От Пушкина к Высоцкому

Да, да, именно такое объявление было вывешено в коридоре русского сообщества Монреаля, где я работал учителем рисования.

Был вечер тысяча девятьсот девяносто восьмого года.
Я привёз мою старшую внучку в русское сообщество, где для детей было открыто много кружков: музыки, пения, танцев, шахмат и др.
Зная, что урок танцев, которыми занималась моя внучка, займёт около двух часов, я искал, чем заняться, и тут увидел это объявление о литературном вечере, принять участие в котором приглашались все желающие.
Чья была идея такого вечера, я не знаю. Видимо, это исходило от группы преподавателей русского языка.

Я вошёл в большой зал со стоящими вдоль стен стульями, на которых сидели разные люди. Среди них я узнал многих родителей, которые, как и я, привезли своих детей на занятия. Я присел на свободный стул и осмотрелся.
Посредине зала, возле сцены, стоял стол, за которым сидело несколько человек. Среди них был один рыжий и бородатый гитарист. Говорили, что он из Москвы и где-то пересекался с Высоцким…
Я стал прислушиваться к выступающим.
Одни рассказывали о Пушкине, другие вспоминали о Высоцком, кто-то что-то обобщил… Но это всё были общеизвестные факты, ничего нового, ничего интересного, натянуто и довольно скучно.
Я вспомнил, что даже программные лекции на филфаке нашего университета и то были намного более увлекательными, и подумал про себя: «Что-то всё это не «кошерно», надо бы их завести». И тут моя душа не выдержала, я встал и попросил слова.
Многие уже собрались уходить и смотрели на меня с удивлением.

Начал я с того, что лично с Высоцким не был знаком и даже никогда его не видел.
А вот мой отец в 1972 году в течение десяти дней видел Высоцкого неоднократно.
Тогда Высоцкий был безумно влюблён в Марину Влади и поехал с ней в круиз по Чёрному морю на теплоходе «Шота Руставели».
И в это же время на этом же теплоходе находился со своей женой мой отец, которому безумно повезло, так как кто-то где-то помог ему достать две путёвки именно на этот круиз.
Отец привёз много фотографий Высоцкого с Мариной Влади, а также Зиновия Высоковского, который тоже там был.
Отец всегда с восторгом рассказывал, что каждый вечер, после ужина, на палубе Владимир Высоцкий и Зиновий Высоковский веселили публику!
А потом, попрощавшись, Высоцкий, который всегда выступал там в джинсах и тапочках на босу ногу, брал под руку Марину и они шли в бар или в свою каюту. Смотревшие им вслед пассажиры часто тихо обсуждали, насколько Марина выше Высоцкого ростом.
И тут можно провести первую параллель между Пушкиным и Высоцким.
Как известно из истории, Пушкин тоже был безумно влюблён в Наталию Гончарову и тоже был ростом ниже неё. Есть много двойных портретов Пушкина с Натали, но один, очень известный, где Пушкин в мундире, в профиль, Натали со спины, почти на голову выше поэта, отражаются в зеркале на каком-то приёме во дворце.
И когда Высоцкий с Мариной уходили вместе, это очень напоминало этот портрет.
Тут я почувствовал в зале оживление и интерес и продолжал говорить дальше: «Так как этот вечер называется «От Пушкина к Высоцкому», хочу провести ещё несколько параллелей: оба молоды, оба влюблены в своих жён, у обоих жены – красавицы, обеим они посвящают свои произведения».
И я прочёл начальные строки Пушкинского «К Наталье»:

Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон;
Сердце страстное пленилось;
Признаюсь — и я влюблен!

Зал захлопал, а я продолжал: «А Высоцкий, в песне посвящённой Марине Влади «Люблю тебя сейчас, не тайно – напоказ» даже упоминает о Пушкине и вставляет его строки:

Люблю тебя сейчас, не тайно - напоказ.
Не после и не до, в лучах твоих сгораю.
Навзрыд или смеясь, но я люблю сейчас,
А в прошлом - не хочу, а в будущем - не знаю.

В прошедшем я любил - печальнее могил,-
Все нежное во мне бескрылит и стреножит,
Хотя поэт поэтов говорил:
«Я вас любил, любовь еще, быть может...»

Следующие параллели: как известно, семья Гончаровых в первый раз отказала Пушкину, мотивируя это тем, что он вольнодумец, атеист и азартный игрок, и только со второй попытки согласилась отдать Наталью за него.
Высоцкий тоже был вольнодумцем, атеистом и азартным игроком, и он тоже с большим трудом добился благосклонности Марины.
А ещё Высоцкий ничего и никого не боялся и смело писал обо всём и обо всех в своих песнях.
И Пушкин тоже ничего и никого не боялся, достаточно вспомнить его эпиграммы:

«Мы добрых граждан позабавим,
И у позорного столпа
Кишкой последнего попа
Последнего царя удавим»

Или
Романов и Зернов* лихой,
Вы сходны меж собою:
Зернов! хромаешь ты ногой,
Романов головою.
 
Безусловно, – продолжаю я своё выступление, – у них много общего и в характерах, и, что особо хочу подчеркнуть, оба, и Пушкин и Высоцкий, очень остро реагировали на события, которые происходили в то время вокруг них».
И тут я решил направить своё выступление в другое русло.

«Господа, – продолжаю я, – о чём сейчас пишут во всех газетах, говорят по радио, показывают по телевидению? Правильно, мир обсуждает скандал вокруг Билла Клинтона и Моники Левинской. Давайте, господа, представим себе, как на это отреагировали бы Пушкин и Высоцкий, если бы они жили в наше время. Думаю, Пушкин написал бы что-то вроде этого:

Буря мглою в Белом Доме…
Кеннет Стар** дела кроит,
Хочет Билла с головою
В бочке дёгтя утопить.
Ну а Клинтон, чудо-душка
Он с Левинской, без подушки,
Что-то там внизу крутя…
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя».

В зале послышался хохот, многие захлопали, а я продолжаю: «А что бы написал Высоцкий? Может быть, так:

Сегодня вы меня не пачкайте,
Сенат сегодня мне до лампочки,
Моник сегодня соглашается,
Сегодня жизнь моя решается.

Постой чудак! Ты –  президент
И скоро выборов компания.
А кто она, Стажёр, учётчица.
А мне плевать, мне очень хочется!»
 
В зале оживление, хохот, возгласы. Вдруг кто-то, забыв о теме вечера, крикнул:
«А что бы написал об этом Лермонтов?»
Меня уже трудно было остановить, и я, зная наизусть десятки произведений разных поэтов, ответил моментально:

Скажи-ка дядя, ведь недаром
Наш Билл охваченный скандалом
С Левинской что-то сотворил?
Ведь были женщины иные,
Да говорят ещё какие!
Недаром помнят в Белом Доме
Любовь, и крик, и стон в истоме.

Что было в зале – не передать. Тут одна женщина встаёт и, перекрикивая всех, говорит:
«Жаль, что Вы не с Украины, а то порадовали бы нас пародиями на украинских поэтов!»
Я перевёл дыхание и отвечаю ей: «Вы ошибаетесь, я именно с Украины, из замечательного города Коломыя, и, если хотите украинских поэтов, пожалуйста.
Вот что Котляревский написал бы:

Білл був парубок моторний,
І хлопець, хоч куди козак,
Лише на Моніку він зиркнув,
Вона відчула раптом смак.
Но Моніка та, суча дочка,
Розкудкудахталась, як квочка:
Потягну тебе до суду,
Буде сором тобі з люду!
Але наш Білл не розгубився,
Кому що треба – всім раздав,
І добре з Хіляри набрався,
Взяв свою торбу й тягу дав».***

«Давай Шевченко!» – уже хором кричали из зала, и я продолжаю:

Реве та стогне Біла Хата,
Хіларі щось там завива,
Додому кришталь свій уносить,
По всій підлозі розбива.

А Блідний Білл якраз в ту пору
З Монікою там загуляв,
Неначе човен в синім морі,
То виринав, то потопав.

Ще треті півні не співали
Ніхто ніде не гомонів,
Білла з Монікой залапали,
Бо голосно стілець скрипів. ****

Зал взревел, все поднялись и без остановки долго-долго хлопали.
Вечер удался, я был счастлив. Люди не хотели расходиться, просили ещё что-то прочитать, но я, поблагодарив, объяснил, что мне надо идти забрать внучку после занятий…
-------------------
Прошло почти двадцать лет, но я часто с теплом вспоминаю тот вечер, когда я за какой-то час стал знаменитым в русском сообществе Монреаля.
А рассказ этот я написал, потому что сейчас опять во всех СМИ кричат о Клинтон, но не о Билле, а о Хилари, проигравшей выборы Трампу.
Но это уже совсем другая история…




* Зернов Александр Павлович – одно из должностных лиц Царскосельского лицея, где учился Пушкин.
** Кеннет Стар – во время скандала с Левинской занимал пост независимого обвинителя США.
***  Билл был юноша задорный,
И парень – хоть куда козак,
Только на Монику он зыркнул,
Она почувствовала смак.
Но Моника та, сучья дочка,
Розкудкудахталась, как квочка:
Я привлеку к суду тебя,
И будет стыдно за себя!
Но и наш Билл не растерялся,
Кому что надо – всем раздал,
И крепко с Хилари набрался,
Взял свою портфель и тягу дал.

****  Ревёт и стонет Белый Дом,
Хилари сильно воет в нём,
Домой хрусталь свой понесла,
Но по полу всё разнесла.

А Бледный Билл как-раз в ту пору
С Моникою там загулял,
Как шлюпка в бурю в синем море,
То вынырял, то пропадал.

И петухи ещё не спели
Никто нигде там не шумел,
А Билла с Моникой накрыли,
Уж громко стул под ним скрипел.


Рецензии