Заметки о Пушкине

Пушкин - друг, а истина дороже. В своей симпатии к монархии он сильно и глубоко заблуждался.
Если Ивану причинил вред Пётр, и если затем Пётр пожалел об этом, то его прощение есть дело рук Ивана, а не царя. Но для того, чтобы прощение состоялось, Пётр должен проявить деятельное раскаяние, то есть возместить вред (и моральный, и материальный) и потом испросить прощение. А Иван уже может поступить либо по закону, либо выше закона (но не царь). - Когда, что такое плохо и что такое хорошо, за Ивана решает царь, то тем самым этот последний уничтожает Ивана как субъекта нравственности; он как бы говорит Ивану: "Дух дышит не где хочет, а только во мне, в царе, и не тебе, подлец, рассуждать о благодати Божьей и о Законе Его, о плохом и хорошем...", ты в этом отношении - никто. - Царь этими действиями отказывает Ивану в совестливости, то есть в наличии у Ивана совести, в связи Ивана с Богом и приравнивает его к скоту. Между тем, на самом деле "Дух дышит где хочет..." (Ин., 3:8), и если Он в Иване дышит, то Иван может поступить выше закона, который звучит так: "Как мерой мерите, такой и вам будут мерить" (Мф., 7:2). То есть Иван может сказать, что он прощает и больше зла не держит и мстить не будет, а может сказать и так: "Ладно, брат, вижу я, что ты искренне каешься, и не держу я на тебя обиды. Не надо мне компенсаций, и всё, что украл у меня можешь у себя оставить. Может быть, ты найдёшь этому лучшее применение. Давай выпьем мировую...". Но вот если царь простит Петра без всяких компенсаций или за компенсации, внесённые Петром в царскую казну, а не отданные Ивану, то это - зло, и ничего Божеского в этом нет. А если ещё и Сам царь будет вредить разным людям или всему обществу и прощать себя, то это уж вовсе - бандитизм. Божья воля выражается в разумно сформулированном законе, которому должен подчиняться и сам царь, ибо в противном случае он будет выполнять уже не Божью волю, а свою собственную, человеческую, суетную волю.
© Вячеслав Ковалёв.


Рецензии