36. Расставание с Учителем

36.

РАССТАВАНИЕ С УЧИТЕЛЕМ

Учитель мне сказал:

- Это - последнее наше занятие перед твоим отправлением в Путь странствий. Ты освоил все знания, необходимые для обретения бессмертия, и, создав эту поэму, блестяще выдержал экзамены. Но главное в жизни – не теория, а практика. Можно успешно освоить самую совершенную в мире теорию становления Великим человеком, но без практики им не стать, теория так и останется набором пустых знаний. Только сама жизнь может человека чему-то научить. А наша жизнь и есть Путь странствий. И Путь странствий – это прекрасная школа жизни. Помни, что в каждом человеке живёт одновременно и Учитель и Ученик. И от того, насколько гармоничны их отношения, и насколько хорошо Ученик усваивает знания Учителя, зависит его успех в достижении поставленных целей. Никто тебя не сможет ничему научить, если сам ты не научишь себя, и не станешь Учителем. Поэтому я всегда буду находиться в тебе, и как только ты будешь обо мне вспоминать, я буду посылать тебе знаки, которые будут спускаться к тебе с небес.

- Как это? – удивился я.

- А вот так, - сказал учитель и махнул рукой.

И в то же мгновение я видел, как с Неба стали спускаться знаки, сами собой складывающиеся в иероглифы.


Которые я понял так:

ЮНОША И ТИГР

Один монах буддийский жил в отрыве от народа,
В глуши самоусовершенствованием занимался,
В послушники взял мальчика по возрасту три года,
Живя в горах лет десять, вниз ни разу не спускался.

Когда спустились вниз, послушник существа там встретил:
Собак, волов, коней, птиц и животных прочих разных,
Спросил учителя: «А кто они»? И тот ответил:
- «Их создала природа для работ разнообразных:

Вот вол, к примеру, создан, чтоб на нём поле пахали,
Петух – чтоб возвещать рассвет, конь – ездить и есть просо,
Собаки созданы, чтоб дом и стадо охраняли».
Послушник лишь кивал в ответ, не задавал вопросов.

Тут девушка молоденькая мимо проходила,
- «А это кто»? – спросил послушник, на неё кивая.
- «А это - тигр, что всех приблизившихся, пожирая,
Костей не оставляет. Он ужасней, чем могила».

А вечером в горах монах послушника пытает:
- «И кто тебе понравился из всех, что внизу встретил»?
- «Никто, лишь тигр понравился, людей что пожирает.
Никак из головы не выйдет», - юноша ответил.

Как только я понял смысл этих знаков и рассмеялся, Учитель сказал мне:

- Сейчас ты уже не мой послушник, а сам являешься Мужем совершенным. И все вопросы, возникающие в твое голове, ты должен направлять внутрь себя, и сам стараться на них отвечать. Человеку совершенномудрому не нужны няньки и советчики. Вся мудрость заключена в его сердце. В этом и кроется смысл древнего призыва к идущему по Пути человеку: «Убей учителя», что означает, что сам человек должен быть для себя учителем, и жить только своим умом и своими мыслями. Ведь ты же знаешь, что такое человек.

- Да, - ответил я, - я знаю, Учитель.

И рассказал свой стих из моей поэмы:

ЧЕЛОВЕК

У человека нет имени,
Так как имя его забывается,
У человека нет времени,
Так как время его сокращается.

Нет у него и материи,
Так как он постоянно меняется.
Человек свыкся с потерями,
Так как сам постоянно теряется.

Человек не имеет вечности,
Так как тело его истощается,
Он проводит всю жизнь в беспечности,
Хотя сам всем всегда возмущается.

Человек не имеет пространства,
Так как вечно перемещается,
У человека нет постоянства,
Так как он всегда обновляется.

Человек живёт в обновлении,
Но внутри себя не меняется,
Он вечен в своём становлении,
Поэтому и сохраняется.

- Вот видишь, - сказал Учитель, - ты уловил саму суть становления человека.

- Но Учитель, вы обещали мне, что познакомите меня с мудрецами, вашими друзьями, Чжуанцзы, Лецзы и Ян Чжу. Если вы меня покинете, то как я их найду?

- Все эти мудрецы находятся в твоём сердце, - сказал Учитель, - стоит тебе о них подумать, и они тут же явятся к тебе. Более того, скажу, что ты сам являешься одновременно и Чжуанцзы, и Лецзы, и Ян Чжу. Стоит только тебе настроиться на их волну мышления, и ты сам начнёшь мыслить так же, как мыслят они, а это значит, что ты ничем не будешь отличаться от них. Ведь ты являешься частицей целого, а значит, ты являешься любым мудрецом, в мысли которого ты проникаешь. Ты являешься даже той женщиной, в которую влюбляешься, ведь та женщина живёт в тебе, и ты постоянно её ищешь, а когда встречаешь её, то ты как бы с ней сливаешься, растворяясь в ней.

- Вы имеете в виду тигра, который всех пожирает? – улыбнувшись, спросил я его.

- Вот именно, - ответил он, смеясь, - сама жизнь наша и наш путь странствий зависят он того, что и кого мы находим в нашей жизни. Когда ты встречаешь любимую женщину и милых сердцу друзей, то любое место, где ты находишься, преображается, оно становится для тебя самым прекрасным местом в мире, и ты испытываешь счастье. Ведь всё в этом мире зависит от самого человека.

- Но, Учитель, - возразил я ему, - иногда выбор жилья не зависит от человека, ведь он – как перекати поле – куда его несёт судьба, туда он и катится. И бывают случаи, когда это место становится его местом гибели? Как же найти такое место, где нас ожидает счастье?

Но вместо ответа Учитель только махнул рукой и исчез, как бы превратившись в дымку. И к моему удивлению, эта дымка вдруг стала оседать и превращаться знаки – иероглифы текста:
 
Это был прощальный привет моего Учителя, который я перевёл так:

ВЫБОР МЕСТА ЖИЛЬЯ

Один учёный видный поселился в доме странном
На улице Чжучаоцзы в тиши Пекина где-то,
В одной из комнат шторы колыхались постоянно,
От ветра словно, в других не происходило это.

Войдя в неё раз, дети от испуга закричали:
- «Сидит монах там толстый на постели, скалит зубы!»
Как поселился дух злой там, хозяева не знали,
Но после третьей стражи в комнате гудели трубы,

И во всём доме женский плач повсюду разносился,
Понять, откуда лились звуки - было невозможно,
Почувствовав беду, учёный тот переселился,
«Жить плохо с духом злым», – все говорили осторожно.

И с теми, кто там жил, несчастия происходили,
Так умер неожиданно Хуньцзю из управленья,
Он перед этим не болел, его похоронили.
Тому, случалось что, не находили объясненья.

Учитель Чэнь Бо-ай высказывал такое мненье:
- «Ведь не всегда живущий в доме, приносящем счастье,
Бывает счастлив. Но, однако, в доме, где - несчастье,
Случается оно с другим, без всякого сомненья.

И это так же, как бывает: теплый ветер веет,
Но у больного улучшения не наступает,
Где холод иль зараза, там здоровый околеет,
А при огромной дозе от лекарства погибают.

Во всём закономерности есть. Тот, кто это знает,
Не будет спорить, так как всё предвидеть невозможно.
А в нашей жизни очень часто случай всё решает,
Противиться предопределенью судьбы нам сложно.

Мудрец же осторожен - безопасность выбирает,
Он знает, тщательным быть нужно, как в большом, так в малом.
Мэнцзы как-то сказал: «Веление кто Неба знает,
Не встанет тот под стенами, грозящими обвалом».

(продолжение следует)

Власов Владимир Фёдорович


Рецензии