф, заданный в строке Реплике (см).

  Девиация параметров. Для достижения естественности звучания проводится апериодическое изменение параметров, используемых в алгоритмах счёта амплитуды звука. Это изменение заключается в их отклонении от некого среднего значения. Девиация параметров, также как и изменение их средних значений проводится перед началом каждого очередного периода звукового колебания.

  Дублицирование - процесс воспроизведения звука в виде эха с небольшим запаздыванием. Амплитуды этого эха и величины запаздывания задаются в мнемонической форме в специальной строке. О работе ревербератора подробно тут -
http://www.proza.ru/2016/03/07/1229

  Звуковая функция - функция, содержащая Сценарии развития звука (см), и алгоритмы вычисления амплитуды очередного семпла. Имеет два входных параметра - частоту и номер сценария. Возвращает амплитуду очередного семпла.

  МУЗ - одна из трёх подпрограмм Трио, читающая свою партитуру, и обращающаяся к своей Звуковой функции (см) за очередной амплитудой семпла.

  Музыкальная запись - стерео или моно запись музыки в файле формата WAV. Для проигрывания музыкальных записей и для перевода их в формат mp3 рекомендуется редактор Wave Editor.

  Нотная запись - запись нотных строк в текстовом файле в специальной форме. Запись оканчивается маркером из трёх запятых.

  Нотная строка - запись нот в мнемонической форме с указанием длительности их звучания, характера исполнения, повышения или понижения тона, а также с указаниями на паузы и на изменения темпа.

  Обертон - звук, обладающий частотой, отличной от частоты основного звука.
 Различаются - обычный обертон, возобновляемый обертон, неполный обертон и квазиобертон
 (см. Виды обертонов)
 
  Обертонное отношение - отношение частоты обертона к частоте основного звука.

  Озвучивание. Перевод информации, содержащейся в партитурах, в звуковой файл. Озвучивание осуществляет программа ТРИО (см) из среды Турбо Бейсик.
Примеры озвучивания можно прослушать тут - http://yadi.sk/d/poMxlrBuxendv

  Основные параметры. Три переменные задают основные параметры в каждой Группе (см) -
модуляционный фактор (указывает на амплитудное вибрато), амплитудный фактор (указывает на максимальное, а по достижении максимального, на текущее значение амплитуды), и диссипативный фактор (указывает на время атаки и на затухание звука).

  Партитура - текстовый файл, создаваемый Пианолой, и содержащий указания на частоты нот, на длительность их звучания и на длительность посленотных пауз, а также указания на обычные паузы. Партитура оканчивается маркером из трёх запятых.

  Партитурные назначения (указания). Комбинация символов, записываемая в партитуре для указания на инструмент, громкость звучания, характер исполнения отдельных нот, или всех последующих нот. Разделяются на общие - могущие находиться в любой строке, и выделяемые заглавными латинскими буквами (за некоторыми исключениями), и локальные - принимаемые во внимание только в строках, начинающихся указанием на частоты. Локальные указания вводятся одиночной строчной латинской буквой.
 Из общих, наиболее употребительны указания на сценарий (инструмент) - R=, указания на громкость исполнения - H=, и аккордные назначения  G=/.
 Из локальных, используются указание на повышение или на понижение громкости - <, <<, > или >>, на увеличение (уменьшение) длительности звучания ноты на указанное число семплов (например это делается так t5000 ), а также другие особые знаки (штрихи исполнения).

  Период звукового колебания. В проекте реализован по-периодный метод синтеза музыкального звука. Предполагается, что звуковое колебание обладает временной периодичностью с постепенными изменениями своей формы от периода к периоду, и что в начале и в конце каждого периода амплитуда звука равна нулю, или относительно невелика.
 Такой подход позволяет организовать быстрый счёт по простым алгоритмам при расчёте амплитуд внутри периода, и изменять параметры (см. Девиация) по относительно более сложному алгоритму в промежутках между периодами. При этом достигается правильность развития звука и естественность его звучания.

  Пианола (Pianola) - программа редактор нотных строк. Создаёт возможность для их записи прослушивания и редактирования.

  Пометки в партитуре. Поскольку партитура является текстовым файлом, в ней можно делать какие угодно пометки. Кириллица озвучиванию партитуры не мешает, а латиница воспринимается только в виде определённого сочетания букв, составляющих Партитурные назначения (см), или указания.

  Простой звук - звук, обладающий периодичностью (см. период звукового колебания).
 Сложный звук - звук, полученный сложением простых звуков.

  Ревербератор. Функция, создающая эхо. Характер эха задаётся в Сценарии (см).
 Возможны два вида эхо - долгое эхо задаётся забросом текущей амплитуды звука в отдалённые точки кольцевого буфера, Ближнее эхо задаётся в процессе Дублицирования (см) на текущий и последующий периоды. Обращение к ревербератору и добавление эха осуществляют МУЗы (см).

  Реплика - мнемоническое изображение в строке амплитуд звука внутри периода. Реплика представляет собой строку из двухзначных чисел. Число 50 соответствует нулевой амплитуде, 99 - максимальной положительной, 01 - максимальной отрицательной. Реплика может быть сделана искусственно, или снята с естественного звука с использованием специальной техники - http://www.proza.ru/2016/07/12/1182

  Ротация строк. Изменение рельефа (см. Группа рельефа) путём плавного перехода от рельефа, задаваемого одной строкой, к рельефу, задаваемому другой строкой.

  Страница партитуры - преобразованная строка нотной записи. Страницы партитуры нумеруются и разделяются линиями =================.

  Сценарий развития звука - обособленная часть программы, содержащая операторы, которые задают и изменяют параметры, обеспечивающие характерный инструментальный звук и естественность его звучания. Сценарий открывается оператором CASE, указывающим на его номер, и обычно имеет нижнее дополнение - CASE с тем же отрицательным номером.
 Верхнее CASE выполняется только в самом начале появления звука, а нижнее CASE выполняется перед началом каждого Периода звукового колебания (см). 

  Сэмпл (англ. sample - образец) в цифровом звуке — минимальная часть аудио сигнала, содержащая амплитудное значение звуковой волны. Число сэмплов в секунду называется частотой дискретизации (сэмплирования) или частотой раздачи.

  ТРИО - программа озвучивания, написанная на языке Турбо Бейсик, и состоящая из нескольких модулей. Программа позволяет одновременно вести три партии разными инструментами, сопровождая мелодию каждой партии аккордами.
 Программа имеет головной модуль (разных вариантов), распределяющий партитуры и создающий WAV файл с музыкальной записью, и имеет два подключаемых модуля -
T_B.INK модуль содержит тело программы с МУЗами (см) и со Звуковыми функциями (см).
T_FN.INK модуль содержит общие функции программы и три ревербератора (см).
  В настоящее время программы Трио и Пианола переведены в среду Визуал Бейсик -
http://www.proza.ru/2017/08/27/2000 http://www.proza.ru/2017/09/26/1946

  Частота звука. Величина, обратная его периоду (см. Период звукового колебания).

  Частота основного звука - величина, указываемая первым параметром Звуковой функции (см).


Рецензии
Дмитрий, а меня, как дилетанта, интересовала такая вещь - я пою мелодию, программа гармонизирует её, и сама делает оранжировку заданными инструментами. Или просто в заданном стиле.
И это при том, что напеть я могу что угодео, а сыграть нет....
*
С уважением

Дмитрий Ковригин   24.02.2018 01:56     Заявить о нарушении
Такие программы, как мне кажется есть. Более того, современные аранжировщики работают не сами. Они имеют перед собой целый букет семплов разного стиля, и работают как бы в симбиозе с машиной, подкладывая семплы подходящей ритмики под мелодию. Потом полученное как бы ретушируют. Для этого существует масса приёмов.
Такая вот полупрофессиональная квазикухня. И даже серьёзные музыканты её не чураются.
Но всё же настоящая музыка, как и настоящая поэзия имеет, на мой взгляд, личностную творческую основу не только в общей идее, но и во всех деталях. Никто же всерьёз не препоручает поиск рифм машине, это значило бы заранее отказаться от нечаянных шедевров. Так и в музыке - аккорд не только сопровождает, но и ведёт мелодию. Вот либер танго Пьяццоллы имеет массу совершенно гениальных переложений.
Я использовал ноты переложения для аккордеона и фортепьяно, которые сделал Вячеслав Лукашевичус
//Вячеслав Лукашевичус родился в городе Зуевка, Кировская область.
Закончил музыкальную школу по классу баяна в городе Игарка, Красноярский край, с третьего класса начал сочинять.
После окончания Абаканского музыкального училища по классу баяна, обучался в Красноярском Государственном Институте Искусств (ныне Академия Музыки и Театра), сначала как баянист, затем как музыковед. Факультативно изучал композицию музыки в классах Олега Меремкулова и Бориса Иофиса.
Вячеслав преподаёт в школе искусств, занимается сочинением музыки, аранжировками, нотной графикой.//

Дмитрий Маштаков   24.02.2018 06:10   Заявить о нарушении
Дмитрий, тут позвольте не согласиться - если я сочиню стих, придумаю мелодию - это же живое творчество. Дальше бы пригласить живого исполнителя, но у меня с этим туго что-то ...
Так если наложииь электронику на готовый вокал - это уменьшит творческий момент, но, думаю, ненамного....

Дмитрий Ковригин   26.02.2018 03:30   Заявить о нарушении
Согласен. Вокал это действительно другое дело. Говоря про аккорды я имел в виду чистую музыку. И в том и в другом имеется две ипостаси. В вокале - интонации голоса и мелодия, в чистой музыке - мелодия и сопровождение.
Такие яркие пары, поддерживающие друг друга в процессе творчества, можно разглядеть во многих проявлениях искусства. Рифмы и ритмика. Колорит и композиция. Сценическая речь и сценическое движение.

Дмитрий Маштаков   26.02.2018 05:56   Заявить о нарушении
А вы могли бы наложить на мою песню аккорды?

Дмитрий Ковригин   26.02.2018 10:53   Заявить о нарушении
Дмитрий, инструмента у меня в данный момент нету и не предвидится. Только пальцем по клавиатуре "пи-пи-пи". Только по готовым нотам могу музыку делать.
Но Вы начитайте стихи вслух и запись пришлите. А я Никиту попрошу, он на альте играет. Может быть он сопроводит звучание стихов некой музыкой. Если получится, конечно.

Дмитрий Маштаков   26.02.2018 16:27   Заявить о нарушении
У вас "вацапа " есть?

Дмитрий Ковригин   27.02.2018 03:08   Заявить о нарушении
Нет. Лишние программы не к чему. От них вирусы всякие налезают. И держусь того мнения, что чем размереннее жизнь, тем лучше. Отписался на рецензии, и спать залёг. ))
В буквальном смысле - у меня полдневный сон. Кроме того очень часто комп отнюдь не в моих руках. Тут желающих много.

Дмитрий Маштаков   27.02.2018 07:47   Заявить о нарушении