Волгари

«Не в силе Бог, а в правде».
Александр Невский.

Перенесёмся в Петербург начала двадцатого века. Витают новые идеи, символизм, споры, философия. Не миновали эти споры и Академию художеств. Между лекциями в коридорах шумно. Да вот хотя бы — у окна стоят и спорят двое.
— Был вчера на встрече, слушал Бердяева. Голова, знаешь ли!
— Слышал я про него, умный человек. Только в толк не возьму, в чём его русская идея.
— В вере, конечно же.
— Нет, не в вере, а в правде.
Подошёл третий.
— Вы, господа, в корне не правы. Вера и правда тут ни при чём. Идея русского духа только в силе.
Его не поддержали, и спор разгорелся с новой силой.
— О чём речь ведёте, господа студенты?
Все трое обернулись. Прямо к ним подошёл академик Репин. Несмотря на годы, он был худощав и моложав, в карих глазах горели весёлые искорки.
— О чём спорите ?
— О русской идее. Так вы уж рассудите, кто из нас прав.
— Вся штука в том, что все вы правы и не прав никто.
— Это как?
— Пойдёмте, господа, в мой кабинет.
В кабинете Репин подошёл к шкафу и достал набросок.
— Взгляните, господа!
— Это ваши «Бурлаки»?
— Да, это они. Первый набросок. Его я сделал после одной встречи, что осталась в моей памяти, в 1869 году.
— Расскажите!
— Сойдя на берег Волги в районе Ширяева с парохода «Самолёт», мы залюбовались тем видом, что открылся перед нами. Необозримое пространство и зелёное море клёнов, ясеней, дубов покрывало возвышенность. Лишь кое-где проглядывали светлый известняк, гранит и песчаник. Среди них темнели входы в пещеры. А какой чистый воздух!
Я не заметил, как отстал от своих товарищей, всё шёл и шёл берегом Волги. В пути неожиданно наступил вечер. Впереди я увидел отблеск костра — огонь всегда влёк меня к себе — и подошёл ближе. Вокруг костра на камнях и песке сидело человек пятнадцать мужиков. В большом котелке варилась уха, распространяя вокруг приятный аромат.
— Желаю здравствовать! Можно к вам?
— Садись, добрый человек, — сказал один чернобородый. — Ты откудава к нам прибыл?
— Из самого Петербурга.
— Да неужто?
— Истинно так. А вы откуда?
— Артельские мы, с самой Астрахани тянем бечевую. Вон тама барка стоит, её тянем.
— Ну и тяжёлое же у ваc ремесло.
— Мы привыкли, не жалуемся. Бурлацкое ремесло нас кормит.
Я молчал.
— Ну, а ты, чем на хлеб зарабатываешь?
— Художник я.
— Богомаз что ли? — спросил один молодой.
— Нет, лучше. Хочу жизнь народа показать.
— То дело доброе. А ты уху-то ешь, — кто-то передал ему ложку, — стерлядка нынче хорошая.
Некоторое время я был занят едой.
— Благодарствую! А чем славится ваш край?
— Эх, добрый человек. Волжский край славится своими диковинами.
— Какими, например?
— Ты про горюч-камень слышал? Ещё дед мой сказывал, что если кто-нибудь найдёт его и сдвинет, то на том месте забьёт животворный ключ. Кто испьёт из того ключа, у того силы много прибавится, а это для нашего бурлацкого ремесла самое то.
— Слышал я, — сказал другой бурлак, — что есть чаша каменная. Да, тут недалече.
— А в чём сила её?
— В том, что пока бьёт родник из неё, войны в здешних местах не будет и благодать будет богородицы над всей Самарой.
— Может, ты и гномов видел, Лука?
— Видел, Ромка, видел.
— Ну, и какие же они?
— Самые маленькие, кафтанец зелёный, колпачишка красный, а у которых и бубенчик имеется. Кто услышит тот бубенчик, тому счастье будет.
— А ты слыхал сам-то?
— Нет, пока не доводилось.
Тут я задал очередной вопрос:
— Вот вы сказали «Самара». Чудное название, откуда оно?
— Старики бают, что жила тут девушка красоты неописуемой. Любила она парня. Прогневались злые духи и обратили парня в утёс. А девка уснула вот в этих вот пещерах.
— И что же? Навечно уснула?
— Не навечно. Кто туда пробовал спуститься, видел луч солнечный. Увидевшие луч говорили: «Сама Ра идёт!» И считалось, что кто пойдёт по нему, обретёт правду жизни.
—И царь Пётр здесь бывал?
— А как же. Орла степного чуть не поймал и был поражён мощью и силой здешних мест. До зари я слушал артельских. А как только заалел рассвет, старший артели скомандовал:
— Вставай, православные, работа не ждёт! А ты, Ромка, песню давай, за мной пойдёшь.
— А звать-то вас как, православные?
— Волгари мы, милый человек. Лямку тянем, правду ищем. Найдём ли? Не ведаем.
Долго я, господа, стоял и слушал «ой, дубинушка, ухнем!» Вот после этого и написал свои этюды.
— Так в чём же идея русского народа?
— Идеей русских, как нации, является поиск правды, от того и сила в них великая. И эту силу не победить никому. Так-то, господа.


Рецензии
Замечательный рассказ о поиске правды русского народа и силе его духа.Вот этим
поиском и отличается Россия и ее народ от
других.
С уважением

Тамара Ивановна Киселева   15.02.2017 08:04     Заявить о нарушении