Юность и старость

Юность и старость

Памятник ( к Музе)
Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов тверже он и выше пирамид;
Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,
И времени полет его не сокрушит.
Так! — весь я не умру, но часть меня большая,
От тлена убежав, по смерти станет жить,
И слава возрастет моя, не увядая,
Доколь славянов род вселенна будет чтить.
Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных,
Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал;
Всяк будет помнить то в народах неисчетных,
Как из безвестности я тем известен стал,
Что первый я дерзнул в забавном русском слоге
О добродетелях Фелицы возгласить,
В сердечной простоте беседовать о боге
И истину царям с улыбкой говорить.
О муза! возгордись заслугой справедливой,
И презрит кто тебя, сама тех презирай;
Непринужденною рукой неторопливой
Чело твое зарей бессмертия венчай.
1795
Между этими двумя стихотворениями Державина примерно 21 год.  Первое стихотворение появилось, когда Державину было 53 года. Державин умер через несколько дней после   второго стихотворения, в возрасте 73 лет. Жизнь полная надежд в значимости своих дел свойственна юности и зрелости, разочарование и бессмысленность принадлежит старости. Хотя, конечно, взятый тут же контр пример творчества Лермонтова опровергнет, казалось бы, все правило. Однако можно сказать, что не опровергнет, а подтвердит правило исключением. Насколько творчество писателей соответствует их возрастным периодам жизни - вопрос не праздный для понимания литературы. Иначе откуда в юноше уныние и разочарование в жизни, когда он еще и жить –то по- настоящему не начал. А у больной старости откуда оптимизм и широкие планы на жизнь, когда смерть на пороге, а болезнь не отпускает. Здесь я говорю о личностной вовлеченности писателя в творчество, которой, наверное, может и не быть совсем. Писать одно, а жить   иначе. Писали же в советское время панегирики советские писатели.
Что касается самого сравнения двух этих стихотворений Державина, то тут, полагаю, нужно подчеркнуть, что в первом стихотворении Муза (литература) вечна и бессмертна, а во втором и звуки лиры и трубы(литература) утонут в пропасти забвения.
Как будет на самом деле никто не знает.



Река времен в своем стремленьи
Уносит все дела людей
И топит в пропасти забвенья
Народы, царства и царей.
А если что и остается
Чрез звуки лиры и трубы,
То вечности жерлом пожрется
И общей не уйдет судьбы.
6 июля 1816



14.02.17


Рецензии
Леш, ты сам понял, что здесь написано?))

Маргарита Виталина   17.02.2017 23:40     Заявить о нарушении
В каком смысле понял?


Селадьин Алексей Владимирович   18.02.2017 11:39   Заявить о нарушении
Например, причем тут Лермонтов?
И где второе стихотворение?
Как будто кусок откуда-то, без конца, начала и середины)

Маргарита Виталина   18.02.2017 17:01   Заявить о нарушении
Лермонтов был молод, но постоянно жаловался на жизнь, хотя жизни-то и не знал в силу возраста, поэтому и был представлен как исключение из правил, которые предполагают зависимость знания жизни и смысла стихотворения. А второе стихотворение Державина полностью в том виде, в каком он его написал и посмертно оно так издавалось. Называлось иногда "На тленность" или "Посмертные стихи Державина".

Селадьин Алексей Владимирович   18.02.2017 18:18   Заявить о нарушении